Проект "Игры, которые лечат"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического направления развития воспитанников детского сада «Дюймовочка» с. С убботино - 8001057150 «Игры, которые лечат» Дрожина Олеся Александровна Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у луч ших специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить по кой. Так очень важную роль играют психофизиологические особенности детского орга низма. Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в выздоровлении, ес ли у взрослых людей более 70% заболеваний носят психосоматическую основу, т. е. забо левание является реакцией организма на наши психоэмоциональные проблемы, то у де тей, часто, болезнь является результатом восприятия беспокойства и озабоченности роди телей, а именно в таком состоянии мы пребываем, когда дети болеют. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка. Другая особенность организма ребенка- постоянный ро ст органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в дошкольном возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной медиаторной системах в целом. Ограничение движений( ребенок болеет или только что выздоровел и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражения, возникающего во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно- мышечный аппарата, слабее работают сердечно- сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организма в целом, что ведет к более частым заболеваниям. Эти наблюдения о роли движения в развитии человека нашли отражение в целой области медицины- лечебно- профилактической физкультуре. Многие выдающийся люди( например В. Дикуль) смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не помогали. Только правильно организованная двигательная активность помогла организму справиться с недугом. Они смогли сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям, когда тело автоматически, несмотря на болезнь и старые привычки, осуществляет правильные действия, например дыхание через нос. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие- либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Поэтому мы учимся, играя, используем игровые упражнения. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствует потребностям растущего организма в движении. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации- это вызывает искренний смех у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти » в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы, и радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором. Формирование здоровой личности ребенка возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически развитой социальной среде. Для этого в группе организованы: спортивная зона, зона приватности, зона игровой деятельности. Основой построения комплекса оздоровительных мероприятий является ориентирование на индивидуальные физические возможности каждого ребенка. В рамках оздоровительной работы проведен блок занятий с Айболитом, Мойдодыром, «Здоровье и болезнь», эксперименты( с пластмассовыми зубами( челюстями, которые вместе с нами «пили» и «ели», но за одними ухаживали, а за другими нет) . Рассматривание в зеркало, а затем лепка «своих» зубов из пластилина, «Лепим умелую, уверенную руку». Цель которых- осознание детьми ценности здоровья. Особое место в режиме дня отводится специальным упражнениям по методике В. А. Ковалева, - «Маршруты для глаз»- направленным на профилактику зрительного утомления. Педагог- это не тот, кто воспитывает детей, а тот, кто создает условия и для развития родителей, согласно которых психическое и личностное развитие ребенка происходит в особой развивающей среде. Многое из окружающей среды он воспринимает и оценивает через семью и с помощью семьи, а целенаправленная систематическая работа с ней становится очевидной. Взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, позволили добиться максимальной пользы для физического, психического, нравственного и творческого благополучия ребенка. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий, если ребенок растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий и взрослые понимают и учитывают психологические и индивидуальные особенности ребенка, как и важнейшие стороны психического развития. С родителями в системе проводятся спортивные развлечения: «Папа, мама, я- спортивная семья», «Сильные, ловкие, смелые», «Мои родители – спортсмены», «Шашечный турнир» и др. Поэтому двигательная среда в группе насыщена различным оборудованием, способствующим развитию игры, двигательных заданий. Наряду с заводскими тренажерами, используется нетрадиционное оборудование, выполненное из бросового и природного материала: массажеры из «киндер – сюрпризов», дорожка из крышек от пластмассовых бутылок прикрепленных к доске, тренажер «Ловушка»- из верхней части бутылки( забросить капсулу) , лыжи из пластиковых бутылок, «груша» для бокса, бутылка наполненная песком, ножные массажеры из бухгалтерских счет для профилактики плоскостопия, пуговицы, шишки, камушки и т. д. Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к профилактическим упражнениям. Походы, экскурсии, целевые прогулки – одна из форм оздоравливающих мероприятий детей, помогающая сохранить и укрепить их здоровье. Этому способствует общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Каждый выход за пределы участка ДОУ имеет свои образовательно- воспитательные задачи, соответствующие экологическому воспитанию( в лес, к пруду, к реке, на поляну и т. д. ) . Их главная цель- оздоровление. Следует обращать внимание на характер сна детей, их позы. Рисунок необычной позы во сне возникает чаще всего в преддверии кого- ли6о заболевания или сопровождает развившиеся у ребенка болезненные нарушения. Если при этом попытаться изменить позу ребёнка, то немедленно последует возврат в исходное положение. Тому есть конкретные причины: - Например, поза вниз головой чаще всего наблюдается у детей, перенесших ушиб головы, для детей, страдающих астматическим бронхитом, характерна поза с резко запрокинутой головой. Это своеобразная защитная реакция организма: в таком положении лучше вентилируются легкие. Для детей страдающих ночным недержанием мочи, характерной является «мертвая поза». Специалисты не советуют менять позу ребенка, поскольку за этим последует пробуждение. Мало того, это может привести к нежелательным последствиям. На необычную позу ребенка следует обратить внимание врача ДОУ. Держать детей в постели после пробуждения не следует. Нужно предварительно разучить с ними несколько упражнений на спорткомплексе или импровизированной полосе препятствий. Неплохо обучить их элементарным приемам самомассажа. Проснувшись, дети будут выполнять привычные действия: разминку, самомассаж, принимать закаливающие процедуры. На это уходит не менее 15 минут. Вывод: Организация ухода за детьми должна стать предметом особой заботы и контроля со стороны педагога и родителей. Мышечная релаксация перед сном. Каждое упражнение повторяется 3 раза. И. п. : лежа на кровати на спине, руки вытянуть вдоль туловища. 1. Упражнение на расслабление мышц рук. С этого упражнения начинаются все занятия по мышечной релаксации перед сном. Установка на состояние общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Мы умеем танцевать, Бегать, прыгать, рисовать, Но не все пока умеем Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – Очень легкая, простая. Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно – Расслабление приятно! Руки с силой выпрямляем –( Руки поднять, вытянуть за головой, потянуться) Мы как будто подрастаем. ( Глубокий вдох, пауза) А теперь их расслабляем, Плавно, мягко опускаем. ( На выдохе руки опускаем вдоль туловища, мышцы расслабить) 2. Упражнение на расслабление мышц ног. Что за странные пружинки Распрямили наши спинки? ( Потянуть носки ног на себя, пятками упереться в спинку кровати) Ты носочки поднимай И смотри не опускай! ( Пауза) Ноги расслабляются, ( Расслабить мышцы ног) Отдохнуть стараются. 3. Упражнение на расслабление мышц живота. ( Положить ладони на область диафрагмы) . Шарик надуваем, ( Вдох, живот надуть) Руками проверяем. Шарик наш сдувается, Мышцы расслабляются, ( Выдох, живот втянуть) Дышится легко, ровно, глубоко. 4. Самомассаж лица и шеи. Разотрем ладошки, Согреем их немножко, ( Потереть ладони) И теплыми ладошками Умоемся как кошки. Грабельки сгребают все плохие мысли, ( Пальцами провести от середины лба к вискам) Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро. ( Пальцами легко постукивают по щекам) 5. Общая релаксация. Ресницы опускаются. . . Глаза закрываются. . . Мы спокойно отдыхаем. . . ( 2 раза. ) Сном волшебным засыпаем. . . Наши руки отдыхают. . . Тяжелеют, засыпают. . . ( 2 раза. ) Шея не напряжена, А расслаблена она. . . Губы чуть приоткрываются. . . Так приятно расслабляются. ( 2 раза. ) Дышится легко. . . ровно. . . глубоко. . . Мы чудесно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с учетом ФГОС. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро и по- прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи на длительный срок. Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно- двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей. В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться положительной динамики в этом направлении вполне по силам. Партнерские отношения семьи и ДОУ по укреплению физического и психического здоровья детей, позволят сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня! ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ. «Вся жизнь- игра. . . » Игра начинается с началом жизни человека. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние и личностные качества. Игра детей самоценна. Это и развлечение, и обучение, и развитие навыков обще ния, и оздоровление себя через игру, и коррекция детско- родительских отношений. Игра – это один из лучших антистрессовых приемов. Она позволяет ре бенку раскрепоститься, рассла биться. Бывали у Вас такие ситуации, когда, забрав малыша из детского сада, Вы не могли узнать своего ребёнка: он носился по квартире как метеор, скакал по диванам и кроватям, кричал, в общем, стал совсем неуправляемым … «Как подменили ребенка! — сокрушаются родители. — Надо будет поговорить с воспитателем! ». А в садике говорят: «Очень послушный мальчик! » или: «Такая тихая, спокойная девочка! ». Мама и папа удивляются. А зря! Даже для самого общительного ребенка детский сад — это стресс. Попробуйте провести несколько ча сов в большой шумной компании, — и если вы спокойный и «негромкий» человек, у вас вскоре разболится го лова, начнет копиться раздраже ние. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, по этому к вечеру бурлящее напряже ние готово вырваться вместе со сле зами, криками, капризами. Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять днев ной стресс? К сожалению, волшеб ного средства — одного для всех — не существует. Всегда нужно учи тывать индивидуальные особеннос ти маленького человека: возраст, характер, темперамент. Сначала стоит внимательно по наблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером «навер стывает упущенное », нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще боль ше возбудился. Если днем ваш ребенок — «тихо ня», а вечером — «дикарь», хорошо помогает снять напряжение и дать выход энергии игра « Рвакля ». Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, де лать с ней все, что заблагорассудит ся, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться пры гать на куче бумажек — они отлич но пружинят. Если же ребенок и в садике — «ураган», и дома никак не может ос тановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энер гию «в мирное русло». Хорошо зара нее распланировать вечер так, что бы ребенок постепенно освобождал ся от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем, чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня. Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с по степенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является «Грибник». Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на неболь шом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный ком плекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все пред меты — «грибы» — в корзину. Со бранные «грибы» можно сортиро вать по цвету, форме, размеру. . . К одному из предметов можно при крепить записку с дальнейшим пла ном вечера: « Давай, почитаем? » или «Поможешь мне на кухне? ». Приглушив таким образом «лишнюю» энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям — почитать, потанцевать. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним — это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, об судить события дня. · Можно предложить совместное чтение книг, сочинение сказок. Например, если герой приду манных сказок «приходит в гости» каждый вечер, родители с детьми могут даже вместе рисовать и записывать сочиненные ими истории. Таким образом, получится целая книга. · Кроме чтения и сочинения сказок и историй можно исполь зовать спокойные игры, в процессе которых не произойдет эмо ционального перевозбуждения ребенка. Например, можно поиграть в игру «Светлые мысли». Лягте рядом с ребенком, оба закройте глаза, може те при этом тихонько разговаривать друг с другом. По пробуйте оба представить, что вы лежите в тени дерева в теплый день. Сделайте глубокий вдох, представьте, что вы вдыхаете тепло и тишину. А затем выдохните наружу печальные и тревожащие мысли. Продолжай те вдыхать счастливые легкие мысли и выдыхать не приятные, пока не наполнитесь любовью и счастьем. · Почти всем детям хорошо помо гают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, поло жите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздраже ние, напряжение — уйдет, «стечет» с малыша. Вы можете пускать мыльные пузыри( попросите ребенка выдуть бо- о- ольшущий шар и малюсенький пузырик) . ИГРА «ВОДЯНЫЕ СТРУЙКИ» В пробке пластиковой бутылки проделать не сколько дырочек, заполнить бутылку водой и, брызгая из нее водой на стенку, делать с помо щью струи разные узоры: домик, шарик. Снача ла «рисует» взрослый, а ребенок отгадывает, а потом наоборот. Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж. Мягкий, ласковый массаж поможет возбужденно му ребенку успокоиться и заснуть. Особенно, если при этом ему еще и напевают песенку или рассказывают сказку. Если малыш слишком возбужден, массаж лучше начать со ступней. Предложите ему закрыть глаза и расслабиться. Постепенно массируйте ножки ребен ка все выше и выше до полного расслабления мышц, а затем то же самое проделайте с его ручками. Потом попросите его расслабить плечи и помассируйте их тоже. После этого перейдите к шее и, наконец, к го лове. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», во семь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит. Создать атмосферу покоя и рас слабления помогают и легкие, едва уловимые запахи. Для этого в арома- лампу добавляется всего одна- две капли масла, например манда ринового. Теплый цитрусовый аро мат хорошо освежает воздух, успо каивает, снимает нервное напря жение. Отлично снимает стресс запах мяты, — он хорошо осве жает и бодрит. Но не стоит ис пользовать его, если ребенку меньше шести лет, и лучше не делать это перед сном. Если же ваш ребенок аллергик, и вы не ре шаетесь использо вать ароматические масла, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати, — это поможет малышу спать спокойнее. · Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий. · Попробуйте исключить телеви зор из вечерних развлечений малы ша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на устав ший мозг. Исключение можно сде лать для «Спокойной ночи, малы ши! », — эта передача идет в одно и то же время и может стать частью «ритуала» отхода ко сну. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», во семь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит. Игры на снижение агрессии. ( картотека игр) Для детей 5- 6 лет Игра «Путаница» Цель: поддержание группового единства. Ход. Выбирается при помощи считалки водящий. Он выходит из команды, остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутыватьс я- кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в группу и распутывает, также не разжимая рук детей. Игра «Еж» Цель: реализует потребности детей в агрессии, снимающей у них мышечные зажимы. Ход. Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно- сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваться и греются на солнышке. Игра «Хищники» Цель: реализация потребности в агрессии, снимаемой мышечное напряжение. Ход. Дети выбирают для себя какой – либо образ хищника( тигра, льва, волка, рыси и т. д. ) , располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою храбрость и силу. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого. Упражнение «Котенок спит» Описание. Психолог говорит: «Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него мерно поднимается и опускается животик: вдох выдох. Приятно чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка прекрасное настроение, он дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята, лает собака и т. д. Котенок потянулся, выгнул спину и встал». Игра «Испорченный телефон» Ход игры Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слово. Задача- передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Игра «Кулачок» Ход игры Просят участников сжать кулачок крепко- крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится. Игра «Волшебный сон» Это релаксационное упражнение помогает детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение. Описание. Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: Начинается игра( «Волшебный сон») . Вы не заснете по- настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон». Реснички опускаются. Глазки закрываются . Мы спокойно отдыхаем( 2 раза) , Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. . . Наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают ( 2 раза) . Шея не напряжена, А расслаблена. . . Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется. . . ( 2 раза) . Дышится легко. . . ровно. . . глубоко. . . Напряженье улетело. . . И расслаблено все тело( 2 раза) , Будто мы лежим на травке, На зеленой, мягкой травке. . . Греет солнышко сейчас. . . Ноги теплые у нас. . . Дышится легко. . . ровно. . . глубоко. . . Губы теплые и вялые И нисколько не усталые. Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать! Игра «Снежинки» Ход игры Игра проводится в просторной комнате. Дети свободно стоят на некотором расстоянии друг от друга. Ведущий просит их представить, что они- летящие с неба снежинки. Дети, широко раскинув руки, начинают произвольно двигаться по комнате: кто- то может кружиться, кто- то медленно перемещаться в разные стороны. Потом психолог говорит: «Снежинки подлетают к земле и сплетаются вместе- по две снежинки в одном комочке»( три, четыре и т. д. ) . Дети должны образовать маленькие группки, состоящие из соответствующего числа участников. Проигрывают те, кто оказался лишним или не успел пристроиться к «снежному кому». Игра «Узнай по голосу» Ход игры Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он стоит в центре круга и старается узнать детей по голосу. Игра « Обзывалки » Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Ход игры Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов. . . Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты. . . ». Например: «А ты- морковка! ». В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что- нибудь приятное, например: «А ты- моя радость. . . ». Пр u мечанuе. Игра будет полезна, если проводить ее· в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо. Игра «Улей» Цель: реализовать вербальную потребность детей. Ход. Все дети превращаются в диких пчел, которые тихо жужжуат в своем улье. Но, почувствовав, что- то хочет забрать их мед, они усиливают жужжание, становятся сердитыми. Однако волнения напрасны и они успокаиваются. Игра «Передай по кругу» Ход. Дети передают по кругу( пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку и т. д. Игра «Солнце» Цель: активизировать детей, создать положительное настроение. Ход. Дети сидят за столами, Взрослый произносит слово «солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны( «лучики») и улыбаются друг другу. Игра «Мой хороший попугай» Цель: способствовать развитию чувства эмпатии, умения работать в группе. Ход. Дети сидят в кругу. Взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова? ». Дети предлагают свои ответы. Взрослый бережно передает попугая. Ребенок получивший его, должен прижать к себе, погладить, сказать что- то приятное, назвать ласково и передать соседу. Игра «Волшебные шарики» Цель: снятие эмоционального напряжения. Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочки». Затем она вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянные шарики. «Возьмите шарик в ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и по очереди расскажите о чувствах, которые у вас возникли во время выполнения упражнения. Игра «Маленькие приведения» Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев. Ход. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение( педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». е сли я буду тихо хлопать вы будете тихо произносить звук, а если громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить. «Одень страшилку» Цель • дать детям возможность поработать с предметом своего страха. Ведущий заранее готовит черно- белые рисунки какого- нибудь страшного персонажа: Бабы- Яги, привидения и т. п. Каждый ребенок полу- мпет экземпляр рисунка. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, от рывает маленькие кусочки и размазывает их внутри контура стра шилки. Когда дети «оденут» свои страшилки, они рассказывают о них группе. Ведущий стимулирует рассказы своими вопросами. Например: что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто боится его? И т. п. «Дорисуй страшного» Цель • помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха. Ведущий заранее готовит незавершенные черно- белые ри сунки страшного персонажа: скелета, привидения и т. п. На занятии он раздает эти рисунки детям и просит дорисовать их. Затем дети показывают свои рисунки и рассказывают истории про них. Упражнение: " Возьми себя в руки" . Цель: научить детей сдерживать себя. Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого- либо, то можно себя" взять в руки" , т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза. Игра «Крепость». Цель: игра дает возможность детям проявить агрессию в адекватной игровой форме. Интересна диагностика- кто с кем захочет быть в команде. Дети делятся на две команды( по желанию ребят) . Каждая команда строит для себя крепость( из модулей мягких, конструктора) . Одна команда защищает крепость, другая штурмует. Основное оружие- надувные шарики, мячи, мягкие игрушки. Игра « Рвакля » Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Список литературы: 1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. 2. Белая К. Ю. Первые шаги. 3. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками. 4. Васильева И. А. Движение- ключ к здоровью. 5. Кудрявцева В. Т. , Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. 6. Пятница Т. В. Тематические карточки для работы и коррекции речи детей 7. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста( с учетом двигательной активности) . 8. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. 9. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования. – Волгоград 2013. 10. Пашкевич Т. Д. Социально- эмоциональное развитие детей 3- 7 лет. – Волгоград, 2012. - 213360127635327279080010- 895352781302725420196852641600- 72390- 470535- 72390- 66802023876027774902387602729865302895- 330200302895