a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Отчет по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе "Сказка". (2015-2016уч.г.)

Автор: Доронина Наталья Евгеньевна Опубликовано: 2018-10-06 18:49:51

 

Отчет по опытно-экспериментальной деятельности в  младшей группе "Сказка". (2015-2016уч.г.)

 

В течении 2015-2016 учебного  года в нашей группе была реализована опытно-экспериментальная исследовательская деятельность .

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;

развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;

развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий..

Время проведения: 1 раз в неделю.

Длительность: До 15 минут.

Количество: 8 – 10 детей.

Базовые средства: Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры,  проблемные ситуации.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так) ;ситуацию выбора.

Весь материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкретно даны содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей, с учётом их возможностей и интересов. Которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира. Весь практический материал построен с учётом перехода от традиционной дидактики к личностно – ориентированной, при этом базовой основой является государственный образовательный стандарт.

Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания,  и т. д.)

Мотивация детей: Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!

Алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента:

  1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения) .
  2. Определение типа, вида и тематики.
  3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные)
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона. возраста и темы.
  6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.
  7. Обобщение результатов в различных формах:, коллаж, фотографии, рисунки, рассказы.

Разделы: вода, песок,  воздух, свет, бумага, ткань, дерево, продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни.

Закрепление, повторение, обследование, манипуляции пройденного материала на прогулке, в экскурсиях, беседах, развлечениях, досугах.

Содержание исследовательской деятельности детей.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в  ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей я
сочетаю показ  с активным действием ребенка по его  обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах  и  т.д.)
Сравниваем сходные по внешнему виду предметы.
Учу детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со  снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления  или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Для того, чтобы отслеживать результативность работы, 2 раза в год проводим диагностику.

Определены критерии уровня знаний детей по познавательной деятельности.

Высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность; активное участие в занятиях , играх, исследовательской деятельности;

Средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;

Низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям , отказ от исследовательской деятельности.

Результаты диагностики на конец года  показали, количество детей с высоким уровнем развития  83%, количество детей с низким уровнем развития  17%.

     Я буду продолжать работу с детьми по теме исследовательская деятельность т.к. вижу результат своей работы: у детей повысился познавательный  интерес к экспериментам, улучшилась речь, дети узнали много интересного и нового. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что  умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

       

 

Коментарии
любовь написано 2019-02-12 15:34:20
Прекрасный отчёт)
Ответить

Оставить комментарий: