a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультации

Автор: Лозовая Лариса Геннадьевна Опубликовано: 2018-09-12 15:56:06

ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ

   Детский  рисунок  современными  исследователями  рассматривается  не  только  с  точки  зрения  проявления  эмоционально – личностной  сферы  ребенка,  но  и  как  показатель  общего  психического  развития.  Рисунки  детей  разных  народов,  но  одного  возраста,  поражают  удивительным  сходством.             

   Рисование   - механизм  выполнения  программы  совершенствования   организма  и  психики.  Рисование  участвует в  формировании  зрительных  образов,  помогает  овладевать  формами,  координировать  перцептивные  и  моторные  акты.  Особенности  детского  рисования  четко  отражают  этапы  развития  зрительно – пространственно – двигательного  опыта  ребенка.   Так,  дети  примерно  до  6  лет  не  признают  пространственного  изображения,  они  рисуют  только  вид  спереди  и  сверху.  Обучение  при  этом  малоэффективно:  даже  учась  рисованию  в  кружках,  дети  в  неформальной  обстановке  предпочитают  выполнять  те  изображения,  которые  соответствуют  их  уровню  развития  и  которые  они  считают  правильными.

       Изобразительная  деятельность  требует  согласованного  участия  многих  психических  функций.  В  процессе  рисования  координируется  конкретно – образное  мышление,  связанного  в  основном  с  работой   правого  полушария  головного  мозга,  а  также  абстрактно – логическое,  за  которое  ответственно  левое  полушарие. 

     Особенно  важна  связь  рисования  с  мышлением  и  речью.  Осознание  окружающего  происходит  у  ребенка  быстрее,  чем  накопление  слов  и  ассоциаций,  и  рисование  предоставляет  ему  возможность  наиболее  легко  в  образной  форме  выразить  то,  что  он  знает  и  переживает,  несмотря  на  нехватку  слов.  Большинство  специалистов  сходятся  во  мнении,  что  детское  рисование – это  один  из  видов  аналитико – синтетического  мышления.  Рисуя,  ребенок  как  бы  формирует  объект   или  мысль  заново,  оформляя  при  помощи  рисунка  свое  знание,  изучая  закономерности,  касающиеся  предметного  и  социального  мира.  Дети  рисуют  не  предмет,  а  обобщенное  знание  о  нем,  обозначая  индивидуальные  черты  лишь  символическими  признаками.  Рисование,  таким  образом,  выступает  своеобразным  аналогом  речи.  Л. С.  Выготский  назвал  рисование  «графической  речью».

     Будучи  напрямую  связанным  с  важнейшими  психическими  функциями – зрительным  восприятием,  моторной  координацией,  речью  и  мышлением, - рисование  не  просто  способствует  развитию  каждой  из  этих  функций,  но  и  связывает  их  между  собой,  помогая  ребенку  упорядочить  бурно  усваиваемые  знания,  оформить  и  зафиксировать  модель  все  более  усложняющегося  представления  о  мире. 

     Внутренний  и  внешний  мир  отдельного  человека  взаимосвязаны,  следовательно,  внутреннее  состояние  проецируется  на  окружающий  мир,  а  внешний  мир  влияет  на  внутренний.  Эта  взаимосвязь  в  разной  степени  выражается  в  рисунках.

     Искусство  дает  ребенку  прямые  средства  конструктивного  выражения  эмоций,  оно  помогает  развивать  визуальную  восприимчивость  ребенка,  учит  его  видеть  более  детально,  глубже  осознавать  форму  и  пространство,  лучше  ориентироваться  в  окружающем  мире.  Графическая  экспрессия  предоставляет  личности  своеобразный,  отличный  от  словесно – логического,  канал  передачи  накопленной  информации.  Искусство  дает  ребенку  невербальные  средства  организации  идей,  которые  дополняют  и  усиливают  его  словесное  познание.

    Многие  современные  психологи  рассматривают  творчество  детей  с  точки  зрения  выражения  в  нем  эмоционально – личностной  сферы  ребенка.  При  этом  они  опираются  на  цветовые  предпочтения  детей.  Цветовые  предпочтения  могут  меняться  в  зависимости  от  возраста.  Дети  дошкольного  возраста  отдают  предпочтение  теплым  тонам – красному  и  желтому  цвету,    причем  красный  цвет  доминирует  на  протяжении  всех  стадий   жизни.

     Красный  цвет  является  самым  эмоциональным.  Его  преобладание  на  рисунке  свидетельствует  об  импульсивности  и  спонтанности  самовыражения,  указывает  на  потребность  в  одобрении  со  стороны  взрослого  или  агрессивность. 

     Оранжевый  цвет  рассматривается  как  эмоционально  сдержанный  красный  цвет.  Он  свидетельствует  об  эмпатии  и  дружелюбии.

     Желтый  цвет  амбивалентен:  светлые  оттенки  указывают  на  интеллект,  доброту;  темно-желтый  цвет -   скрытность,  замкнутость,  недоверие.

      Рисунки  могут  быть  как  сюжетные,  так  и  абстрактные,  т. е.  когда  настроение  передается  через  цвет,  характер  линий,  композицию  различных  элементов.  Абстрактные  рисунки  в  большей  степени  способствуют  отреагированию  отрицательных  эмоций,  развитию  воображения,  самовыражению  личности.  Это  происходит  потому,  что  здесь  снимаются  ограничения,  накладываемые,  с  одной  стороны,  уровнем  сформированности  художественных  навыков  (насколько  ребенок  «умеет»  рисовать  людей,  выдерживая  пропорции   передавая  их  движения  и  т. д.),  а  с  другой  - приобретенными  стереотипами  рисования  (девочки  рисуют  однотипных  принцесс,  а  мальчики – одинаковые  машины).   Именно  поэтому  при  обсуждении  рисунков  следует  избегать  оценок  «технического  мастерства»  автора,  (в  том  числе  оценок  типа  «красиво-некрасиво»),  а  следует  обратить  внимание  на  приемы,  позволяющие  передавать  настроение,  переживания  ребенка.

     Рисунок  долгое  время  служит  основным  способом  самовыражения  ребенка.  детские  рисунки  позволяют  заглянуть  во  внутренний  мир  ребенка  очень  деликатно  и  ненавязчиво.     

 

 

ДЕТСКИЕ  КАПРИЗЫ

   Всем  родителям  без  исключения  трудно  сносить  детские  капризы,  ведь  те  нередко  перерастают  в  настоящие  истерики.  Мамы  и  папы  теряются,  не  зная,  как  лучше  поступить:  то  ли  сразу  наказать  непослушное  чадо,  чтобы  в  другой  раз  неповадно  было,  то  ли,  стоически  перенося  оглушительный  рев,  ждать,  пока  ребенок  сам  успокоится.

   Оба  подхода  неверны,  ведь  в  первом  случае  ребенок  может  превратиться  в  безвольного,  слабого  человека,  а  во  втором – в  маленького  неуравновешенного  шантажиста,  который  думает,  что  истериками  и  плачем  можно  всего  добиться.  От  способа,  который  вы  изберете  для  «борьбы»  с  капризами,  во  многом  зависит  формирование  характера  вашего  ребенка,  а  значит,  и  его  будущее.

   Прежде  всего  попытайтесь  выяснить  причину  каприза.  Основных – четыре.

   Первая  причина – у  ребенка  что-то  болит.  Мы  ведь  взрослые  тоже  становимся  раздражительными  и  капризными,  когда  хандрим.   В  этом  случае  нужно  с  ребенком  поговорить  и  попытаться  выяснить,  что  с  ним  происходит.  Не  оставляйте  его  одного  плакать  в  углу,  говоря  себе:  «Поплачет – перестанет».  Возможно  ребенку  нужна  помощь.

   Вторая  причина – желание  привлечь  к  себе  внимание,  которого  ребенку  не  хватает.  Другого  способа  он  просто  не  знает.  Но  у  вас  полно  других  дел.  Да  и  капризничает  ребенок  по  десять  раз  на  дню,  не  можете  ведь  вы  все  десять  раз  успокаивать  его.  Так  и  дня  не  хватит.  Но  поговорите  с  ним  лишь  раз,  и,  увидите,  истерики  сойдут  на  нет,  потому  что  ребенок  поймет,  что  вы  его  любите.  Для  него  очень  важно,  чтобы  вы  его  услышали.  Не  называйте  его  «плохим»  или  «непослушным».  Этим  вы  только  усугубите  ситуацию.  Ему  нужна  от  вас  любовь  а  не  упреки.

   Третья  причина – шантаж.  Если  ребенок  понимает,  что  слезами  и  громким  ревом  может  многого  от  вас  добиться -   он  этим  начинает  пользоваться.  Виноваты  в  этом  сами  родители,  потому  что  вовремя  не  проявили  твердости  и  начали  во  всем  потакать   ему.  Но  здесь  нужно  помнить,  что  твердость  это  не  категорические  запреты  и  частые  наказания,  а  разговор  с  ребенком  «по  душам».  Спокойно  и  без  крика  ему  нужно  объяснить,  что  вы  не  купили    машинку  вовсе  не  по  тому,  что  он  в  чем-то  провинился.  Просто  у  мамы  сейчас  нет  денег.  Малыш  даже  в  2-3  года  должен  понимать,  что  есть  в  нашей  жизни  правила,  которые  ни  при  каких  обстоятельствах  не  могут  быть  нарушены. 

     Четвертая  причина – чрезмерная  опека.  Чрезмерная  опека  и  лишение  ребенка  самостоятельности  чаще  всего  заставляют  его  капризничать.  Ваш  ребенок  непременно  станет  капризулей,  если  вы  будете  постоянно  диктовать  ему,  как  себя  вести.  Конечно  же  вы  действуете  из  лучших  побуждений,  но  одного  строгого  окрика  недостаточно.  Ребенок  сильно  реагирует  на  тон  запрета,  настолько  категоричный,  что  ему  становится  обидно.  Почему  вы  так  строго  говорите  ему  «нельзя»?  Он  что  в  чем-то  провинился?  Или,  может  быть,  мама  с  папой  его  нисколечко  не  любят?  Естественно,  он  окажет  сопротивление.  Поэтому  все  свои  запреты  ребенку  нужно  объяснять.

     Но  не  упрямы  ли  вы  сами?  Это  ведь  вы  постоянно  говорите  ему  «нельзя», «не  ходи»,  «не  трогай».  А  ребенок  просто  отстаивает  свою  позицию.  И  правильно  делает!  Ведь  его  каприз – это  не  просто  каприз,  т.е.  не  самоцель,  а  желание  отстоять  свое  право  на  самостоятельность – один  из  обязательных  этапов  взросления.

     Конечно,  мамам  и  папам  гораздо  легче  жить,  когда  их  ребенок  сидит  в  сторонке.  Родители  могут  спокойно  заниматься  своими  делами.  Жесткими  приказами  и  запретами  они  почти  полностью  избавили  себя  от  его  шалостей  и  капризов.  Но  каким  вырастет  такой  ребенок?  Слабым,  робким,  безвольным.   И  очень  скоро  родители  будут  жаловаться  на  то,  что  их  ребенок  сам  не  способен  принимать  решения,  не  умеет  ладить  с  окружающими,  боится  самостоятельности.

     Не  запрещайте  ребенку  все  подряд.  Дайте  ему  возможность  набить  себе  хотя  бы  пару  шишек.  В  возрасте  2 – 5  лет  ребенка  так  и  тянет  сделать  то,  чего  нельзя.  А  когда  вы  запрещаете  ему  то,  что  категорически  нельзя,  например,  близко  подходить  к  проезжей  части,  не  ленитесь  объяснить  суть  запрета.  И  постарайтесь  найти  золотую  середину  между  свободой  и  чрезмерной  опекой.

 

 

Я БОЮСЬ

 

                                                               

                                                                    «Настоящее  чудо  детства  в том,

                                                                    что  дети,  как  правило, быстро

                                                                    вырастают  из  своих  страхов 

                                                                    благодаря  огромным  внутренним

                                                                    источникам  надежды, здравомыслия

                                                                    и  способности  к  самосохранению».

 

    Страх  -  одна  из  первых  эмоций,  которую  испытывает  новорожденный  младенец.  Вполне  вероятно,  что  даже  самая  первая.  Во  всяком  случае,  многие  врачи  и  психологи  считают,  что  ребенка,  проходящего  через  родовые  пути,  охватывает  запредельный  ужас.  Может,  поэтому  в  старину  бытовало  поверье,  что  дети,  появившиеся  на  свет  в  результате  кесарева  сечения,  отличаются  особым  бесстрашием…

    Как  бы  там  ни  было,  но  еще  толком  не  выпроставшись  из  пелены  сна,   окутывающей  малыша  в  первые  месяцы  жизни,  он  начинает  пугаться.  Сначала  резких  звуков,  потом  незнакомой  обстановки.  Чужих  людей.  И  это  вполне  естественно.  Малышу  неуютно  в  огромном  незнакомом  мире.  Это  все  равно,  что  взрослым  людям  вдруг  очутится  на  неведомой  планете,  населенной  великанами.

    И  поначалу  родители  относятся  к  детским  страхам  с  пониманием  и  сочувствием.  Но  довольно  скоро  отношение  начинает  меняться.  Ребенок  трех,  четырех  и,  тем  более,  пяти  лет  уже  частенько  слышит,  испугавшись  чужого  дяди  или  собаки:  «Ай-ай-ай!  Как  тебе  не  стыдно?  Ты  же  уже  большой!»

    Но,  увы,  если  про  многие  детские  проблемы  можно  сказать,  что  скорее  всего  ребенок  их  со  временем  перерастет,  то  со  страхами  дело  обстоит  отнюдь  не  так  утешительно.  Ребенок  растет,  и  очень  часто  страхи  растут    вместе  с  ним.  Чем  больше  расширяются  его  познания  и  развивается  фантазия,  тем  больше  он  осознает  опасности,  подстерегающие  человека   в  нашем  далеко  небезопасном  мире.  Особенно  сейчас,  когда  этот  мир  нестабилен  и  заряжен  агрессией.  В  последние  годы  специалисты  отмечают  существенный  рост  детских  страхов,  и  это  очень  тревожно.

    Многие  родители  обеспокоены  появлением  страхов  у  детей.  Детские  страхи  свойственны  определенному  возрасту,  уровню  психического  развития.   Но  страх – это  не  только  зло,  он  как  предупреждающий  сигнал.  А  если  вовремя  предупредить,  то  можно  вовремя  и  изменить.  Для  здорового,  нормально  развивающегося  ребенка  испуг  и  страх – естественные  реакции  познания  окружающего  мира,  когда    они  эпизодичны  и  полностью  не  подчиняют  воображение  ребенка.  И  наоборот,  если  ребенок  бесстрашен  и  даже  возрастные  страхи  ему  не  свойственны,  то  возможна  задержка  психического  развития.

 

 Наиболее  характерные  возрастные  страхи:

 

  • Новорожденные пугаются  резких  звуков,  приближения  больших  предметов.
  • В 7  месяцев  ребенок  проявляет  сильное  беспокойство  при  долгом  отсутствии  матери – предтеча  будущего  страха  одиночества.  Подобный  страх  максимально  выражается  у  девочек  до  2,5  лет  и  у  мальчиков  до  3-х  лет.
  • В 8  месяцев    появляется  страх  перед  незнакомыми  людьми.  Обычно  этот  страх  проходит  к  середине  2-го  года  жизни.
  • В 2  года  боязнь  неожиданного  появления  резкого  звука,  боли,  высоты,  может  возникнуть  страх  перед   животными,  движущимся  транспортом.  Чаще  всего  малыши  этого  возраста  боятся  темноты.
  • В 3  года  появляется  страх  перед  наказанием.  Все,  что  днем  тревожило  ребенка,  находит  отклик  в  его  сновидениях.  Малыш  во  сне  испытывает  страх.  Все  неприемлемые  отношения  наяву  мерещатся  ему  в  ночных  кошмарах.  Страх  у  детей  этого  возраста  выражен  значительно  меньше,  если  не  подавляется  «Я»  ребенка,  т.е.  он  должен  иметь  возможность  выражать  свои  эмоции  и  переживания.
  • От 3-х  до  5-и  лет    многие  дети  боятся  сказочных  персонажей  (Бабу  Ягу,  Кощея  и  т.п.),  боли,  воды,  транспорта,  одиночества,  темноты,  замкнутого  пространства. Багаж  ребенка  к  3-м  годам – услышанные  сказки.  Эти  сказки  ночью  оживают  в  самых  отрицательных  вариантах.  Когда  ребенку  часто  снится  Бармалей,  Кощей  то,  вероятнее  всего,  у  ребенка  проблемы  в  отношениях  с  отцом.  Когда  во  сне  приходит  Баба  Яга – то  это  отблеск  конфликта  с  матерью.  Особенно  часто  последние  страхи  встречаются  у  детей,  чьи  родители  беспокойны  и  в  то  же  время  излишне  принципиальны.
  • В 6  лет  появляется  страх  смерти.  Ребенок  начинает  вдруг  осознавать,  что  смерть – естественное  завершение  всей  жизни  и  рано  или  поздно  это  все-таки  произойдет.  Боязнь  умереть – это  возрастное    отражение   формирующейся  концепции  жизни  и  аффективно-заостренное  выражение  инстинкта  самосохранения.
  • В 7 – 8  лет  прежние  страхи,  как  правило,  смягчаются,  но  появляются  новые:  боязнь  опоздать,  быть  неуспешным  и  т.п.

 

    Во  многом  в  возникновении  страха  у  детей  родители  виноваты  сами.  Запугивание  врачом,  милиционером,  собакой,  уколами  используют  как  метод  воспитания.  Подобный  репертуар  родительских  угроз  вызывает  страхи  главным  образом  у  детей  младшего  дошкольного  возраста,  когда  ребенок  боится  разлуки  с  матерью,  верит  в  реальность  угроз  и  в  существование  сказочных  персонажей.  У  старших  дошкольников  в  большей  степени,  чем  угрозы,  способствуют  возникновению  страхов  оскорбления,  унижающие  чувство  собственного  достоинства  и  подрывающие  веру  в  себя,  вроде:  «Бестолочь!»,  «Неумеха»  и  т.д.

    Очень  часто  страхи  появляются  у  детей,  когда  их  чересчур  опекают.  Казалось  бы,  усиленная  опека  должна  создавать  у  ребенка  чувство  защищенности  и,  соответственно,  внутреннего  комфорта.  Но,  когда  ребенка  излишне  опекают,  он  ощущает  себя  маленьким  и  слабым,  мир  представляется  ему  грозным  и  враждебным.  А  поскольку  мира  такой  ребенок  практически  не  знает  (ему  не  дают  возможности  с  ним 

познакомиться),  место  знаний  занимают  фантазии.  Неизвестное  всегда  страшит  вдвойне.

    Излишняя  строгость  родителей  также  способствует  появлению  страхов.  Однако  это  будет  справедливым  только  в  отношении  родителей  того  же  пола,  что  и  ребенок,  т.е.,  чем  больше  запрещает  мать  дочери  или  отец  сыну,  тем  больше  вероятность  появления  у  них  страхов.

    Помимо  перечисленных  факторов  страхи  возникают  и  в  результате  фиксации  в  эмоциональной  памяти  сильных  испугов  при  встрече  со  всем,  что  олицетворяет  опасность  или  представляет  непосредственную  угрозу  для  жизни,  включая  нападение,  несчастный  случай,  тяжелую  болезнь.

    Еще  одним  источником  страхов  является  психологическое  заражение  от  сверстников  и  взрослых  вследствие  безотчетного  подражания.

    Пик  детских  страхов  приходится  примерно  на  4  года.  К  этому  возрасту  маленький  человек  достаточно  полно  осознает  свою  «самость»,  осознает  себя  отделенным  (отдельным  от  других)  существом.

    Иногда  бывает  очень  трудно  угадать,  что  чувствует  ребенок  спасаясь  от  самых  страшных  страхов,  дети  смеются,  шумят,  могут  тихо  сидеть  в  уголке,  а  могут  играть  и  прыгать.  Они  пока  плохо  отдают  отчет  своим  чувствам,  зачастую  сами  не  понимают:  почему  так  внутри  больно? – и  заглушают  эту  боль,  как  получится.  Если  такие  переживания  и  страхи  случаются  часто,  если  не  помогать  ребенку – такая  «испуганность»  станет  хронической.  Мы  не  можем  оградить  детей  от  того,  что  они  видят  вокруг,  и  от  того,  что  они  узнают  об  этом  мире.  И  от  всех  страданий  тоже  оградить  не  можем,  но   мы  можем  их  умерить.  И  тогда  дети  научатся  управлять  своими  страхами. 

 

 Как  избежать  возникновения  и  закрепления  страхов:

 

  • Ни в  воем  случае    не  ругайте,  не  наказывайте   и  не  стыдите   ребенка  за  его  трусость. Когда  ребенок  боится  замкнутого  пространства,  темноты,  то  зажгите  лампу,  откройте  двери,  побудьте  рядом.  Пусть  его  любимая  игрушка  будет  находиться  вместе  с  ним  в  кроватке.
  • Не пугайте  малыша  (отдам  чужой  тете,  придет  Баба  Яга,  не  подходи  к  собаке – укусит  и  т. п.),  даже  тогда,  когда  сами  опасаетесь  за  его  безопасность.
  • Не перегружайте  фантазию  ребенка:  игрушки  должны  соответствовать  возрасту  ребенка,  исключите  агрессивные  фильмы,  мультфильмы  и  книги.
  • Повышайте самооценку  ребенка,  поощряйте  развитие  самостоятельности,  пусть  ребенок  чувствует,  что  он  многое  умеет,  многое  значит.
  • Все дети  любят  фантазировать,  воспользуйтесь  этим,  пусть  он  рисует  свои  страхи,  сочиняет  сказки,  в  которых  он  сильный  и  смелый.
  • Можно проиграть  пугающее  событие  в  ролевой  игре,  где  бы  страшное  показалось   смешным  или  обыденным.  Если  ребенок  боится  собак,  поиграйте  с  ним  в  пограничника,  где  он  будет  пограничником  с  любимой  собакой,  без  которой  никак  нельзя.  Когда  ребенок  боится  темноты,  поиграйте  с  ним  в  разведчиков,  когда  боится  врача – в  больницу.  Пусть  ребенок  сам  лечит,  делает  уколы.  Главное – игра  должна  быть  интересной,  захватывающей,  и  конечным  результатом  ее  должно  быть  убеждение  ребенка  в  том,  что  его  страх  напрасный.
  • Помните, что  ребенок  еще  не  может  в  полной  мере  управлять  своим  поведением,  поэтому  словесные  убеждения  малоэффективны.  Будьте  терпимы  к  ребенку!

 

Темперамент - основа поведения

   Присмотревшись внимательнее к своему ребенку, Вы заметите, что он отличается от других детей. Часто родители сравнивают своего малыша с его сверстниками и переживают, что он еще не умеет так хорошо говорить, как соседский Петя; плачет чаще, чем старшая сестричка; у него много страхов или, наоборот, ничего не боится; часто просто неуправляем, не то, что спокойная девочка, живущая напротив. Сравнивая детей, родители забывают, что каждый малыш уже с рождения индивидуален и развивается по схеме, заложенной природой. «Индивидами рождаются, личностями становятся».

Поведение и эмоциональные реакции ребенка зависят, прежде всего, от ТЕМПЕРАМЕНТА. Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Проявление того или иного типа можно заметить уже в раннем детстве.

Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать своего ребенка, эффективнее воспитывать и развивать его. Если у мамы и ребенка темперамент схожий, они быстрее найдут общий язык, если же темпераменты резко отличаются (мама – холерик, малыш – флегматик), это ведет к проблемам в общении с ребенком, в его воспитании, т.к мама часто требует от него то, на что он не способен (быть лидером в общении со сверстниками, быть раскованным, быстро одеваться и т.д.). В таком случае взрослому стоит подстроиться под ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, контролировать свои эмоции, чтобы не зародить у малыша комплекс неполноценности.

В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но все же преобладает один тип.

Итак, четыре типа темперамента.

Сангвиник
Ребенка-сангвиника отличает выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Он верток и подвижен, слезы появляются мгновенно, но малыш быстро утешается, не злопамятен. Может быстро переключаться с одного занятия на другое, но если ему интересно – может заниматься одним делом, не отвлекаясь и не утомляясь. Любит как подвижные игры, так и спокойные. Добрый, не жадный. Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным, но в общении приятен, любит фантазировать. Преобладающее настроение – веселое, жизнерадостное. Как и холерик, маленький сангвиник самостоятелен и настойчив, однако эти качества проявляются только при заинтересованности ребенка. Вам не удастся заставить сделать своего малыша то, что он не захочет сам. Ребенок может сдерживать проявление своих чувств, поэтому вспышки гнева и агрессии бывают у него крайне редко. Он скорее проигнорирует Ваше требование и продолжит заниматься своим делом. Малыш склонен обдумывать свои действия и поступки; легко привыкает к новой обстановке, приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться; находит общий язык с детьми и взрослыми; быстро усваивает правила поведения, послушен. Сангвиник компромиссен, это помогает ему пережить жизненные трудности. Обычно быстро засыпает, спит хорошо, просыпается с улыбкой. Печалится редко, легко поднять ему настроение.
Такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве), выполнять роль буфера между холериком и флегматиком.

Холерик
Маленький холерик не боится трудностей, упорен в их преодолении. Всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен. Если поставил перед собой цель, обязательно ее достигнет (достать Вашу любимую вазу с полки или простроить башню из кубиков) При этом проявит удивительную изобретательность. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, часто бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, которая очень развита. Холерик энергичен, непоседлив, импульсивен; много, громко и быстро говорит; выразительная мимика. Основное настроение—жизнерадостное, веселое, но быстро меняется; может быть несдержан. Легко приходит в ярость, но быстро успокаивается, не злопамятен. В поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих. Несдержанность приводит к многочисленным жалобам воспитателей в детском саду: малыш неусидчив, много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить. Со сверстниками часто ссорится, даже дерется, доказывая свою правоту силой, а не разумными доводами. Любит играть в подвижные игры, часто достаточно агрессивные. Спит мало, просыпается рано; в еде неразборчив, ест «на лету», «кусочничает».
При воспитании маленького холерика от Вас потребуется бдительность, настойчивость, строгость. Старайтесь предугадать действия ребенка, если они таят в себе опасность, необходимо остановить малыша, объяснить ему, к чему может привести его поступок. Дома должны действовать четкие законы поведения (не очень много запрещайте), которые должны соблюдаться всеми. Замечания, сделанные вовремя, оказывают стимулирующее действие. Такому ребенку необходимо большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. Полезны занятия спортом, подвижный образ жизни. Учите ребенка проигрывать, думать над своими поступками. Читайте книги и истории о героических поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать, объяснять неправоту лучше, когда ребенок успокоится. Нельзя стыдить при других!!!

Меланхолик
Малыш-меланхолик малоактивен, движения его слабые, речь тихая и неторопливая. У меланхолика богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. При этом он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам. Например, несколько минут назад малыш увлеченно рисовал, и вот уже горько плачет. Из-за чего? Может, рисунок не получился или карандаш сломался. Малышу нетрудно найти повод для огорчения. Плачет часто, долго и горько. С трудом включается в игры других детей, пугается чужих, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый. Такого малыша часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность. Он не любит играть в подвижные игры, разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, но без особых проблем, в кровати любит размышлять и фантазировать; утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, не любит спорт, соревновательные игры. Застенчивость, нерешительность, робость чаще встречается именно у меланхоликов. Во время адаптации к детскому саду часто наблюдается регресс в развитии (ребенок «скатывается» назад, забывает многие умения и навыки). Зато их чувствительность – залог отзывчивости и доброты, которые притягивают к ним друзей.
При воспитании такого ребенка главное – такт и терпение. Он очень медленно учится, потому что боится нового, везде ему мерещатся трудности и опасности, при возникновении проблем сразу опускает руки. Вместо того, чтобы переживать, что малыш упадет с горки, Вам придется уговаривать его залезть туда. Меланхолики обычно исполнительны и старательны, но не любят привлекать к себе внимания. Они не публичные люди, отказываются выступать на утренниках, отвечать у доски. Любое замечание, плохая оценка приводят ребенка в отчаяние. Поэтому вам придется постоянно поддерживать самооценку ребенка, контролировать свои слова и эмоции; приучайте к критике постепенно, ни в коем случае не кричите, говорите спокойным голосом, приводите доводы, тут же похвалите малыша за другие достижения или просто за старание. Утешьте, если он заплакал, и предложите свою помощь. Помните, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для Вашего ребенка, от этого он может даже заболеть. У малыша в семье должен быть человек (мама, папа, бабушка или домашнее животное), которому он мог бы полностью довериться, постоянно получать от него тепло и внимание.

Флегматик
Малыш-флегматик не склонен к бурному выражению своих чувств. Медлительный молчун, полненький, спокойный. Его мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь медленная, с

Оставить комментарий: