a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Особенности развития моторной сферы у дошкольников с ТНР

Опубликовано: 2014-11-05 05:41:41

В логопедической практике часто встречаются дети с нарушениями речи, имеющие в заключени и невропатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой микросимптоматики. Однако коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов. Следовательно, встает вопрос о дообследовании и более детальном изучении причин и механизмов возникновения данных нарушений. При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в следующем: общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями; может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей; при функциональной нагрузке возможны содружественные движения( синкенезии) ; нарушения мышечного тонуса; непродуктивность движений; н едостаточность выполнения сложных движений; ошибочная пространственная организация движений. К примеру, ребенок с речевой патологией несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках. У детей с формой речевой патологии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются: в нарушении точности движений; в снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую; в замедленном включении в движение; в недостаточной координации; пальцевые пробы выполняются неполноценно; наблюдаются значительные затруднения. При нормальном ходе речевого развития к 5- 6 годам у ребенка артикуляционная база всех звуков должна быть сформирована. Если же этого не происходит, то такая задержка свидетельствует о наличии каких- то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильной артикуляцией звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения требующих специальной логопедической помощи. Артикуляция[ лат. articulare членораздельно разговаривать] - деятельность органов речи( губ, языка, мягкого неба, голосовых складок) , необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов. Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка. Это может быть зубочелюстная патология, слишком большой или слишком маленький язык, короткая подъязычная связка( или так называемая уздечка языка) , расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба( ринолалия) . При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искаженно, а не заменяются другими звуками. Это объясняется тем, что ребенок, различающий на слух все звуки речи, после выхода из периода   возрастного косноязычия, обычно не идет на полную замену одного звука другим. Эта   искаженность   в звучании звуков бывает заметна уже в период   возрастного косноязычия, поскольку употребляемые ребенком звуки- заменители звучат не чисто, а как бы с посторонним призвуком хлюпанья, шепелявости, что сразу обращает на себя внимание. Другой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность органов артикуляции. Чаще всего речь здесь идет о парезах мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки. Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. Здесь может наблюдаться следующие: невозможность вытянуть губы вперед- вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие- то хаотичные движения; асимметричность улыбки( оскала) при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остаётся неподвижной или совершает минимальное движение. Невозможность распластать язык во рту, сделать его широким( то есть склонность языка к постоянному сужению) . Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта- ребенок не может удержать язык горизонтально. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребенок как бы поддерживает, подталкивает язык вверх нижней губой. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряженно, всей своей массой; кончик языка не выражен. Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык- наблюдается его дрожание, хаотичное подергивание мышц, свидетельствующее об их слабости. Склонность к удерживанию языка во рту   комком. Этот   комок   будет хорошо виден, если попросить ребенка широко открыть рот. Таким образом, нарушения моторики, как артикуляционной, так и общей и мелкой, может создать трудности в овладении письменной речью в школьном возрасте, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. 3 МОЗГОВЫХ ЦЕНТРА. Я хочу подробно остановиться на мозговых центрах человека, отвечающих за нашу речь, для того, чтобы отчетливо представляли важность занятий физкультуры для детей с речевой патологией. За речь отвечают три мозговых центра, что выражается в речевых координациях голосового аппарата, создающих гладкий поток речевых звуков: • моторный( двигательный) «Центр Брока » производит речь, регулируя голосовой аппарат( голосовые связки, мышцы гортани) , управляя речевой и дыхательной мускулатурой и всем тем, что участвует в произношении звуков. Именно, в «зоне Брока », расположенной в задней части нижней лобной извилины левого полушария( у правшей) , — центре моторной речи — формируется двигательная программа речевого высказывания. • с енсорный( чувствующий) «Центр Вернике — слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать, распознавать и контролировать свою и чужую речь. «Зона Вернике» — центр восприятия речи — расположена в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария( у правшей) . • при помощи третьих «ассоциативных»( объединяющих) центров, расположенных в нижней теменной доле и отвечающих за правильный подбор слов, мы анализируем, «думаем», что говорить дальше, создавая связную структуру фраз и выстраивая предложения. Это единый круговой процесс, а недостаток движения замедляет этот процесс развития речевых функций.   Соответственно, наблюдается отставание моторики( снижение силы, быстроты, выносливости) , задержка развития вегетативных функций. Все это приводит к таким заболеваниям, как атаксия( расстройство координации движения) и апраксия( нарушение целенаправленных движений и действий, наступающее при поражении различных областей коры головного мозга) .

Оставить комментарий: