a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Экологический проект "Мусор Земле не к лицу".

Автор: Алькина Светлана Алексеевна Опубликовано: 2018-10-10 20:13:26

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 г. Кузнецка Экологический проект «Мусор Земле не к лицу» Составитель: воспитатель Алькина С. А. 2014 год 1. Актуальность проекта Любовь к природе- великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа- это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности. В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение приобретает не только укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но и воспитание нравственных основ личности, воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького гражданина. И воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и понимают, что это всё красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства. К сожалению, в настоящее время в современных парках и скверах можно встретить горы мусора. Пластиковые бутылки и металлические банки стали неотъемлемой частью нашей природы. И это – признак, прямо скажем, не очень высокой культуры тех, кто любит «отдыхать» на природе. Проблема отходов сейчас остро стоит во многих странах. И решать её нужно комплексно: не только путём поиска новых технологий переработки мусора, но и с помощью экологического воспитания. Причём чем раньше мы начнём это делать, тем больше шансов сформировать поколение с новой культурой поведения, однако для этого недостаточно просто призывать детей не сорить и не разводить костры. На наш взгляд, запретами делу не поможешь, хотя во многих дошкольных учреждениях выстраивают природоохранную работу именно на лозунгах: «Нельзя», «Не делай», «Не бросай». Но поведение даже маленького человека должно быть осознанным, мотивированным. И к выводам о том, что мусору не место в парке, в лесу, на берегу реки, ребёнок должен прийти самостоятельно, хотя и под чутким руководством взрослого. Именно этим целям служит наш проект « Мусор Земле не к лицу! » 2. Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. 3. Задачи проекта: - расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной; - формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; - стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы; - развивать умения в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения; - развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности. Девиз проекта: “Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки! ” 4. Ожидаемые результаты. Осознание детьми и взрослыми значимости социально- экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочных материалов, экологически целесообразного поведения в окружающей среде. 5. Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели. 6. Этапы работы над проектом( поисково – исследовательская деятельность) Подготовительный- Сбор литературных источников, составление теоретической концепции; - Составление перспективного плана работы над проектом “Мусор Земле не к лицу”; - Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта; - Создать слайд – программы “Здесь были люди”, “Жалобная книга природы”; - Разработки консультаций и газет для родителей “Прикоснись к природе сердцем”; - Подготовка родителей к работе; - Проведение дней открытых дверей; - Обсу ждение первых результатов, опыта, ошибок, недоработок – круглый стол “Наши результаты”. Реализация проекта Перспективный план реализации проекта “Мусор Земле не к лицу” № Мероприятия Дата Исполнители 1. Беседа “Помогите природе». сентябрь Воспитатель, дети 2. Целевой поход в парк. сентябрь- октябрь Воспитатель, дети 3. Зеленый патруль “Самый чистый участок детского сада”. сентябрь Воспитатель, дети, родители 4. НОД «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети! ». сентябрь Воспитатель, дети 5. Экспериментальная деятельность “Если закопать в землю мусор, что произойдет? ”( прил. 2) сентябрь ноябрь Воспитатель, дети, родители 6. Экологическая акция “Мой чистый двор” октябрь Родители, дети 7. Экологические постановки для родителей «В гармонии с природой». Труд в природе. октябрь ноябрь декабрь Воспитатель, дети, родители 8. НОД “Мусор – это хорошо или плохо? ” Показ фильма “Здесь были люди…” октябрь Воспитатель, дети 9. Правила поведения в природе. Выпуск плакатов “Этого не должно быть! ” Фотовыставка “Загрязнения нашего края”. ноябрь Воспитатель, дети, родители 10. “Что мы знаем о природе и ее охране” КВН для семейных команд( дошкольников и их родителей) ноябрь Воспитатель, дети, родители 11. Экспериментальная деятельность “Изготовление новой бумаги”. ( п риложение 2) декабрь Воспитатель, дети 12. “Этот фактический мусор”- работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала. сентябрь- декабрь Воспитатель, дети, родители 13. Открытие галереи “Мусорный вернисаж”. декабрь Воспитатель, дети, родители Совместная деятельность детей, педагога, родителей Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям: - экологическое просвещение. Информация по темам “Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды”, “Правила поведения в экстремальных условиях”; - совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, экологических акциях, субботниках, деловых играх; - работа в творческой мастерской( изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала) ; - агитационная работа: помощь в оформлении фотогазет “Здесь были люди”, “Жалобная книга природы”. Приложение 1 Подготовительный этап реализации проекта Экологическая разведка( поисково- исследовательская деятельность) . 1. Во время прогулок, целевых походов и повседневных наблюдений участники проекта изучали и анализировали экологическое состояние объектов ближайшего окружения( участка детского сада, двора, парка и т. д. ) , делали соответствующие выводы. 2. В течени и нескольких дней обращали внимание детей на то, что каждый день мы выбрасываем мусор. Куда он девается? А дома у ребят накапливается мусор? Что с ним делают родители? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берётся? Есть ли рядом с территорией сада мусорные баки, урны, куда можно выкидывать мусор, не загрязняя среду? 3. Читали и обсуждали литературу по проблеме, в частности, сказку Н. А. Рыжовой «Серая Шапочка и Красный волк». 4. Отвечали на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы наш город, улица, двор были чистыми и ухоженными? », высказывали свои предположения. 5. Организовали целевой поход в парк, чтобы проверить, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обращали внимание ребят на то, как красивы незахламлённые участки парка и как неприятно посещать места, где люди за собой не убрали. Почему отдыхающие оставили после себя мусор? 6. Обращали внимание ребят на то, что под деревьями много старых опавших листьев. Предлагали найти среди них самые молодые и самые старые. Раскладывали листья по порядку: от зелёных, жёлтых до почти разложившихся, тёмно- коричневых, прозрачных на просвет. Какие из них опали в этом году, а какие – в прошлом? Что происходит в природе с листьями? 7. Есть ли в парке дождевые черви? Что они здесь делают? Искали самих червей и небольшие холмики земли, которые они выбрасывают на поверхность. 8. Собирали мусор в парке, при этом строго следили за безопасностью детей, все пользовались резиновыми перчатками. Складывали всё в ведро. 9. Всё собранное сортировали: металлический мусор, пластиковый, бумага и т. п. Среди мусора были обнаружены пластиковые бутылки, металлические банки из- под газированной воды, бумагу, кусочки стекла, пластиковые пакеты. 10. Предложили детям внимательно рассмотреть весь мусор: откуда он мог здесь появиться? Кто из ребят оставлял пакеты, банки в парке? А что дети делали с ними, когда отдыхали с родителями на природе? Может ли этот мусор как- нибудь навредить парку и его обитателям? ( Например, от солнечных лучей, которые проходят через стекло, может начаться пожар; в пакеты заползают разные насекомые, улитки, которые не всегда могут выбраться оттуда и погибают. ) Куда девается этот мусор? Что с ним произойдёт через год, через много лет? Обычно кто- нибудь из детей предлагал закопать мусор. Мы воспользовались этой подсказкой и предложили дошкольникам проверить их гипотезу. Для этого мы закопали разные виды мусора и посмотрели, что с ними произошло через месяц, год. Приложение 2 Экспериментальная деятельность. Опыт №1. «Если закопать в землю мусор, что произойдет? ». 1. Выбрали из каждой группы мусора один предмет( пластиковую бутылку, металлическую банку, картон или бумагу, стекло) , добавили к этому яичную скорлупу, очистки от картофеля, апельсиновую и яблочную кожуру. 2. Выкопали вместе с детьми ямки для разных видов мусора. В одну положили упаковочные материалы, в другую- пищевые отходы, в третью – опавшие листья. Мусор и листья закапывали и отмечали участки так, чтобы их можно было найти и через год. 3. В течение года мы периодически откапывали ямки и смотрели, что происходит с мусором. Дети участвовали в этом процессе с огромным интересом. Перед тем как откопать ямки, мы с ребятами вспоминали, что именно клали в землю( удивительно, но дошкольники точно описали все предметы) , а также свои гипотезы о том, что произойдёт с мусором. Так через два месяца исчезли апельсиновые и яблочные корки, практически не осталось картофельной кожуры, бумага помялась, стала влажной, мягкой, в некоторых местах порвалась и потемнела. Всё остальное не претерпело изменений. Через 10 месяцев мы уже не обнаружили и бумагу, и яичную скорлупу. Краска на металлической банке отшелушилась, но сама банка не изменилась. А вот опавшие листья деревьев стали совсем другими: от них остались лишь жилки, а ткань листа превратилась в тёмную тонкую паутину. Прекрасно сохранились и пластиковые бутылки, и полиэтиленовые пакеты. Результаты своих исследований мы заносили в специальную табличку. В конце работы по проекту весь оставшийся мусор мы убрали из ямок, унесли в мусорный бак. Опыт №2. Изготовление новой бумаги 1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой.   Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает. 2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками. 3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что- нибудь тяжелое. 4. Через два- три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать. Приложение 3 Работа с родителями. 1. Параллельно исследовательской деятельности проводилась работа в творческой мастерской «Мусорное рукоделие». Дети вместе с родителями активно принимали участие в изготовлении поделок из бросового материала. Был проведён конкурс на лучшую поделку из мусора. 2. В беседах с родителями мы учили их обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Объясняли, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идёте по дороге в детский сад или обратно. 3. Провели КВН для семейных команд( дошкольников и их родителей) «Что мы знаем о природе и ее охране». Приложение 4 Обобщающий этап реализации проекта. Наши результаты. 1. Выясняли с детьми, куда же могли пропасть листья? Обычно ко времени такого обсуждения дети уже знали, что дождевые черви питаются листьями и превращают их в почву. 2. А что же произошло с пищевыми отходами: кожурой от фруктов, картофельными очистками? Дети решили, что их кто- то съел, так как они «вкусные», как и листья. Но почему же тогда остались бутылки, стекло и пакет? Наши ребята предположили, что они «невкусные» и поэтому их никто не ест. Но почему они такие? Ведь мы уже знали, что в природе есть «волшебные превращения», всё связано друг с другом, всё куда- нибудь девается. Предложили детям определить, что из того что мы закопали, относится к природе, а что – нет. Получилось, что все природные объекты перерабатываются, кем- нибудь съедаются и превращаются, в конце концов, в почву. А вот бутылки, банки, сделанные руками человека – это не природа, а искусственные объекты. Пластмассы в природе нет, поэтому нет и животных, которые могли бы её съесть, переработать. Правда, возник вопрос: ведь бумага тоже сделана руками человека, но она всё же со временем исчезает. Почему? Вспомнили, из чего бумага сделана: из дерева, а деревья – это природа, деревом не прочь поживиться многие обитатели леса( заметим, что процесс разложения разных отходов гораздо сложнее, но мы упрощали его до уровня дошкольников) . 3. Обсуждали, почему мусор не надо оставлять в парке. Если кто- нибудь из отдыхающих выбросит полиэтиленовый пакет, что с ним случится через год? Через десять? Сто? Пакет так и будет валяться. А что произойдёт с парком, если каждый его посетитель будет оставлять пакеты? Бутылки? Банки? Лучше всего уносить из парка весь мусор, но если такой возможности нет, картофельные очистки, яичную скорлупу можно закопать, закрыв ямку дерном с травой, опавшими листьями. Консервную металлическую банку, в крайнем случае, тоже можно закопать, но перед этим её нужно обжечь на костре, тогда она быстрее проржавеет и разрушится. 4. Каждый год в лесопарке опадает очень много листьев. Несмотря на это, наш парк не завален старыми листьями. Почему? А если бы в лесу каждый год накапливалось столько же полиэтиленовых пакетов? Иногда листья называют мусором и считают, что нужно очищать от них парк. Согласны ли ребята с этим? 5. Предлагали детям на основе собственных исследований и выводов составить правила поведения в парке. 6. Приглашали в детский сад родителей и предложили ознакомиться с результатами наших исследований. Мы убедились, что люди выбрасывают очень много мусора: нельзя ли его как- нибудь использовать? Предложили родителям вместе с детьми в нашей творческой мастерской изготовить поделки из бросового материала. 7. Рассказали родителям о том, как можно использовать некоторые отходы. Они поделились своими находками. Например, многие используют половинки пластиковых бутылок, чтобы хранить крупы или делают из них мини- парники на даче. 8. Организовали совместный с родителями поход на природу. Весь мусор, оставшийся после завтрака на траве, собрали вместе с детьми, обратив их внимание на то, что оставили после себя поляну отдыха почти такой же, к акой она была до нашего прихода. Приложение 2 Что происходит с мусором. ( фрагмент таблички) Вид мусора Время Захоро- нения Сентябрь Стек- ло зелё- ного цвета Поли- этиле- новый пакет с рисун- ком Пласти- ковая бутылка из- под «Спрайта» Метал- личес- кая банка оран- жевого цвета Обёр- точ- ная бума- га Апель- сино- вая кожу- ра Ябло- чная кожу- ра Кар- то- фель- ные очист- ки Ноябрь Без изме- нений Без изме- нений Без изме- нений Без изме- нений Помя- лась и ста- ла мяг- кой Исчез- ла Исче- зла Не- боль- шие ку- сочки Июль Без изме- нений Без изме- нений Без изме- нений Облез- ла часть крас- ки, б ан- ка целая Не- боль- шие, труд- но опре- дели- мые остат- ки нет нет нет СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Белолуцкая Ф. К.  Организация детской проектной деятельности в детском саду/ / Мозаика Синтез. – М. , 2009. Варенцова Н. С.  Опыт творческой проектной деятельности/ / Мозаика Синтез. – М. , 200 9. Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников/ / Учитель. – Волгоград. , 2009. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников/ / Учитель. – Волгоград, 2008. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском сад у/ / Учитель. – Волгоград, 2009. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. / / Москва, 2004. Виноградова Н. А. , Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. / / М. : Айрис- пресс, 2008. Веракса Н. Е. , Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / / М. : Мозаика- Синтез, 2008. Лампман В. Е. Лаборатория педагогического мастерства: мастер- классы, проекты семинар- практикум. / / Учитель, 2013. Пашкевич Т. Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации, диагностические материалы, задания и упражнения. / / Учитель, 2013.

Оставить комментарий: