Конспект проведения непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей от 6 до 7 лет на тему: «Сезонная одежда. Головные уборы» (образование относительных прилагательных)
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка .
Задачи:
Учить детей правильно образовывать относительные прилагательные.
Обогащать словарь детей по теме «Одежда. Головные уборы» и употреблять их в речи.
Уточнить значение предлогов «под», « из-под»
Упражнять в практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.
Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
Воспитывать культуру речи.
Словарь: костюм, пиджак, футболка, капюшон, косынка, берет, кепка, колпак, пилотка, шляпа.
Оборудование: предметные картинки (костюм, платье, юбка, футболка, куртка, плащ, шуба; рубашка, пальто, головные уборы, мяч, плоскостное изображение Незнайки, изображение комнаты Незнайки, карандаши цветные, карточки для самостоятельной работы.
Предшествующая работа: Настольно- печатная игра «одень куклу на прогулку»
Ход проведения:
- Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет слово ласково. (кофта, рубашка, майка, куртка, юбка, футболка, носки, колготки, платье, шарф)
- Введение в тему.
- Как одним словом можно назвать эти предметы? Сейчас наша доска превратится в экран. Вы знаете, что такое экран? Это поверхность, на которой появляются картинки. Но появятся они только после того, как мы с вами правильно закончим предложение.
- Упражнение «Из чего – какой? »
Костюм сшили из шерсти, он какой?( шерстяной)
Брюки сшили из шерсти, они … шерстяные.
Пиджак сшили из шерсти, он … шерстяной.
Платье сшили из шелка, оно … шелковое.
Платье сшили из ситца, оно … ситцевое.
Футболку сшили из трикотажа, она … трикотажная.
Кофту сшили из трикотажа, она … трикотажная.
Куртку сшили из кожи, она … кожаная.
Плащ сшили из кожи, оно … кожаное.
Шубу сшили из меха, она … меховая.
- Дидактическая игра «Чего не стало? »
- Посмотрите на экран. Давайте еще раз назовем картинки, которые там появились. Запомнили их. Тогда закройте глаза, я уберу 1 картинку, а вы мне скажете, чего не стало. (3-4 раза) .
- Физминутка.
Игра «Скажи правильно» (с мячом) - Поиграем в игру «Скажи правильно». Я буду вас путать, а вы будьте внимательны, называйте слово правильно. (воспитатель произносит слово со смещенным ударением: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук, юбка, брюки, сарафан)
- Упражнение «Назови детали одежды»
– Посмотрите, на нашем экране осталось 2 картинки (рубашка, пальто). Остальные появятся только тогда, когда мы назовем детали одежды. (рукава, воротник, карман, петли, пуговицы, капюшон, молния, пояс) .
- Упражнение «Четвертый лишний»
- Посмотрите, на экране опять появились изображения одежды. Но одна картинка лишняя. Назовите ее. Почему? (это головной убор). Какие еще головные уборы вы знаете? (шапка, косынка, берет, кепка, колпак, пилотка, шляпа и т. д.)
- Упражнение «Помоги Незнайке»(Предлоги ПОД - ИЗ-ПОД)
- Я знаю одного сказочного героя, который очень любит носить шляпы, особенно голубые. (показ изображения Незнайки) Как его зовут? Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп. Но он носил только голубую, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Помогите Незнайке. Давайте рассмотрим картинку и скажем Незнайке, где шляпы. (Красная шляпа под столом. Незнайка достал из-под стола красную шляпу.)
- Работа с карточками:
- Незнайка благодарен вам за помощь и дарит вам карточки. Давайте посмотрим, что нарисовано на карточках. (плащ, шапка, рукавичка)
- Подскажите словечко, закончите стишок: Дождик посильнее плачь, мы наденем новый … плащ. Возьмите любой карандаш. Обведите плащ по контуру. Раскрасьте его. (самостоятельная работа детей)
- Скажите, какой плащ у вас получился? (у меня синий плащ. и т. д.)
- Подведение итогов.
- О чем мы с вами говорили сегодня на занятии? Какую одежду вы сейчас оденете на прогулку? Почему?