Экологическое воспитание
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического направления развития воспитанников детского сада «Дюймовочка» с. С убботино 872490243840 «Экологическое воспитание дошкольников» Воспитатель: Дрожина Олеся Александровна « Экологическое воспитание дошкольников » Материал подготовила воспитатель Дрожина Олеся Александровна СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Экологизация образовательной деятельности в дошкольном учреждении 1. 1. Предметно- развивающая среда в ДОУ 1. 2. Предметно- развивающая среда вне ДОУ 1. 3. Организация системы экологического образования в ДОУ 1. 4. Модель взаимодействия педагога и детей 1. 5. Исследовательская деятельность 1. 6. Экологическая тропа 1. 7. Эколого- оздоровительная деятельность в ДОУ 1. 8. Формы сотрудничества с родителями 1. 9. Структура взаимодействия ДОУ и семьи 2. Педагогическая деятельность по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста 2. 1. Проектная деятельность по экологическому воспитанию дошкольников 2. 2. Образовательная деятельность в дошкольном учреждении Литература Приложения В дошкольном детстве закладываются основы Личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому ведущим направлением моей работы является экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста. Я работаю по методической теме «Тайны природы», руководствуясь авторскими программами «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом- природа» Н. А. Рыжовой. Для осуществления успешной работы с детьми по экологическому воспитанию я поставила перед собой главную цель – формирование экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения. Для достижения цели определила следующие задачи: Формирование у детей понимания неразрывности взаимосвязей в природе и место человека в окружающей его природной среде. Знакомство с жизнью «соседей» по планете – растений и животных. Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей. Раскрытие творческих способностей свободного воображения и фантазии. Нравственное развитие личности, воспитание чувств. Реализацию поставленных целей и задач воспитательно- образовательного процесса по экологическому воспитанию осуществляю на основе следующих принципов: 1. Системность образовательного процесса, заключающаяся в единстве ценностных ориентиров, целей, стиля, технологий, форм, методов. 2. Пробуждение сенсорной активности, т. е. развитие всех органов чу вств дл я усиления восприимчивости детей. 3. Удивление: часто мир, нас окружающий, не нуждается в объяснении; иногда просто надо сидеть, смотреть, слушать, чувствовать. 4. Развитие ценностного подхода: не давая готовых ответов, дать детям возможность оценить их выбор в каждодневной жизни. 5. Этика заботы: дети не только наблюдают окружающий их мир природы, но и заботятся, присматривают за его объектами. Понимание значимости нашей зависимости от окружающего мира является основой развития ценностного подхода и этики заботы. Для осуществления этих принципов, наряду с традиционными методами и формами работы, я отдаю предпочтение опытам, занятиям- исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр- заданий на развитие фантазии и творческих способностей детей. Образовательную деятельность планирую в игровой форме, способной побудить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира: на каждом занятии дается возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию. Важным моментом в организации педагогического процесса является создание среды в группе для индивидуальной, самостоятельной, совместной деятельности педагога и ребенка, создание условий для развития у детей естественнонаучных и экологических представлений. Развивающую предметную среду использую в познавательных, оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания детей и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Модель предметно- развивающей среды в ДОУ: Паспорт растения, животного Модели климатических зон Центр воды и песка Глобусы Огород на окне Уголок природы ДОУ Экологическая библиотека Карты Альбомы, иллюстрации Уголок релаксации Календарь природы Комнатные растения Лаборатория природы Развивающие и дидактические игры Модель предметно- развивающей среды вне ДОУ: Цветник Экологическая тропа Вне ДОУ Сад Уголок леса Огород овощных культур Огород лекарственных растений Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивацию на отношение к природе: Я Терпение Мир Любовь Добро Педагогическая работа проводится по трем блокам: • специально организованная деятельность; • совместная деятельность; • свободная самостоятельная деятельность. Диагностика изменений в развитии детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность педагога и детей Специально организованная деятельность Релаксация Интеграция экологического образования Экологическая цель В помощь педагогам разработаны методические рекомендации, в том числе: алгоритм подготовки педагогов к взаимодействию с детьми: Отбор экологического содержания с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами Алгоритм исследования объектов природы: Работая над формированием у дошкольников экономного, бережного отношения к природе, особое внимание мы уделили созданию в детском саду атмосферы такого отношения к ресурсам и материалам, на повторное использование некоторых бытовых отходов в оформлении групповых комнат, благоустройстве участка, оснащении занятий, пополнении игровых атрибутов и т. д. Так, из ненужных пластиковых бутылок были сделаны совочки и формочки для игр с песком, кормушки, декоративные вазы для цветов, елочные украшения, персонажи сказок. Картонные коробки послужили материалом для изготовления кукольных домов. Мебель для кукол также сделали из коробок. Из обувных коробок вместе с детьми смастерили макет улицы, дошкольного учреждения. Тетрапакеты приспособили для выращивания рассады. Различный упаковочный материал использовали для изготовления поделок на занятиях по интересам( кружок) . В сборе материала для ручного труда участвовали и сотрудники, и родители. Для их хранения отвели специальное место, дети с воспитателями в этом «хранилище» отбирали все нужное для реализации своих творческих идей. Также огромное внимание уделяю эколого- оздоровительной деятельности. Регулярно организую походы и экскурсии в лес по экологической тропе. 1. рябина 8. пни и бревна 2. участок с сорными травами 9. река З. альпийская горка 10. муравейник 4. березки 11. тополя 5. травы 12. болото 6. кустарники заасфальтированный участок 7. тропинка мост Работа в значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты, знакомство с растениями и животными, местами их обитания, расширяет кругозор детей и взрослых, практикует их в различных видах экологически ориентированной деятельности. Дети и взрослые, их сопровождающие, во время походов получают большой эмоциональный заряд. В содержание походов, экскурсий и целевых прогулок включаю знакомство с дарами природы, провожу дыхательную гимнастику на свежем воздухе, знакомлю детей с правилами поведения в лесу, разыгрываем различные ситуации, которые могут сложиться в процессе походов. Прогулки на речку Шушка, на пруд сопровождаю рассказами о правилах поведения у водоема. В группе проводим нетрадиционное оздоровление: закаливающие процедуры, коррегирующую и дыхательную гимнастику, полоскание полости рта, фитотерапию, витаминотерапию, ароматерапию, точечный массаж, упражнения для развития мелкой моторики рук, эколого- психологические тренинги. Основой построения комплекса эколого- оздоровительных мероприятий является ориентирование на индивидуальные физические возможности каждого ребенка. Эколого- оздоровительная работа проводится и с родителями на родительских собраниях, через индивидуальные беседы и консультации. Модель эколого- оздоровительной работы Работа с детьми Семинары Работа с педагогами Физкультурныепаузы Контроль за осанкой Контроль за освещением Закаливание Коррегирующая гимнастика Дыхательная гимнастика Диагностика Работа творческих групп Конкурсы Консультации Выставки Педсоветы Посещение Модулей Консультации Анкетирование Тестирование Пед. информация Индивидуальная Работа с родителями Родительские клубы Совместные праздники Экскурсии Открытые занятия р Коллективная Выставки детских работ Папки передвижки Наглядная МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА «ДЮЙМОВОЧКА» С. СУББОТИНО Проект «Экологическая неделя» Марафон добрых дел. Воспитатель Дрожина О. А. 2016 Проект «Экологическая неделя». Утверждаю зав. Д ОУ: И. П. Дергунова Место проведения: МБДОУ «Дюймовочка» Время проведения: 18. 04- 22. 04. 2016 г. Педагог: О. А. Дрожина Дата проведения Тема Группа 18 апреля «День птиц» Развлечение «КВН. Знатоки природы» Акция «Скворечник». Подготовительные группы Все возрастные группы 19 апреля « Физкульт Ура! » Выставка «Спортивные развлечения», «Зеленые старты». Поход. Старшая, подготовительная группы. 1 класс. Родители. 20 апреля «День книги» Акция «Сбор книг для библиотеки», «Сбор макулатуры» Развлечение по сказкам А. Л. Барто. Шоу «Мыльные пузыри». Средняя группа Все возрастные группы 21 апреля «День Земли» «День Земли»- развлечение. Оформление выставки «С днем рождения, Земля! » «Огород на окне» Уборка территории у памятника воинам ВОВ, территории ДОУ. Все возрастные группы 22 апреля Подведение итогов «Марафона добрых дел». Администрация ДОУ, Субботинская библиотека, Сельская администрация, все возрастные группы Землю нужно охранять, Всячески оберегать, Горы, речки и поля- Это все наша Земля. Жизнь на ней ведь каждый час, Так зависит от всех нас, Что забота наша ей- С каждым днем еще важней. Поздравляю с Днем Земли, Нашу Землю береги, И она тебя в ответ- Защитит от разных бед! Актуальность экологического образования дошкольников обосновывается необходимостью воспитания бережного отношения детей к природе. Реализация экологического воспитания должна выйти за рамки «знаниевой» функции и обязательно дополнятся практико- ориентированными формами образовательного взаимодействия взрослых и детей. Одна из главных идей проекта стала идея проведения «Экологической недели» в ДОУ. Для формирования у детей гуманного отношения к природе одних знаний не достаточно, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности, в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту. Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Задачи: Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы. Воспитывать бережное отношение к миру природы. Доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде. Тип проекта: краткосрочный: 18. 04- 22. 04. 2016. Реализуемые мероприятия. НОД и ОД: Тематические занятия «Планета Земля в опасности» Составление рассказа по картине «Труд людей весной» Пересадка комнатного растение и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений и др. ОД ситуативные разговоры: Как мы вместе отдыхали? Как вы помогаете планете Земля? ( Игра «Хорошо – плохо») Целевые прогулки: «Весна в нашем селе» «Природа просыпается» Трудовая деятельность по уборке участка, посадка огорода на окне, рассады цветов, «Украсим Землю садами, цветами». СД: Изготовление поделок из бросового материала. Выставка рисунков, поделок: «С Днем рождения, Земля! » Просмотр мультфильмов: Н. Калинина «Загадки воды» Н. Притулина «Подарок Ёжика» «Как козлик Землю держал» К. Паустовский «Барсучий нос» Е. Марысаев « Медвежкина мама» и др. Чтение художественной литературы: Пословицы и загадки о земле. А. Блок «На лугу» С. Городецкий. «Весенняя песенка» В. Жуковский. «Жаворонок» Ф. Тютчев. «Весенние воды» М. Зощенко «Великие путешественники К. Коровин «Белка» С. Алексеев «Первый ночной таран Н. Телешов «Самое лучшее» Ю. Коваль «Русачок- травник» Ю. Коваль «Стожок» Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» Е. Пермяк «Для чего руки нужны» Я. Тувим – «Овощи» К. И. Чуковский «Ежики» Б. Заходер «Мохнатая азбука» И. Токмакова «Деревья в стихах» В. Бианки «Мастера без топора» В. Степанов «Птицы в стихах» Ю. Энтин «О многих шестиногих » А. С. Пушкин «Зимнее утро» С. Баруздин «Сказка о трамвае» В. Степанов «Назови профессию» Д. Родари «Чем пахнут ремесла» М. Дружинина «Что на нашей улице» В. Пальчинскайте «Гороховый домик» С. Михалков «Сладкоежки» С. Маршак «Стихи про кошек» Ф. Тютчев «Весенняя гроза» и др. Работа с родителями: Сбор материала по теме. Конкурс рисунков и поделок среди детей, родителей и педагогов на лучшую поделку «С днем рождения, Земля! » Прежде чем что- то выбросить люди не задумываются о том, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение. Бутылки, коробки из – под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята со своими родителями должны проявить фантазию и творчество и дать мусору вторую жизнь. Итоговое мероприятие: Проведение праздника под названием «День Земли», подведение итогов недели – вручение дипломов, призов. Ожидаемый результат: Формируется чувства сопереживания, дети статут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубят знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля. - 3238581915 Добрая традиция Субботинского МБДОУ «Дюймовочка»- ежегодное проведение МАРАФОНА ДОБРЫХ ДЕЛ. В 2016 году экологическая неделя доброты прошла с 18 по 22 апреля. 2074545571500 Цель марафона – пропаганда добра, милосердия, любви к природе у детей дошкольного возраста. В течение всей недели, в нашем ДОУ, участники МАРАФОНА взращивают ДЕРЕВО ДОБРЫХ ДЕЛ. Плоды этого дерева- яблоки, на которых написаны добрые дела и поступки, совершенные детьми, педагогами и родителями. Каждый день МАРАФОНА имеет свою тематику. 18 апреля – открытие МАРАФОНА ДОБРЫХ ДЕЛ, посвящен ПТИЦАМ. - 51435119380 Благодаря заботе детей, родителей и педагогов нашего ДОУ, многие птичьи семьи справили новоселье. С 1 апреля в ДОУ, объявлена акция «Скворечник! Помоги птицам! ». Многие решили помочь пернатым и приготовили для новоселов более 30 домиков. В настоящее время птицы обживают новые жилища и готовятся к появлению потомства! Домики для птиц мы разместили по всему селу: у ДК, возле сельской администрации, подарили ветеранам. Также вручили ветеранам приглашение в ДОУ на ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Чествование старшего поколения в ДОУ – это наша добрая традиция. День, 19 апреля, прошел под девизом « Физкульт УРА! ». С утра в холле ДОУ детей встречала выставка детского творчества «Спортивные развлечения», подготовленная детьми, педагогами и родителями старшей и подготовительной групп. - 70485- 196215 Также в этот день дети подготовительной группы посетили школу, где их ожидала команда соперников – учащиеся 1 класса, для борьбы в «Зеленых стартах». Наша команда одержала победу! 130111550165 Совместно с родителями организован ПОХОД на речку Шушь. Участники соревновались, веселились, играли, но у них хватило сил и на добрые дела – уборку берега реки от мусора! - 17526036830 20 апреля, в рамках МАРАФОНА ДОБРЫХ ДЕЛ посвятили Всемирному дню книг, еще заранее устроили в ДОУ акцию по сбору книг, которые мы подарили библиотеке. Заведующая Валентина Ивановна поместила их в «Домик для книг». В библиотеке оформлена выставка рисунков о природе, в том числе и наших. Детям предложили для разгадывания кроссворды и ребусы о природе и пазлы. Наши дети не только читают книги в библиотеке, но и занимаются творчеством: сочиняют сказки, стихи, загадки, которые им помогаю т оформлять родители и педагоги. 39395401847853158490939804653915103505- 24193538103425190689610 Сюрпризом для детей в этот день послужило ШОУ, к нам в ДОУ пригласили артистов из Красноярского театра «Мыльные пузыри»! Дети получили огромное удовольствие. - 3810290195 21 апреля- В саду прошел экологический праздник- Международный день Земли, который подготовила и провела воспитатель О. А. Дрожина. Дети отправились в увлекательное путешествие: в лес к «Матушке Земле»( педагог Машковцева О. Е. ) за волшебными семенами, на пути встречалось много «трудностей», но, ребята справились и получили долгожданный подарок( волшебные семена) из рук Матушки Земли. На празднике исполнялись стихи, песни, танцы( музыкальный руководитель- Гиренко И. В. ) . 284416549530 К Дню Земли в каждой группе дети и педагоги вырастили витаминные «Огороды на окне». - 270510- 72390 Дети подготовительной группы с их воспитателями, подарили подарок нашему общему дому – Земле, приняли участие в уборке территории ДОУ. - 457200285750 Участники привели в порядок памятник воинам – односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, а также прилегающую к нему территорию. - 137160387985 22 апреля в Субботинском ЦДК подведены итоги большой совместной работы МАРАФОНА ДОБРЫХ ДЕЛ, посвященному охране окружающей среды. В. И. Коновалова вручила дипломы и памятные подарки детям и педагогам ДОУ и школы. 419100159385 Хочется верить, что наше ДЕРЕВО ДОБРЫХ ДЕЛ, пустит крепкие корни, ведь силами одних детей невозможно «спасти» планету! Мы надеемся, что наши ДОБРЫЕ ДЕЛА послужат примером для других! Вдруг, еще у кого- то возникнет желание поучаствовать в ВЕСЕННЕЙ НЕДЕЛЕ ДОБРА! Педагог Субботинского ДОУ Олеся Александровна Дрожина. Литература Горькова Л. Г. сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : - 2005. Иванов А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : «ТЦ Сфера», 2007. Николаева С. Н. Эколог в детском саду – М. : Мозаика- Синтез, 2002. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников/ С. Н. Николаева – М. : Мозаика- Синтез, 2002. – 128 с. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999. Русские пословицы и поговорки/ П од ред. В. П. Аникина. – М. : Художественная литература, 1988. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания/ Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ»- 1998. - 320 с. Дошкольное воспитание, 1998- № 7, 1999- №7, 2000- № 7. Соловьева Е. В. Дети планеты Земля – М. : 2001. Лыкова И. А. , Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду – М. : 2012. Приложения 3044190135255196215112395 3101340103505196215104775 93916576835 14668504591685329247523495 1663065167640 17106901590675 1748155660401805940723901767840184816817678404910455
3044190135255196215112395 3101340103505196215104775 93916576835 14668504591685329247523495 819157620