a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методика проведения занятий по физо

Автор: Денисова Наталия Сергеевна Опубликовано: 2018-09-19 22:17:44

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15

(МБДОУ «Детский сад № 15»)

 

Семинар – практикум:

«Формы организации детей в основной части физкультурного занятия для повышения моторной плотности»

  

Подготовила:

Старший воспитатель Денисова Н.С.

 

Саров 2018

Выстраивать физкультурные занятия необходимо таким образом, чтобы обеспечивалась предварительная психологическая и физическая подготовка детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений.

Структура занятия по физической культуре:

  1. Вводно-подготовительная часть (2-4 минуты (в зависимости от возраста детей ) на общую и специальную подготовку – 4 – 8 минут);
  2. Основная часть (от 5 до 20 минут в зависимости от возраста);
  3. Заключительная часть – 2-4 минуты

Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения.

Вводно-подготовительная часть

Задачи:

- организовать детей, собрать и активизировать их внимание, вызвать интерес к занятию, создать бодрое настроение.

Используются:

  • строевые упражнения (построение в ширенгу, в колонну по одному, повороты, престроение в колонну по 2,3,4, в круг, врассыпную);
  • различные виды ходьбы (широким шагом, с высоким подниманием колен, змейкой, со сменой направления, с препятствиями) и бега (в колонне по одному, врассыпную, со сменой направления),
  • прыжки (на двух и одной ноге на месте и с продвижением вперед),
  • упражнения и игры на внимание ;
  • ОРУ (количество упражнений в зависимости от возраста с 4 до 8), с детьми младших групп используется имитация и игровая форма.

Детям старшего дошкльного возраста коротко рассказывают, чем будут заниматься. Это мобилизует их на достижение конкретных результатов, связанных с формированием двигательных умений, развитием физических качеств.

Первая часть занятия обеспечивает решение задачи – общей и специальной подготовки организма к повышенной физической нагрузке, которая планируется в основной части занятия, т.е. решается задача по подготовке мышц, связок, суставов, костной, сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной  систем к более активной работе. Специальная подготовка направлена на подготовку тех мышц, связок , суставов, которые учавствуют в упражнениях основной части. Например, если в основной части вы отрабатываете прыжки, то необходим подбор упражнений на ноги, если планируется метание – подбор упражнений на плечевой пояс и рук. Специальная подготовка решается с помощью ОРУ (общеразвивающих упражнений) и подготовительных упражнений.

В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Новые упражнения необходимо разучивать в начале основной части, и уже после этого закреплять навыки в освоенных движениях и развивать физические качества.

  • Прыжки, метание, лазание и тд.
  • Игры большой подвижности.

Заключительная часть. Ее задача – снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия.

  • Ходьба (различные виды ходьбы – на носках, пятках и т.д.).
  • бег в среднем и медленном темпе,
  • ОРУ для плечевого пояса, успокаивающие организм (дыхательная гимнастика)
  • Игры малой подвижности

Подведение итогов в заключительной части обязательно (кто занимался лучше всех и почему добился успехов или что надо отработать на прогулке)

Успешное решение образовательных задач, решаемых на заняти по физической культуре во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии.

Выделим основные способы:

  • Фронтальный;
  • Групповой;
  • Индивидуальный.

При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение (например: все вместе прыгают на двух ногах).

Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей, при его использовании создаются наилучшие условия для решения всех задач физического воспитания. Педагог держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ее деятельностью, делая соответствующие указания (при условии что все дети одновременно и правильно выполняют указания педагога).

При одновременном выполнении упражнений увеличивается физическая нагрузка, что способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств, укреплению мышц, других органов и систем организма. Вместе с тем дети приучаются к коллективному выполнению упражнений.

Существенный недостаток – при одновременном выполнении упражнений затруднен индивидуальный подход к каждому ребенку.

Фронтальный способ организации применяется во всех частях занятия, в том числе и в основной. Например: метание мешочков с песком, отбивание мяча и тд.

При групповом способе группа разделена на несколько подгрупп (от 2 до 4). Каждая подгруппа получает отдельное задание. Например: одна подгруппа ходит по гимнастической скамейке, другая выполняет упражнения на шведской стенке или метает в цель и тд.

После того как дети выполняют упражнения несколько раз, подгруппы меняются местами. Подгруппы меняются столько раз, сколько подгрупп детей на занятии. Таким образом каждая подгруппа успевает позаниматься всеми запланированными упражнениями.педагог в это время не выпускает из вида все подгруппы и сам находится там, где требуется страховка или руководство упражнениями.

Например: в одной из подгрупп дети должны ударить об пол мячам отсебя с такой силой, чтобы мяч отскочил к другой подгруппе, расположенной на противоположной стороне, для выполнения этого упражнения группа делится на две подгруппы, по сигналу дети отбивают мяч, педагог следит за техникой выполнения, отмечет положительное и отрицательное в их действиях.

У группового способа так же есть свои недостатки: физическая нагрузка увеличивается незначительно, потому что одновременно может выполнять упражнение один ребенок, все остальные должны ждать своей очереди.

Такой способ организации детей позволяет применять его в старшем дошкольном возрасте, когда повторяются уже разученные упражнения, когда ставится задача – развить у детей умение закреплять полученные ранее умения.

При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по очереди. Это позволяет педагогу проверить качество выполнения упражнений и дать соответствующие указания (особенно важно на этапе разучивания упражнения). Остальные дети наблюдают за исполнителем и отмечают как положительные стороны, так и недостатки.

Недостатки: физическая нагрузка снижается, потому что выполнять упражнение может  только один ребенок, все остальные должны ждать своей очереди.

Поточный способ организации детей на занятии, заключается в том, что дети стоят в колонне по одному и упражнения выполняются «стационарно» передвигаясь по кругу и переходя от одной «станции» к другой, т.е. без перерыва выполняет серию упражнений. Например, сначала ребенок идет по гимнастической скамейке, затем подлезает под дугу, встает, подпрыгивает и дотягивается до погремушки, потом бросает мяч в корзину. Перейдя на другую сторону зала, где расположено то же оборудование, ребенок снова выполняет эти 4 упражнения. Непрерывный поток проходит 4 – 6 раз, повторяя серию упражнений.

Чем больше в зале оборудования, тем меньше приходится ждать своей очереди, тем самым увеличивается физическая нагрузка. Дети занимаются с интересом и не чувствуют переутомления.

Таким образом у них развивается выносливость. Поточный способ применяется при закреплении двигательных навыков, или необходимо увеличить физическую нагрузку и усилить ее воздействия на физические качества. Подбираются знакомые детям упражнения.

Недостатки: отсутствие перерывов между упражнениями затрудняет наблюдение за детьми и исправление у них ошибок.

 

Выбор способа организации детей зависит:

  • от новизны, сложности и характера упражнений;
  • от материальной оснащенности и места проведения занятия;
  • от величины площадки или зала;
  • от возраста детей и их подготовленности.

На одном занятии можно чередовать разные способы организации детей. Например: сначала дети метают мешочки одновременно, а затем индивидуально, где проверяется техника выполнения упражнения, делаются рекомендации и исправляются ошибки, а все остальные дети следят за выполнением и оценки техники метания для всех детей. После этого дети снова все одновременно метают  на дальность. Фронтальный способ сочетается с индивидуальным.

Тщательная подготовка к занятию в значительной степени предопределяет успех в решении намеченных образовательных задач.

Подобрав упражнения, определив последовательность их выполнения, педагог продумывает способы организации детей и методику обучения. Важно заранее решить дозировку упражнений, темп, какие команды будут подаваться, для каких упражнений необходимость музыкального сопровождения, какие объяснения и указания будут применяться. Важно подумать расположение оборудования, которое будет применяться на занятии, чтобы не тратить время на раскладывание. Обсудить с воспитателем группы содержание занятия.

В младшем возрасте даются 2-3 основных движения: 1-2  в виде упражнения, 1-2 в подвижной игре.

В старшем возрасте включают 3 – 4 основных движения: 2-3 в видеупражнений1-2 в подвижной игре.

Подвижная игра подбирается на закрепление основных движений.

Целесообразно чередовать упражнения спокойного характера (подлезание, метание в цель и др.) с более интенсивными (прыжки, бег). Нецелесообразно включать в основную часть несколько упражнений, требующих поочередного выполнения (прыжки в длину и в высоту с разбега): уменьшается двигательная плотьность занятия снижается внимание и  интерес. Сильные по физиологическому воздействию на организм движения (бег, прыжки) нужно чередовать с успокаивающими упражнениями (ходьба). За упражнениями статического характера, которые требуют сосредоточения и внимания, должны следовать более динамичные движения (бег, прыжки).

В занятие включают подвижные игры уже знакомые детям, сберегая тем самым время на их разучивание. В занятие включают игры высокой подвижности, но исключают те из них, где основу составляют движения, которым обучали на данном занятии.

Плотность основной части занятия – одна из главных задач педагога, ходзанятия должен быть непрерывным и по возможности безостановочным.

Список литературы:

  1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации Текст. : Сборник статей и документов / Отв. ред. Т. И. Оверчук. -2-е изд. исп. и доп. М.: ГНОМ и Д. 2004.-344 с. - ISBN 5-296-00193-1.
  2. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. : Сборник науч. трудов / Сост. Н.Т. Терехова и др. М.: АПН СССР. 1989. -142 с.
  3. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: книга для воспитателей детского сада. -2-е изд., испр. Текст. / С.Я. Лайзане. - М.: Просвещение. 1987.-160 е.: ил.
  4. Леви-Гориневская, Е.Б. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста Текст. / Е.Б. Леви-Гориневская. - М., 1955. - 231 с.
  5. Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений 2-е изд., исп. и доп. Текст. / М.Д. Маханёва. - М.: АВКТИ. 2000. -108 с. -ISBN 5-89415-064-7.
  6. Пензулаева Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста Текст. : Автореф. дис. канд. пед. наук / Л.И. Пензулаева. М., 1973.-20 с.

 

Оставить комментарий: