Экспериментальная деятельность в старшей группе «Можно ли обойтись без воздуха?
Цель: Продолжать формировать представления детей о свойствах воздуха: невидим,не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами, делать выводы. Развивать логическое мышление.
Материалы и оборудование: листы бумаги, духи, ванилин, лук, лимон, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насос, сумка-холодильник.
Ход:
Воспитатель: Дети,посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик, а на нем записка. Давайте прочитаем её. Да тут загадка.
"Ты без него не сможешь жить,
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня".
Как вы думаете, что это?
(воздух)
Дети отгадывают и объясняют, почему они догадались.
В.: Для чего нужен воздух?
Д.: Воздух нужен, чтобы дышать.
В.: Можем ли мы его увидеть?
Д.: Нет.
В.: Значит какой воздух?
Д.: Невидимый.
В.: Можем ли мы его почувствовать? Возьмите салфетку и давайте помашем возле лица.
А чем воздух пахнет? (если дети затрудняются ответить, предлагаю отгадать запах: ванили, лимона, духов, лука и т. д.)
Что вы почувствовали?
Д.: Запах предметов, которые вы предлагали понюхать.
В.: Имеет ли воздух свой запах?
Д.: Нет.
В.: А шарик прилетел к нам не один. с ним много друзей - шариков.
Как вы думаете, что внутри этих шариков?
Д.: Воздух.
В.: А в не надутых шарах есть воздух?
Д.: Нет.
В.: Какой шар тяжелее? Надутый или не надутый? Как проверить?
Сегодня мы будем их взвешивать (Дети берут и взвешивают на весах).
Какой шарик тяжелее?
Д.: Надутый.
В.: Почему? (Воздух имеет вес). Дети, а с помощью чего можно надуть шар?
Д.: Ртом.
В.: А хотите, я вам расскажу как можно надуть шарик другим способом?
(Достаю из сумки-холодильника пластиковую бутылку, надеваю на горлышко воздушный шар, ставлю в миску с горячей водой). Дети, что происходит? Почему шарик надувается? Да потому что воздух при нагревании расширяется. Как теперь можно сдуть шар? (Снять с бутылки).
Физкультминутка. "Раздувайся, пузырь"
В.: А теперь нам пора посмотреть, что стало с нашим шариком?
Д.: Шарик сдулся.
В.: Почему? Как вы думаете? (при охлаждении воздух сжимается)
Как вы думаете, еще с помощью чего можно надуть шары?
Д.: Насосом. (Помогаю детям надуть шары насосом)
В.: А теперь, ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали о воздухе?
Д.: 1. воздух невидим.
2. воздух имеет вес.
3. при нагревании, воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.
4. воздух необходим для дыхания людям, животным, растениям.
В.: А теперь шарики, которые мы надули, отнесем в подарок малышам.