Методические рекомендации для родителей. «Проблема оказания помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.»
Методические рекомендации для родителей.
Проблема оказания помощи детям с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
Одна из проблем оказания помощи при нарушенииопорно-двигательного аппарата возникает потому, что у них страдают самые важные для человека функции психика и речь. Двигательные расстройства у этих детей сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано ограниченными возможностями познания окружающего мира. По мнению Глухова В.П. у детей с нарушением ОДА достаточно часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Тем самым, ребенок не понимает окружающий мир, а значит не принимает его.
Задача взрослых на ряду уходом за ребенком не допустить побочный дефект от дефицита общения.Основную роль в развитии ребенка с нарушением ОДА имеет личностное общение. В центре личностного (или межличностного) общения находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы: их интересы, склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие и т.п.
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - "словесный, устный") общения.Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Невербальное общение не требует от взрослых специально-отведенного времени, достаточно находиться с малышом в поле видимости обоих. Это показывает ребенку, что о нем всегда думают, что взрослый всегда рядом, поэтому защищен, и находиться в зоне безопасности. Тем самым, уходят доминирующие тревоги, начинают активно работать другие клетки мозга, в том числе, познавательные.
Средствами невербального общения являются: мимика; жесты; ритмические жесты; эмоциональные жесты; указательные жесты; изобразительные жесты; символические жесты. К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. С детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, иногда жестикуляция становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.
Тактильная коммуникация в форме прикосновения, поглаживания, обнимания, похлопывание по плечу и т.д.), делает общение близким, интимным.
В невербальной коммуникации можно использовать любые символы, которые одновременно с вербальной усиливают или изменяют смысл слов: обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения и т.п.. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам общения, которыепередают значение (смысл) коммуникации.
Вербальная коммуникация (словом)будет более воспринята ребенком с нарушением ОДА, если в нейимеется интонация, модуляция голоса, плавность и т.п.
Сделайте свою речь «живой», понимаемой, доступной для всех – ведь это так просто!