«Есть речевка славная: "В жизни вода - главное!"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58 «Солнышко» комбинированного вида города Белово» Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Есть речо вка славная: " В жизни вода- главное! " Подготовила и провела Воспитатель: Безуглова Т. И. Белово 2018 Образовательные области: " Познание" , " Коммуникация" , " Социализация" Задачи: обучающие: Дать детям знания о том, что вода – это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде ( реки, озера, родники. ) Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека. Раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, меры по охране ее чистоты развивающие: Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение товарищей Развивать экологическое мышление и экологическую культуру Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия воспитательные: Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное м нение, доказывать свою правоту Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу Оборудование: Облако из пенопласта с прикрепленными к нему капельками на леске, глобус, банка с водой, стакан, чайная ложка, пипетка, блюдце, для проведения опыта: стаканы, воронки, вата, салфетки на каждого ребенка, ведро, кувшин, термос с горячей водой, зеркальце, емкости с водой, с песком, краски, кисти, неразливайки с водой Предварительная работа: • Б еседы о воде, ее роли в жизни человека. • Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков на тему" Вода" • Выставка детских рисунков «Охраняем водные ресурсы» • Исследовательская деятельность с водой • Чтение познавательных рассказов о реках, озерах • Чтение детской художественной литературы: - Э. Шим" Камень, ручей, сосулька и солнце" - Е. А. Баратынский" Весна" - сказка народов Сибири" Живая вода" Прогнозируемые результаты: - расширились знания об основных источниках и последствиях загрязнения воды; - повысилась познавательная активность к проведению опытов; - умеют работать в паре, договариваться, соблюдать элементарные меры безопасности; - умеют делать выводы и обобщения; - умеют бережно относиться к воде Ход образовательной деятельности Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? ( Звучит фонограмма" Шум ручья»( слайд- красивая картинка- в ода) Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом залезает. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда. Без не нам не умыться. Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить Без не нам не прожить. ( Н. Рыжова) Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о воде: самой обыкновенной, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной – потому что без нее мы просто не смогли бы жить. В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки. Капелька бережливая Она принесла нам вот этот предмет. ( Показываю детям глобус) . - Знаком ли вам этот предмет? - Как он называется? Вывод: Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много- много раз. - Каким цветом на глобусе обозначена вода? ( Синим, голубым. ) - Как по- вашему, много ли воды на нашей планете? ( Много) - Давайте покрутим глобус быстро- быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? ( Сол еная) Годится соленая вода для питья? ( Нет, солен ая вода не пригодная для питья. ) - Посмотрите, на глобусе еще есть участки белого цвета. - Как вы думаете, это тоже вода или нет? Кто как думает? Вывод воспитателя. Это, ребята, тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают. - Что происходит со льдом? ( Тает, превращается в воду) - Значит лед- это тоже вода. Но лед- твердый. Значит вода может быть твердой! - Кажется, что воды очень много и на всех ее хватит. Так ли это или нет, хотите узнать? Показываю 3- х литровую банку с водой Воспитатель. Представьте, что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе- реки, моря, океаны, болота. Отливаю стакан воды из банки- Это пресная вода, которая необходима животным и растениям. Набираю чайную ложку из стаканы воды- Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду. Набираю из ложки воду в пипетку и капаю одну каплю на блюдце- И только эту каплю мы употребляем в пищу. ( Пьем, варим еду. ) - Так кто мне из вас ответит, мало или много чистой воды на нашей планете Земля? Вывод воспитателя. Пресной воды на нашей планете мало, поэтому ее надо беречь. ( с лайд) Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду». Эксперимент «Берегите воду» Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца. Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия. 2. Капелька труженица Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу. Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. ( с дайд) Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. ( с лайд) . Гидроэлектростанции работают на воде – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы. ( слайд) . Игра «Какая бывает вода? ( холодная, горячая, морская, речная и т. д. ) 3. Капелька любопытная А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: - Какая может быть вода? Вывод: вода- это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д. Опыт №1 «Вода может принимать вкус». Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что- то мне хочет сказать! Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке. Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим! Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет! ( Дети ложечками добавляют соль и с ахар в стаканчики и размешивают) Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сах ар, которые мы добавили в воду? ( Ответы детей) Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус? ( Ответы детей( сладкая, соленая) Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества. 4. Капелька художница Опыт №2 Вода может менять цвет». Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода- п розрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду. ( Действия детей) Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет. Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества. Капелька художница попросила разукрасить рыбку, лежащая у вас на столе в любой цвет. Кто выполнил работу отложите рыбку пусть высыхает. 5. Капелька ученая Капелька пятая— уч еная капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует. Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе» Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду? ( слайд) Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. - Много воды нужно для этого? ( Много) Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька. П еред вами картинка. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается. Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой. ( Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар) - Во что превращается вода при нагревании? ( В п ар) Куда движется пар? Вверх. ( Термос закрывается) - Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако. - На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух. - Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? ( В воду) Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер- капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю. - Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе». Из ручейков образуется озеро и сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру « Ручейки- озеро » Ребята строятся друг за другом по 5- 6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему- это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро! » каждая команда, взявшись за руки, образует круг- «озеро». Воспитатель. Вот мы с вами и вспомнили, что вода образует озера, пруды, реки, моря, океаны, болото. - А вот вода еще может прятаться и глубоко под землей! Там тоже есть озера и реки, только мы их нигде не видим, они подземные. - Это… ( Родники, источники) ( слайд) Родники- это источники полезной чистой воды. - Кто из вас пил воду из родника? Где? ( Рассказы детей) - Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. Рассказ воспитателя В Гурьевском районе в с. Гавриловка есть святой источник Э то место, которое нравится и местным жителям и гостям, люди верят в целебную силу воды из источника. Окрестности Салаира давно славятся своими чистейшими родниками. Вода в источнике всегда одной температуры+ 4 градуса. В воде содержаться ионы серебра. И устремляются на источник за живительной влагой не только местные люди, многие приезжают из далека. ( с лайд) А купаются в источнике в любое время года- зимой, летом, осенью и весной. Причём, многие говорят, что зимой окунуться в источник проще, чем летом. Особенно популярны у людей поездки на источник в день Крещения. Каждый год в этот день очередь из машин до источника в несколько километров, но люди терпеливо ожидают своей очереди, чтобы попасть к источнику. Несмотря на крещенские морозы, люди окунаются с головой в купель, читают молитвы и верят в то, что святая вода поможет сохранить или улучшить здоровье. Есть люди, которые следят за чистотой родников: расчищают их если они засоряются, обкладывают камнями, огораживают изгородью. ( с лайд) 3 сентября 2009 года рядом с поселком Старобачаты Беловского района Кемеровской области состоялось освящение Храма на одноименном святом источнике Свято- Серафимовском роднике, который славится целебной силой: его вода по химическому и биологическому составу включает много полезных минералов и микроэлементов, при этом в ней нет никаких вредных примесей. П омещение в виде небольшой часовни, в которой обустроена купель для совершения таинства Крещения. Наполнение купели водой осуществляется естественным переливом из источника. Воспитатель. Все страны земного шара сталкиваются с проблемой загрязнения природных водоемов. Вы вместе с родителями рисовали плакаты по охране водных ресурсов. Предлагаю рассмотреть нашу выставку и подвести итог нашему занятию. ( д ети описывают плакаты) Итог: 22 марта- " Всемирный день водных ресурсов" . Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода. - Я очень рада за вас! Я надеюсь, что из нашей беседы вы все запомнили, что всем людям воду надо беречь и охранять от загрязнения. - Беречь воду – это значит, беречь жизнь, здоровье и красоту! - А есть еще родники, которые находятся в лесах, называются они… лесные. ( с лайд) - А кто из вас видел лесные родники? ( Рассказы детей) - Да, ребята, у нас в лесу есть много маленьких родников. - Кто как думает, кому и для чего нужны лесные родники? ( Лесные родники нужны птицам и зверям для водопоя) ( слайд) 6. Капелька чистюля Наблюдение за фильтрами- К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. ( Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый. Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки! Опыт № 3. «Фильтрование воды »( работа в парах) - Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра. - В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? ( очистка воды от примесей с помощью фильтра) Воспитатель. Для этого нам понадобится фильтр. В качестве фильтра будем использовать вату. Показываю как установить фильтр в воронку, затем воронку вставить в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром дети фильтруют воду. ( Дети делают вывод) - Что у вас получилось? - Что показал эксперимент? - Что вы узнали из опыта? - Какой вывод можно сделать? ( Опрос 3- 4 детей) Вывод: песок остался на ватном диске, а в стакан попала очищенная от него вода. Вата стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды. ( в ыли вают воду в сосуд) Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы! 7. Капелька живительная- Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем. Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья- деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды. - Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? ( Завянут и погибнут) - А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? ( Комната станет грязной) - А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней. Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кому нужна чистая вода? - Для чего нужна чистая вода? - Что же произойдет, если вода в водопроводном кране, реке, озере, будет загрязнена? - Ребята, а какие меры надо принимать для того, чтобы из рек, озер, к нам в водопровод шла чистая вода? - Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и правильно использовать ее? ( Высказывания детей) - Кто из ваших родителей очищает питьевую воду из крана фильтром? Зачем они это делают? - Моя семья тоже пользуется для очищения водопроводной воды фильтром «Барьер». ( п оказ фильтра) Воспитатель. Ребята, с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. - Воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. ( с лайд) - Такую отфильтрованную воду, очищенную от грязи, можно пить, как вы думаете? ( Ответы детей) В ывод воспитателя. Да ребята, нельзя пить воду прямо из- под крана. В ней еще могут остаться микробы. Уничтожить эти микробы, может только высокая температура, поэтому воду надо нагревать, прокипятить. И только после этого ее можно пить. - Ребята, кто мне ответит, как ие водоем ы наход я тся в близи нашего поселка? - Как он и называ ю тся? ( Ответы детей) - Ребята, эти водоем ы- все искусственно созданные людьми. Только в Бачатах есть речка Бачатка. В ы с родителями часто ходи те отдыхать к нашим водоемам и водоемам в других областях и регионах. - давайте вспомним, что мы видели- в каком состоянии водоемы; вода в них чистая или грязная? ( Ответы детей) ( слайд) - Наши мнения разошлись. - Я вам предлагаю провести опыт. - Из опыта вы узнаете, какая же ( чистая или грязная) вода в водоемах? - Для этого воду надо пропустить из одного стакана через фильтр, в другой, пустой стакан. Игра – экспериментирование в парах. ( очистка воды от примесей с помощью фильтра) Воспитатель. Для этого нам понадобится фильтр. В качестве фильтра будем использовать вату. Показываю как установить фильтр в воронку, затем воронку вставить в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром дети фильтруют воду. ( Дети делают вывод) - Что у вас получилось? - Что показал эксперимент? - Что вы узнали из опыта? - Какой вывод можно сделать? ( Опрос 3- 4 детей) Вывод воспитателя. Из опыта мы узнали, вода в водоемах- грязная. Но вы еще и узнали один из самых простых способов очищения воды. ( С помощью фильтра) - Что могло стать источником загрязнения водоемов? ( Ферма, поле, деятельность людей, транспорт, предприятия) ( слайд) - Как могут повлиять люди, отдыхая летом на реке? ( Убирать за собой мусор, не оставлять его) ( слайд- карточки) - Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор? - Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? ( Высказывания детей) П. Игра « Ручейки- озеро » Ребята строятся друг за другом по 5- 6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему- это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро! » каждая команда, взявшись за руки, образует круг- «озеро». Воспитатель. Вот мы с вами и вспомнили, что вода образует озера, пруды, реки, моря, океаны, болото. - А вот вода еще может прятаться и глубоко под землей! Там тоже есть озера и реки, только мы их нигде не видим, они подземные. - Это… ( Родники, источники) ( слайд) Родники- это источники полезной чистой воды. - Кто из вас пил воду из родника? Где? ( Рассказы детей) - Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. - А есть еще родники, которые находятся в лесах, называются они… лесные. ( с лайд) - А кто из вас видел лесные родники? ( Рассказы детей) - Да, ребята, у нас в лесу есть много маленьких родников. - Кто как думает, кому и для чего нужны лесные родники? ( Лесные родники нужны птицам и зверям для водопоя) ( слайд) Рассказ воспитателя В Гурьевском районе в с. Гавриловка есть святой источник Э то место, которое нравится и местным жителям и гостям, люди верят в целебную силу воды из источника. Окрестности Салаира давно славятся своими чистейшими родниками. Вода в источнике всегда одной температуры+ 4 градуса. В воде содержаться ионы серебра. И устремляются на источник за живительной влагой не только местные люди, многие приезжают из далека. ( с лайд) А купаются в источнике в любое время года- зимой, летом, осенью и весной. Причём, многие говорят, что зимой окунуться в источник проще, чем летом. Особенно популярны у людей поездки на источник в день Крещения. Каждый год в этот день очередь из машин до источника в несколько километров, но люди терпеливо ожидают своей очереди, чтобы попасть к источнику. Несмотря на крещенские морозы, люди окунаются с головой в купель, читают молитвы и верят в то, что святая вода поможет сохранить или улучшить здоровье. Есть люди, которые следят за чистотой родников: расчищают их если они засоряются, обкладывают камнями, огораживают изгородью. ( с лайд) 3 сентября 2009 года рядом с поселком Старобачаты Беловского района Кемеровской области состоялось освящение Храма на одноименном святом источнике Свято- Серафимовском роднике, который славится целебной силой: его вода по химическому и биологическому составу включает много полезных минералов и микроэлементов, при этом в ней нет никаких вредных примесей. П омещение в виде небольшой часовни, в которой обустроена купель для совершения таинства Крещения. Наполнение купели водой осуществляется естественным переливом из источника. Воспитатель. Все страны земного шара сталкиваются с проблемой загрязнения природных водоемов. Вы вместе с родителями рисовали плакаты по охране водных ресурсов. Предлагаю рассмотреть нашу выставку и подвести итог нашему занятию. ( д ети описывают плакаты) Итог: 22 марта- " Всемирный день водных ресурсов" . Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода. - Я очень рада за вас! Я надеюсь, что из нашей беседы вы все запомнили, что всем людям воду надо беречь и охранять от загрязнения. - Беречь воду – это значит, беречь жизнь, здоровье и красоту! Используемая литература 1) Рыжова Н. А. Я и природа: Учебно- методический комплект по экологическому образованию дошкольников, - М, 1996г. 2) Рыжова Н. А. Волшебница вода: Учебно- методический комплект по экологическому образованию дошкольников, - М, 1997г. 3) Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5- 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - В, 2004г. 4) Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, - М, 2007г. 5) Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей, - М, 2006г. Над паром подержать зеркало- оно запотело. . . участники эксперимента проводят пальцем по зеркалу и убеждаются, что это вода. Воспитатель: так что же такое пар? Дети: Пар- это тоже вода, только сильно нагретая.