Педагогический проект: «Использование интегративного подхода в процессе экологического воспитания дошкольников». Концепция
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка Педагогический проект: « Использование интегративного подхода в процессе экологического воспитания дошкольников ». Концепция Подготовила: воспитатель Алькина С. А. Кузнецк, 2014г. Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей выступа е т интеграция. Специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. В свете требований новых документов, а именно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 655, на наш взгляд недостаточно уделено внимание экологическому воспитанию дошкольников, в связи с чем возникла необходимость в ее интеграции с Образовательными областями программы «Познание», «Безопасность», «Здоровье», а также с разными видами детской деятельности. В основу работы по экологическому воспитанию была положена программа Н. А Рыжовой «Наш дом- природа», О. А. Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду», С. Николаевой «Юный эколог». Нам близка позиция д- ра биол. наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». Педагогическая практика показывает, что, обладая достаточным запасом знаний, дети не всегда могут ими воспользоваться в поведении и деятельности, а также при решении практических задач. Это обусловлено тем, что формируемые знания детей чаще всего отрывочны и недостаточно ориентированы на использование их в деятельности. Мы поставили перед собой задачи: воспитание творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. - формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней. Формирование экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Педагогическое обследование экологических знаний и навыков экологически целесообразного поведения детей позволило более объективно, более обстоятельно и точно определить направления работы. В основе моей работы с детьми по формированию умений, навыков, знаний в области экологии положена про ектная деятельность. В настояще е время реализую проекты «Жизнь в гармонии с природой», «Люблю березку русскую», «Цветы вокруг нас». Создана в детском саду экологическая тропа. Силами сотрудников и родителей инициативной группы были привезены из леса и посажены различные саженцы, разбиты клумбы и цветники, на групповых участках посеян газон. Территория детского сада преобразилась В групповых помещениях помимо природных уголков, созданы так называемые «уголки чистого воздуха», в которых размещены фитонцидные растения( хлорофитум, герань, коланхоэ, ципперус и др. ) , мини- огород на подоконнике, где дети не только наблюдают за данными объектами, но и приобретают навыки ухода за живой природой. Нам удалось создать музейно- образовательное пространство с коллекционными экспозициями экологического содержания «Природа Пензенского края», «Полезные ископаемые», макет «Жизнь на Земле…лет назад ». Расширение, уточнение и приобретение новых знаний по экологии осуществляется в спец иально организованных уголках опытно- исследовательской де ятельности. Мной разработан комплексно- тематический план, отражающий взаимосвязь процесса формирования представлений о природе и художественно- творческой деятельности детей. В целях уточнения и расширения знаний, полученных в ходе непосредственно наблюдений, я использую дополнительно детскую литературу познавательного характера о природе. Она является подспорьем в разработке конспектов обобщающих бесед, конкурсов, викторин. Организация трудового десанта в рамках проекта «Мы за чистый город» совместно с родителями были выполнены работы по очищеню, озеленению территории детского сада, благоустройству участков, оформлению клумб и рабаток. Благодаря участию в малых олимпийских играх среди команд садов микрорайона у детей формируется осознание значимости чистого воздуха для здоровья. А исследования в экологической лаборатории позволили узнать о свойствах воздуха, его движении, а также о способах очистки и ароматизаци воздуха в помещении. Теперь мои воспитанники могут уверенно ответить на вопрос: «Как можно снизить температуру воздуха в помещении в знойный день? », «Для чего нужно утеплять оконные рамы в холодный период года? ». В эколого- оздоровительных мини- походах под руководством воспитателей с участием медперсонала и родителей у детей развиваются внимательность, наблюдательность, умение замечать не только красоту, но и дисгармонию в природной среде, закрепляются навыки устранения последствий разрушительной деятельности человека, а также отрабатываются навыки поведения в естественной природе. Свои впечатления об увиденном дети выражают в музыкальной деятельности. Сотрудничество воспитателей, музыкального руководителя и руководителя танцевального кружка обеспечило успех в реализации проекта «Жизнь в гармонии с природой». Тенденции данной работы прослеживаются в постановке экоспектаклей «Экологическое ассорти»; праздниках и развлечениях «Мой дом – моя планета», организации выставок работ детей и родителей «Природа и фантазия». Работа с детьми по художественно- творческой деятельности предполагает использование подручных экологически- чистых, а также природных материалов – ракушки, береста, нитки. Работа в данном направлении дала положительные результаты: - Знания детей о живой и неживой природе выросли на 24% . - Выросла познавательная активность детей на 20% . - Проявление бережного отношения к растениям и животным выросло на 16% . - Стремление не навредить природе, отрицательная реакция на негативные поступки других детей и взрослых наблюдается у 82% воспитанников.