технологическая карта НОД "Вулкан"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического направления развития воспитанников детский сад «Дюймовочка» Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности Тема: «Вулкан» Воспитатель: Дрожина О. А. Место проведения: подготовительная группа «Гнездышко» Дата и время проведения: 29. 11. 2017 в 9. 30. Субботино 2017 Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Социально- коммуникативное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие. Здоровье. Безопасность Сроки реализации: ноябрь 2017 года. Форма совместной деятельности: интегрированная, групповая. Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии. Задачи: Образовательные: познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов; формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана; формировать умение правильного обращения с химическими веществами( уксусом) ; упражнять детей в чтении схем- моделей. Развивающие: стимулировать желание детей экспериментировать; развивать эмоционально- положительное отношение к познанию окружающего мира; в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности; развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя. Воспитательные: 1. воспитывать бережное отношение к природе; 2. способствовать устойчивому эмоционально- положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию. Технологии: Технологии личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми: педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций; опора на субъектный опыт ребенка. Игровые технологии: игровые задания и упражнения. Технологии поисковой деятельности: создание проблемной ситуации; детское экспериментирование. Здоровьесберегающие технологии: Динамическая пауза; Мультимедийные технологии: показ презентации. Методы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический, информационный, игровой, опыты, просмотр мультимедиа. Средства: наглядные: картинки с изображением вулкана, макет вулкана, схемы – действия. мультимедийные: презентация. литературные: загадки, стихи. Предварительная работа: Изготовление макета горы вулканического происхождения, рассматривание иллюстраций вулканов, разучивание стихотворения о вулкане. Материалы: макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее сре дство для посуды, сода, уксус, мерные ложки, стаканчики, : таз с водой, графин с водой, кусочки пемзы, камешк и, бумажные полотенца, салфетки, карточки- символы. Этапы деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей всей группы Планируемый результат 1. О рг. М омент Пришли в лабораторию 1. Загадка. Ото сна гора проснулась, Забурлила, закипела. И из шапки вверх взметнулось Много дыма, сажи, пепла. Лаву льёт, как мёд, густую. Как назвать гору такую? ( Вулкан. ) - Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. ( Показываю макет вулкана. ) А может кто- то из вас знает стихи или загадки о вулкане? Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой. Создаёт п роблемную ситуацию, показывает свою заинтересованность. Загадывает загадку, показывает макет вулкана. - з адает вопросы, стимулирующие к активной постановке цели- стимулирует к принятию предложения- эмоционально включает в действие Приветствуют гостей Отгадывают загадку Я плююсь огнем и лавой, Я огромный великан, Славлюсь я недоброй славой, А зовут меня – вулкан. - принятие цели- развитие любознательной инициативы детей Вызвать положительные эмоции, развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки. Позитивный эмоциональный настрой детей на предстоящую деятельность, сосредоточение на предстоящее общение. 2. Основная часть. Показ презентации «Вулкан». Присаживайтесь на стульчики. В некоторых местах на земле есть необычные горы. ( Слайд 1) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, ( слайд 2) тогда начинается сильный подземный гул, и из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы. Спящий я похож на гору, Но уж коли я проснусь, Задрожу, то значит скоро Я фонтаном ввысь взметнусь. Пых! По небу пепел кружит. Пых! Огонь летит наружу, Льется лава в океан – Извергается Вулкан. Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами»? ( Ответы детей. ) Послушайте интересную легенду: «Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан( Слайд 3) и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Но был он очень страшный, все люди его боялись, Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает! »- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места». Вулкан – это огненная гора. Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело. Ребята, а знаете, какие бывают вулканы( действующие, спящие и потухшие) . Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. ( Слайд 4, 5) Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? ( Ответы детей. ) Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. ( Слайд 6) Вулкан спит, лишь выдыхает в небо легкий дымок, будто кто- то печку топит. ( Слайд 7) А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Какие вулканы называют потухшими? ( Ответы детей. ) Это те вулканы, которые работали в далеком- далеком прошлом. ( Слайд8, 9) За жизнью вулканов постоянно следят ученые. Кто знает как их называют? – вулканологи. ( Слайд 10) С помощью специальных приборов, в специальной одежде они наблюдают за вулканами и знают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите на Мировую карту вулканов, на нашей Земле очень много вулканов. ( Слайд 11) А хотите узнать, как устроен вулкан? ( слайд 12) . На самой вершине вулкана находится кратер. ( с лайд 13) . Кратер – это огромная чаша, а внутри вулкана огромная дыра, - это жерло вулкана, которая уходит глубоко в землю. Огненная жидкость выходящая из вулкана называется лавой В о время извержения вулкана по склонам горы течет настоящий огненный поток. Кто знает, как он называется? ( Лава) . ( с лайд 14) . Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых, превращаются в жидкие. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза. - использует информационно- технические средства- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления- стимулирует любознательность, интерес- использует слайд – шоу- рассказывает легенду, - развивает у детей представление о вулканах, их видах. Обобщает знания детей об ученых- вулканологах Рассказывает о строении вулкана, показывает на слайдах- предположения детей по поводу возникших вопросов, проблем- активное обсуждение демонстрационного материала Внимательно слушать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы. - речевая активность- возникновение интереса- включение детей в совместную деятельность- развитие любознательной инициативы детей- эмоциональное принятие предложения Выполнение действий. Детское экспериментирование с пемзой, и камнями. Ребята, сейчас мы вместе с вами будем сравнивать пемзу с обычным камнем. Ребята, давайте вспомним, из чего образуется пемза( из лавы) . Возьмите пемзу в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь( шершавая, легкая, пористая) . А камешек? ( гладкий, тяжелый, плотный) . Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый? ( В пемзе очень много дырочек. ) Эти дырочки образовались, когда лава застывала на поверхности земли. А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что- то есть? В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. Очень хорошо, но следует проверить наши предположения: опустим пемзу в таз с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? А теперь опустим камень. Что произошло? Мы с вами сделали открытия: пемза- камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды. Камень тяжелый, поэтому он опускается на дно. - организует, поддерживает, советует предлагает детям предметный материал, обеспечивающий исследование- наблюдает за детьми во время выполнения задания- обозначение цели деятельности детьми- находят пути решения- включение детей в деятельность доброжелательные отношения между детьми, умение взаимодействовать друг с другом во время работы. Динамическая пауза. - Я предлагаю нам превратиться в вулкан. Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса. 1. Вулканы начали играть- Из жерла лаву извергать( начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз) . 2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! ( руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки, топаем ногами) . 3. Но вот он начал уставать, Огонь в нем начал угасать( медленно опускаем руки с приседом) . 4. Последний раз огнем дыхнул( сидя долгий выдох) . 5. И на десятки лет уснул! ( руки под щеку, засыпает вулкан) . - эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. в ыполняют движения в соответствии со словами Формировать умение понимать задание и запомин ать очерёдность его выполнения. Детское экспериментирование «Вулкан» Воспитатель: Ребята, а вы хотите разбудить наш вулкан? Дети: Да, очень! В. – Тогда я предлагаю отправиться в нашу лабораторию, где мы будем проводить эксперимент. В. – Прежде чем отправимся в нашу лабораторию необходимо вспомнить технику безопасности, в этом нам помогут знаки. ( Вспоминаем) Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус и нюхать, особенно если не знаешь, что это за вещество. Как вы думаете, что нужно сделать дальше? Д. – Одеть специальную одежду( одеваю халат, очки, шапочку, перчатки) . В. – пройдёмте в нашу лабораторию. ( подходят к столу) Воспитатель: Ребята, сейчас мы попробуем «запустить» наш вулкан. Отойдите на шаг от стола. ( Наливаю, жидкость в вулкан) ( извержение вулкана) Вот вулкан – это гора, А внутри горы – дыра. Из горы идет дымок, Летят камни, серый смог. Гул раздался тут и там: Просыпается вулкан. Вот гора вся задрожала, Магма лавой побежала, Камни, пепел полетели, Небо видно еле- еле. Не ходи ты, милый там, Где проснувшийся вулкан. А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим. В. – А хотите, я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать? ( показ изготовления раствора) . В. – Предлагаю жерлом вулкана сделать стаканчик Помещаем в стакан ложку соды, Наливаем воды, пол стакана Добавляем несколько капель красной краски. А может быть, мы возьмем синюю краску? Почему? Ложечку моющей жидкости. Все перемешиваем. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. ( ! ) Что она означает? Д. – Опасно! Самому пользоваться нельзя. В. – Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому. Это буду делать я. Наливаю ложечку уксуса в воду, ( перемешиваем жидкость. ) Внимание! отходим на шаг от стола. ( Выливаю. ) В. – Молодцы ребята, мы справились с поставленной задачей. Из вас получились хорошие исследователи. В. – Ребята, проделав опыт- эксперимент, что нового вы узнали? Мы познакомились с составом лавы. Если в соду капнуть уксус, то произойдёт реакция, похожая на ту, которая происходит в вулкане. Нацеливает детей на опытно- экспериментальную деятельность, ведёт беседу. его выполнения, Напоминает правила ТБ. Направляет детей на дальнейшие действия. Напоминает о том, как работать с «опасными» компонентами; Уточняет, что нового узнали, при проведении эксперимента- активно проявляют заинтересованность чтение схем- моделей Участвуют в исследовательской деятельности Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность; отвечают на вопросы Формировать умение понимать задание и запоминать очерёдность действий- обогащение словаря- проявление любознательности- активизация речи- проявление знаний и предположений формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана; - обогащение словаря- проявление любознательности- активизация речи- проявление знаний и предположений Рефлексия. На сегодня наши исследования закончились. Спасибо всем за работу! Вы у меня очень способные и замечательные! - побуждает детей оценить собственную деятельность- выражает искреннее восхищение- упорядочивают- обобщают- отвечают на вопросы ребенок способен оценить результат собственной деятельности