Проект "Помоги птицам!"
Документы для скачивания
Проект экологической акци и «Помоги птицам». Руководитель: Дрожина О. А. Сроки реализации: 1. 12. 2016 – 28. 02. 2017 г. ДОУ «Дюймовочка». Тип проекта: исследовательско- творческий. Новизна проекта: использование новых подходов в организации экологической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО; Дебютные идеи: развитие детской инициативности, посредством нестандартных практик, с использованием «неоформленных» материалов( коробки, бутылки и др. ) ; внедрение «спонтанных» проектов; создание методического банка данных игровых материалов, направленных на ознакомление с зимующими птицами; система работы по теме( НОД, режимные моменты, работа с родителями и др. ) . Цель: помочь зимующим птицам пережить холодный период; привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых. Задачи: 1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях 2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц 3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу 4. Научить детей правильно их подкармливать. 5. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. Материалы и ресурсы: фотоаппарат, материалы для изготовления кормушек, разные виды корма, методическая литература, передовой педагогический опыт, внедренный и реализованный в детском саду. Актуальность проекта: Задача взрослых- воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. Субъекты реализации проекта: дети дошкольного возраста, родители, сотрудники ДОУ. Формы и методы реализации проекта: - изготовление кормушек; - заготовка корма; - НОД; - игры; - беседы; - выставки рисунков и поделок; - экскурсии в природу; - просмотр мультфильмов, видео материалов по теме; - использование художественной литературы; - исследовательская деятельность; Этапы проекта 1 этап – подготовительный Обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями; Создание необходимых условий для реализации проекта; Перспективное планирование проекта; Организация и изготовление плакатов, листовок, рекламных буклетов с призывами о подкормке птиц. 2 этап – основной( практический) Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах Создание необходимых условий для реализации акции Заготовка корма для птиц Изготовление кормушек Агитационная деятельность: раздача листовок «Покормите птиц», вывешивание плакатов «Помогите птиц ам » Организация птичьей столовой на территории детского сада и подкормка птиц Выставка детских рисунков, поделок Разработка и накопление методических материалов по т еме. 3 этап – заключительный Обработка результатов по реализации проекта. Презентация акции( освещен ие опыта работы в детском саду) . Ожидаемые результаты реализации проекта: Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период( изготовление кормушек, подкормка птиц зимой) . Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие детей и родителей в реализации акции.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического направления развития воспитанников детского сада «Дюймовочка» с. Субботино - 23241076200 «Зимующие птицы» Дрожина Олеся Александровна Актуальность. Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зима- суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие. Проект «Зимующие птицы ». Руководитель: Дрожина О. А. Сроки реализации: 1. 12. 2016 – 28. 02. 2017 г. ДОУ «Дюймовочка». Тип проекта: исследовательско- творческий. Новизна проекта: использование новых подходов в организации экологической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО; Дебютные идеи: развитие детской инициативности, посредством нестандартных практик, с использованием «неоформленных» материалов( коробки, бутылки и др. ) ; внедрение «спонтанных» проектов; создание методического банка данных игровых материалов, направленных на ознакомление с зимующими птицами; система работы по теме( НОД, режимные моменты, работа с родителями и др. ) . Цель: помочь зимующим птицам пережить холодный период; привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых. Задачи: 1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях 2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц 3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу 4. Научить детей правильно их подкармливать. 5. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. Материалы и ресурсы: фотоаппарат, материалы для изготовления кормушек, разные виды корма, методическая литература, передовой педагогический опыт, внедренный и реализованный в детском саду. Актуальность проекта: Задача взрослых- воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. Субъекты реализации проекта: дети дошкольного возраста, родители, сотрудники ДОУ. Формы и методы реализации проекта: - изготовление кормушек; - заготовка корма; - НОД; - игры; - беседы; - выставки рисунков и поделок; - экскурсии в природу; - просмотр мультфильмов, видео материалов по теме; - использование художественной литературы; - исследовательская деятельность; Этапы проекта 1 этап – подготовительный Обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями; Создание необходимых условий для реализации проекта; Перспективное планирование проекта; Организация и изготовление плакатов, листовок, рекламных буклетов с призывами о подкормке птиц. 2 этап – основной( практический) Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах Создание необходимых условий для реализации акции Заготовка корма для птиц Изготовление кормушек Агитационная деятельность: раздача листовок «Покормите птиц», вывешивание плакатов «Помогите птицам» Организация птичьей столовой на территории детского сада и подкормка птиц Выставка детских рисунков, поделок Разработка и накопление методических материалов по теме. 3 этап – заключительный Обработка результатов по реализации проекта. Презентация акции( освещение опыта работы в детском саду) . Ожидаемые результаты реализации проекта: Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период( изготовление кормушек, подкормка птиц зимой) . Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие детей и родителей в реализации акции. Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему «Зимующие птицы». Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы». Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»: расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»; побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний; развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам( силуэтное изображение птиц) ; обогащать сенсорный опыт; воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах. Образовательная область «Речевое развитие»: упражнять в согласовании существительных с глаголами; упражнять в согласовании существительных с числительными; формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос; развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы; приобщать к словесному искусству через сказки; формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку; формировать эмоциональное отношение к литературному произведению. Образовательная область «Физическое развитие»: развивать координацию речи с движением( физкультминутка) ; формировать умение выполнять самомассаж; формировать речевой выдох; развивать мелкую моторику рук( развитие мелкой моторики) . Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»: развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц; совершенствовать навык различения звуков; развивать музыкальную отзывчивость. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует. Предварительная работа: подбор иллюстраций к сказке; чтение сказки «Проказы старухи зимы» К. Д. Ушинского; создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки; подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц; корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды; подобрать речевой материал к физкультминутке. Оборудование: видеоролик «Зимующие птицы», картинки( дятел, сова, голубь, воробей, синица, сорока) , телевизор, кормушка, корм для птиц, шесть мешочков, мяч. Ход: I. Организационный момент Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…»( М. Ю. Картушина) Дружно за руки возьмемся И почувствуем тепло. Повернемся, улыбнемся – Словно наше солнышко. Восп- ль: Звучит музыка( звуки вьюги, ветра, метели) . После прослушивания записи. – Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? ( ответы детей) . – Почему вы решили, что это звуки зимы? ( ответы детей) . – Что ты услышал? ( Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т. д. ) Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо? – Сказка называется «Проказы Матушки- Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. ( Звучат голоса птиц) II. Игра «Силуэты» ( голоса птиц) – Чьи это голоса, ребята? – Верно, это голоса птиц. Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? – Конечно – зимующие. Услышала Зима их голоса, и послала вьюгу со снегом птиц заморозить. Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни силуэты птиц. Посмотрите, силуэты, каких птиц вы видите? ( Картинки – силуэты в черно- белом цвете) – Вы правы, это силуэт ( дятла, совы, сороки и воробья и т. д. ) . Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали. III. Игра «Кто как голос подает? » В. – Как подает голос воробей? – Чик- чирик. В. – Что он делает? – Чирикает. В. – Как подает голос ворона? – Кар- кар. В. – Значит, она что делает? – Каркает. В. – Как подает голос синица? – Тинь- тинь- тинь. В. – Что она делает? – Тинькает. В. – Как подает голос сова? – Ух- Ух- Ух. В. – Что она делает? – Ухает. В. – Как подает голос сорока? – Тр- тр- тр. В. – Что она делает? – Трещит, стрекочет. В. – Что делает дятел? – Стучит. В. – Как подают голос голуби? – Гур- гур- гур. В. – Что они делают? – Воркуют. – Кто это? ( Воробей) – Заблудился воробей. Как он будет голос подавать и на помощь звать? ( Чик- чирик) – Значит, он, что будет делать? ( Он будет чирикать) – Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? ( Каркать) – А сова? ( Ухать) и т. д. – Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке. Физкультминутка «Птички» ( дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем) . Маленькие птички, птички- невелички, По лесу летают, песни распевают. Буйный ветер налетел, птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло. – Пуще прежнего разозлилась Матушка- Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен. IV. Упражнение «Посчитай- ка». – Посмотрите — на дерево прилетело много птиц. – Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве. Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей. . V. Игра с мячом. В. – Поиграем с мячом. В. – Если у сороки белый бок, то она какая? – Белобокая. В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая? – Желтогрудая. В. – Если у снегиря красная грудь, он какой? – Красногрудый. В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая? – Длиннохвостая. В. – Если у вороны черное крыло, то она какая? – Чернокрылая. В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой? – Сизокрылый. – Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой! ». – Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. ( Под звуки вьюги дуют два – три раза) . – Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода». Да- Да- Да Наступили холода. Потереть ладони друг о друга Да- Да- Да Превратилась в лед вода. Мягко провести большими пальцами по шее сверху вниз. Ду- Ду- Ду Поскользнулся я на льду. Указательными пальцами помассировать крылья носа. Ду- Ду- Ду Я на лыжах иду. Растереть ладонями уши. Ды- Ды- Ды На снегу видны следы Приставить ладони ко лбу козырьком, энергично растереть – Подула зима, да не тут- то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц. VI. Игра «Чем угостим? » и игра «Угадай на ощупь». В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений. На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало. В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан? Пальчиковая гимнастика" Кормушка" Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Н. Нищева Ритмично сжимают и разжимают кулачки. На каждое название птицы загибают по одному пальчику. Опять сжимают и разжимают кулачки. В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь». В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках? – Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2- 3- х детей. В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них. В. – Все мешочки положите на поднос. – Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? ( Птицы любят крошки, зёрна, семечки) . – Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное. – А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена. – Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. – А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно. – А сейчас будем наших друзей угощать. – Кому ты подаришь кусочки сала? ( Я даю кусочки сала синице) . – Кого ты угостишь семечками? ( Я угощу семечками воробья) . – Кому ты отдашь ягоды? ( Я отдам ягоды снегирю) . – А чем можно угостить сороку? ( Сороку можно угостить зерном) . – Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? ( Варианты детей) – Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки? VII. Рефлексия. – Понравилась вам сказка, ребята? – Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась? – Что нового вы узнали сегодня? – А кто сегодня был самый активный? – Вот вам подарок от матушки- зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимующие птицы». Цель: Закрепление и уточнение знаний по теме: «Зимующие птицы». Программные задачи: Уточнить название зимующих и перелетных птиц. Совершенствовать диалогическую речь детей, учить давать полные ответы на вопросы. Учить детей составлять описательный рассказ о птице. Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Обогащать словарь по теме «Птицы». Продолжать учить определять количество слогов в слове. Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому. Интеграция образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно- эстетическое развитие. Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; пособие – разрезные картинки птиц; изображение Короля птиц; грамзапись с голосами птиц, видео для дошкольников «Зимующие птицы» Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке. Ход: Воспитатель: — Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в «сказочный зимний лес». ( слышна музыка вьюги, скрип снега, воспитатель выходит за дверь и возвращается со снеговиком) . Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел «снеговик», он проводит нас в зимний лес, но прежде снеговик задаст вам несколько вопросов. ( Закрепление пройденного материала. ) - Какое сейчас время года? ( ответы детей) - Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? ( ответы детей) - Почему улетают птицы в теплые края? ( ответы детей) - Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края? ( ответы детей) Перечислите их. - Все ли птицы улетают в теплые края? ( ответы детей) Снеговик: ребята, я как раз принес вам письмо, от тех птиц, которые остались зимовать, от самого «Короля птиц- Горного Орла». Читаем письмо: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птиц. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Снеговик пообещал мне найти таких детей. - Ребята, может, мы с вами сможем помочь Королю птиц? - Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. ( Синица) Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. ( Клёст) Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды- С первым снегом Тут как тут! ( Снегирь) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. . . ( Снегири) Найдешь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей! Эта птичка- . . . ( Воробей) Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, А зовут её. . . ( Cорока) Всю ночь летает- Мышей добывает. А станет светло- Спать летит в дупло. ( Сова) Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. ( Дятел) Воспитатель: — Как мы назовем всех этих птиц одним общим словом? ( зимующие) . Почему же их так назвали? ( потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас) Воспитатель: — Дети, а сейчас вместе со снеговиком мы пойдем по зимнему лесу( Звучит фонограмма записи птичьих голосов, дети идут по группе) . Слышите, здесь кто то есть. ( Ответы детей) Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой. Игра: «Кто как голос подает»( дети прослушивают голос птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт) Воробей – чирикает Ворона – каркает Сорока – стрекочет Синица – щебечет Снегирь – посвистывает Дятел – трещит Сова – ухает Клест – клекочет- Ребята, голоса птиц мы слышим, но их спрятала и заколдовала Баба Яга. Пойдемте их искать. ( Отправляемся на поиск птиц. Дети и воспитатель со снеговиком идут по импровизированным следам Бабы Яги, вырезанные из бумаги и разложены по группе) Дыхательная гимнастика: Воспитатель: Ой детки, посмотрите на нашем пути сугроб. ( нарезанные из бумаги снежинки, под которыми спрятан конверт) . Упражнение: «Подуй на снежинки». ( вырабатываем длительный и плавный выдох) - Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. ( дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт) - Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные. - Посмотрите, что это за конверт? В конверте разрезанные на части картинки. - Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. ( Дети складывают картинки) . Дидактическая игра: «Освободи птичку»( составление из разрезных картинок целых изображений птиц) - Чтобы птички наши совсем оттаяли и разлетелись по домам, нужно выполнить еще одно задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц. Игра: «Сколько слогов в слове? »- Молодцы дети, что помогли освободить птичек. Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. С горки все домой пришли, воспитатель: Птичек мы освободили, они разлетелись по домам голодные, Присаживайтесь на стульчики и мы посмотрим, как они долетели домой( просмотр видеофильма «Зимующие птицы» и беседа по просмотренному видео) . Птички дома, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами, когда птички улетали. ( ответы детей) . Правильно покормить. - Чем можно угостить птиц: Воробья – хлебными крошками Снегиря – ягодами рябины, боярышника Синичка – любит сало Ворона, сорока – всеядные Кому не хватило угощения? ( сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из- под коры деревьев. - Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Снеговик очень рад, что в нашей группе дети такие добрые, храбрые и умные. Он всем лесным жителям расскажет о наших детках. А мы ему в мешочек насыплем зернышек, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц. ( снеговик уходит) . Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы на тему «Птички- невелички». Цели: Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать. Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру. Оборудование: Фотография воробья, синицы, снегиря. Фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки; Предварительная работа: Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами. Ход: Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку. Коротка моя песенка, вот: Чик- чирик! Другой никакой я не знаю. Зимовать не улетаю, А под крышей обитаю. Увидев добычу, я вмиг С крыши за нею слетаю. Прыг- скок! Чик- чирик! Не робей! Я бывалый …( воробей) . Воспитатель: - Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. ( Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья) . Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что! Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? ( Ответы детей на вопросы) . Воспитатель: А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно. - Зимой птички- невелички мало чирикают, а больше молчат. - В холодную погоду они меньше двигаются, чем в теплую погоду. - В морозную погоду птички сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Вот так. ( Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи) . Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. ( Дети выполняют задание) . Подвижная игра «Тепло, холодно» А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло»- летайте и чирикайте, а по команде «холодно»- нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. ( Проводится подвижная игра) . Ребятки, взгляните за окошко. Загадка о кормушке для птиц- В зимний день среди ветвей Стол накрыт для гостей. Дощечка новая, Для птиц столовая, Зовет обедать, Крошек отведать. Что это? ( Ответы детей) . Воспитатель: Это кормушка. Для чего мы ее повесили? ( Ответы детей) . Воспитатель: Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? ( Ответы детей) . Воспитатель: Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Вот таким образом. ( Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит насыпать немного зерна на макет заснеженной полянки) Пальчиковая гимнастика «Воробей» Ты малыш, воробей, На морозе не робей. По кормушке клювом бей, Наедайся поскорей. ( Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой) . Воспитатель: Не забывайте кормить птиц зимой! Сотрудничество с родителями. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности( изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско- взрослого сообщества( педагоги – дети – родители) . Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Птицы зимой» можно считать своевременным и актуальным. Наметили план движения к поставленной цели, который обсудили и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей. Так, во время прогулки мы обратили внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему? Дети могут объяснить причину, воспитатель помогает: «С наступлением холодов корма для птиц становиться всё меньше; спрятались насекомые, срывается ветер, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи и заботе». На участке дети находят письмо от птиц с призывом о помощи. Ребята увлекаются желанием помочь птицам перезимовать. Формулируется проблема «Как помочь птицам выжить зимой? » После чего дети вовлекаются в решение проблемы. Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся, чем им могут помочь люди. Для этого мы провели с детьми беседу о жизни птиц зимой. Привлечение родителей к проблеме. Вначале мы поместили в родительский уголок информацию «Покормите птиц». Затем предложили родителям поучаствовать в акции добрых дел «Помоги птицам». Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим вместе с детьми. Консультация для родителей Тема: Верные друзья- зимующие птицы Очень холодно, мороз людям злобно щиплет нос, до весны еще далеко, нам зимой не одиноко, с нами верные друзья – птиц веселая семья! Много – ли найдется таких людей, кто не любит птиц? Эти милые создания радуют пением и щебетом, наполняя жизнью наши леса и парки. Зимой на улице, во дворе и в парке ребенка ожидает много открытий. Пришло время познакомить детей с зимующими птицами, которых они не смогут увидеть в другое время года. Во время прогулки с ребёнком обратите его внимание на птиц и спросите: «Посмотри, кто к нам прилетел? Почему они называются зимующими? К зимующим птицам относятся воробьи, вороны, сороки, поползни, синички, снегири, щеглы, голуби, свиристели. Чем эти птички друг от друга отличаются? ». Внимательно рассмотрите окраску птиц и отметьте, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища. А чем похожи? Предложите ребёнку прислушаться к тому, что говорят ему эти птички. «У меня штанишки красненькие и красная шапочка на голове. Клюв острый и пестрые крылышки», — скажет Дятел. «А я воробышек — шустрый да пестрый! Я коричневый! А животик мой светлый. Прыгаю по дворам, крошки добываю» — прочирикает воробей. Развивайте у ребёнка умение анализировать, классифицировать, делать обобщения, используя игры «Четвёртый лишний», «Найди сходство и отличие», « Птицы перепутались », «Исправь ошибку» и т. д. Спросите у ребёнка: от чего же больше страдают и гибнут птицы зимой: от холода или от голода? Закрепите, что страдают наши пернатые друзья от голода. Зимой им трудно добывать корм. У птиц есть природные столовые: рябина, калина, яблоня. Но на всю зиму птицам этой еды не хватает. Потому пернатые друзья в эту пору особо нуждаются в нашей заботе, как же мы поможем нашим птицам. Им нужна наша помощь! Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы тянуться к человеческому жилью. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности. Помочь птицам несложно, надо устроить кормушку. Вы можете принять активное участие в изготовлении кормушек, проявив творчество и фантазию. Кормушки можно изготовить из дерева, из коробочек для сока, молока, пластиковых емкостей и других материалов. А ребёнок совместно с вами украсит их наклейками, шнуровками. Ребёнок испытает радость, восторг и гордость за совместную поделку и с удовольствием будет насыпать в кормушку корм и часами наблюдать за птицами. При создании кормушек любых конструкций важно помнить главные правила: 1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем и стать непригодным для птиц. 2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее. Ребёнок закрепит полученные знания о зимующих птицах ( умение узнавать и называть, увидит, чем питаются, будет узнавать по звучанию птиц) . - У каждой птицы есть свое любимое лакомство. У синицы- сало. У клеста- шишки, кедровые орешки. У снегиря- ягоды рябины. У голубя- семена подсолнечника. Прислушиваясь к звучанию птиц, ребёнок узнает, что: - Воробей подает голос: «Чик- чирик», значит он ( чирикает) . - Ворона подает голос: «Кар», значит она ( каркает) . - Синица подает голос: «Цвик- цвик», значит она ( цвикает) и т. д. Все это вызывает интерес к окружающему миру, способствует развитию у ребёнка связной речи, умению составлять рассказ, расширению и активизации словаря ребёнка по теме, закреплению в речи названий зимующих птиц, их частей тела, закреплению обобщающего понятия" Зимующие птицы" , формирует реалистические представления о природе, воспитывает гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам. И помните: Большой вклад в сохранение родной природы начинается с малой заботы о птицах! Консультация для родителей «Зимующие птицы» Родителям рекомендуется: пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки( окраска перьев, величина, клюв, хвост) ; рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими; во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц; провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой; изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком. Задайте ребенку вопросы: Каких зимующих птиц ты знаешь? Почему они называются зимующими? Чем птицы питаются зимой? Что для птицы страшнее зимой: холод или голод? Как можно помочь птицам? Загадайте загадки о зимующих птицах Плотник с острым долотом строит дом с одним окном…( дятел) . Кто красуется на ветке В желтой праздничной жилетке? Это маленькая птичка, А зовут её …( синичка) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки – Ведь это. . . ( снегири) Эта птица так болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, а зовут её …( сорока) . Озорной мальчишка в серомармячишке. ( Воробей) Эта хищница болтлива, воровата, суетлива Стрекотунья, белобока, а зовут ее …( сорока) «Один – много»( образование множественного числа) Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»( ворона – вороны, галка – галки и т. д. ) «Кто как голос подает»( образование новых слов от звукоподражания) Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик- чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она. . . , ребенок отвечает: «Каркает»( сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т. д. ) «Назови ласково»( образование новых слов при помощи суффиксов) Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок»( воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т. д. ) «Сосчитай- ка»( согласование числительных и существительных) Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д. ) «Четвертый лишний»( на классификацию) Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя. «Ворона, ласточка, сорока, голубь»; «Снегирь, кукушка, галка, сорока»; «Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т. д. «Подбери признак»( согласование имен существительных с прилагательными) Взрослый спрашивает: Синица( какая? ) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая. . . Голубь( какой? ) - сизый, неуклюжий, важный. . . Снегирь( какой? ) - нарядный, красногрудый, медлительный… Сценарий развлечения «Синичкин день». Цель: Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами. Задачи: Способствовать воспитанию любви к животному миру. Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения. Развивать у детей познавательный интерес, внимание. Способствовать пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих и перелётных птиц. Персонажи: Хозяюшка, Сорока, Воробей, Ворона, Дятел, Снегирь, Синица. Ход праздника: Дети входят в зал, который оформлен как русская горница. Их встречает Хозяюшка. Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, проходите в мою горницу, устраивайтесь поудобнее. Хочу рассказать вам сегодня о русской народной традиции. Исстари на Руси в середине ноября праздновался День встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично. Люди мастерили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. К этому празднику крестьяне заготавливали корм, развешивали кормушки, зазывали птиц к своему дому, а затем регулярно в течение зимы подкармливали. Позднее этот праздник стал называться Синичкин день. Отмечают его теперь 12 ноября. Кстати, название «синица» произошло вовсе не из- за синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё название они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Синь – синь! » Наши предки считали синицу божьей птицей. В старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность; если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток… Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему? Хозяюшка: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это? Сорока: Ой, здравствуйте, ребята! Я – Сорока! Хозяюшка: Что случилось, Сорока? Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму. Хозяюшка: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись! ИГРА «ПЁРЫШКИ». Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала. Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками: Угадайте, что за птица. Словно кошки не боится Скачет по дорожке, Собирает крошки, а потом на ветку прыг И чирикает: «Чик- чирик! ». ( Воробей) Воробей: Здравствуйте, ребята. Рад встрече. Загадку вы отгадали, а стихотворение про меня рассказать сможете? Ребёнок: За что люблю я воробья? За то, что он такой, как я. Когда приходят холода, Не улетает никуда. Воробей: Вот спасибо, вы, верно, подметили, мы всегда живём рядом с людьми. А ещё мы – воробьи весёлые, шумные, любим играть. Давайте поиграем с вами в игру! ИГРА «ПТИЧЬЯ СЕМЬЯ». Цель: Формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. ПЕСНЯ «ВСЕМ НУЖНЫ ДРУЗЬЯ». Хозяюшка: Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей, Прячется в зеленых кронах, а зовут ее…( Ворона) Появляется Ворона: Здравствуйте, кар – кар! Я – Ворона! Умная, хитрая птица, а ещё я люблю веселиться. Становитесь в хоровод, пустимся в весёлый пляс. ХОРОВОД «ВОРОН». Хозяюшка: Следующая загадка: Далеко его стук слышится вокруг, червякам он враг, а деревьям – друг…. ( Дятел) Прилетает Дятел: Приветствую всех собравшихся. Рад тому, что в наш лес гости пожаловали. Хозяюшка: Здравствуй, Дятел. Мы пришли на лесную полянку, чтобы помочь Сороке разобраться с тем, какие птицы обитают в России. Дятел: А вы сможете узнать птиц по голосам? Хозяюшка: Постараемся. ИГРА «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ». Хозяюшка: Следующая загадка: Сероспинный, красногрудый, В зимних рощах обитает. Не боится он простуды С первым снегом прилетает. ( Снегирь) Снегирь: Добрый день. Вижу, слушать птиц вы любите, а сами поёте? Сможете исполнить птичьи песни? ИГРА «ПТИЧИЙ КОНЦЕРТ». Каждой подгруппе детей даётся название птицы. Ребята исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик». Каждая птица по строчке. Воробьи – чирик- чирик Синицы – синь – синь Вороны – кар – кар Снегири – дю- дю- дю Снегирь: Молодцы! Отменный концерт получился! Мне очень понравились ваши песни! Хозяюшка: Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? ( Сорока) Сорока: Ой, и правда, эта загадка про меня: знаю все новости, рассказываю их всем, кого встречу. Только до сих пор не поняла, почему одни птицы остались на зиму с нами, а другие улетели? Хозяюшка: Ты до сих пор не догадалась? Сейчас тебе ребята ответят. ( Дети отвечают) . Теперь поняла? Сорока: Поняла, поняла, только я запуталась, какие птицы перелётные, а какие зимуют с нами? Хозяюшка: Наши ребята помогут тебе разобраться. ИГРА «ОДИНАКОВЫЕ, НО РАЗНЫЕ». Карточки с зимующими птицами нужно перенести к снежинке, а с перелётными- к солнышку. Хозяюшка: Угадайте, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная, звонко тенькает: «Тень- тень! Как хорош осенний день! ». ( Синица) Синичка: Добрый день, ребята! Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть недолго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту. Хозяюшка: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? ( подкармливать птиц, делать кормушки) . Синичка: Но, сделать кормушку- мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц. ИГРА «НАКОРМИТЕ ПТИЦ»( на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины) . Нужно убрать лишнее, оставить полезное для птиц. Хозяюшка: Уважаемые птицы, наши ребята не только многое знают про птиц, поют, танцуют, они ещё хотят рассказать вам стихотворения. 1ребёнок: Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. 2 ребёнок: Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна- И не страшна Будет им зима. 3 ребёнок: Сколько гибнет их – Не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Заключение. «Помоги птицам! ». Дети постоянно, в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают леса и луга, яркие цветы, насекомые, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы, звери и птицы. Знакомство дошкольников с пернатыми начинаем с раннего возраста, дети постепенно начинают видеть красоту и изящество живых существ, несущих чувство радости, эстетическое наслаждение, проявляя при этом заботу. С наступлением холодов в Субботинском ДОУ «Дюймовочка» объявлена Акция «Помоги птицам! », которая проходит с 1. 12. 2016 по настоящее время. Внедрение познавательно- практического проекта в воспитательно- образовательный процесс, способствует эффективности методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах. И чем ближе знакомимся, тем больше возникает вопросов: популяция, варварство, подкормка – вредная и полезная. Дети примеряли на себя роли орнитолога, охотоведа и лесничего. За время проекта, оформили совместно с детьми агитационно- информационные плакаты: «Помоги птицам! », один из них разместили в холле ДОУ – для родителей, детей и гостей, а с другим прошли по селу и разместили в центре, на доске объявлений. Во время агитационного маршрута, заинтересованным жителям села, дети раздавали листовки и буклеты «Покорми птиц! », которые изготовили самостоятельно, в виде птиц, объясняя при этом: «Зачем? и Для чего? подкармливать птиц зимой? », а также «Когда? . Где? И Чем? Многие жители с интересом слушали юных экологов и внимательно изучали информацию листовок: о том, как правильно и из чего изготовить кормушки, о разрешенных и запрещенных продуктах для птиц и правилах кормления пернатых. Благодаря заботе детей и взрослых, на территории ДОУ размещены оригинальные, необычные, красивые и прочные кормушки, здесь птицы могут полакомиться вкусными зернышками, семечками, салом, которые приносили дети, также пернатые угощались витаминной зеленой травкой, выращенной детьми в «огороде на окне». Птички регулярно прилетали подкрепиться в «столовой» и каждый их прилет вызывал у детей столько эмоций, восторга, радости и гордости от проделанной полезной работы. За время реализации проекта, использовались различные методы и приемы по расширению и закреплению знаний дошкольников о зимующих птицах: агитационный поход; изготовление кормушек; заготовка и сбор корма, посев и выращивание витаминной травки, изготовление необычных угощений; плакатов, буклетов и листовок; подкормка птиц и наблюдение; выставка поделок и рисунков: «Зимующие птицы»; подборка игр, стихов, «птичьих» загадок; посещение библиотеки; развлечение: «Птицы – наши друзья! », просмотр мультимедиа: «Зимующие птицы». Подведение итогов проекта, - развлечение и награждение участников акции, прошло в сельской библиотеке. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека ко всему живому, к природе, к Родине. Литература. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. – М. : ООО «ТЦ Сфера», 2008. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников/ С. Н. Николаева – М. : Мозаика- Синтез, 2002. – 128 с. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999. - 207 с. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/ авт. - сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с. Остапов Ф. Певчие птицы нашей Родины. – М. : АН СССР, 1988. Прокопенко М. С. Когда смеются птицы. – М. : Сварог, 1996. Русские пословицы и поговорки\ Под ред. В. П. Аникина. – М. : Художественная литература, 1988. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М. : «Издательство ГНОМ и Д»- 2000. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания/ Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ»- 1998. - 320 с. 4686303337560 495744512065 Изготовление агитационных плакатов и листовок. 6745605133731033737551337310209551337310 Лакомство для пернатых друзей.