a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление "Патриотическое воспитание дошкольников"

Автор: Графова Марина Евгеньевна Опубликовано: 2018-10-16 08:58:04

Документы для скачивания

Патриотическое воспитание дошкольников. Одним из приоритетных направлений  воспитательной  системы современных  образовательных  организаций является  патриотическое воспитание детей. В «Концепции  патриотического воспитания  граждан Российской Федерации» констатируется, что  воспитательный  потенциал российской культуры, искусства и  образования  как важнейших факторов формирования  патриотизма резко снизился, поэтому « патриотизм  призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с   патриотическим воспитанием подрастающих поколений. Патриотическое воспитание  детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богат ство своей страны, поэтому моей задачей, как педагога является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах( смотря, где живет ребенок) ; знакомство детей с символами государства( герб, флаг, гимн) ; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома( детского сада, родного края) ; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город или село славятся своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей: экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ; рассказ воспитателя; наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе; беседы о родном городе, стране, ее истории; показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр. ; использование фольклорных произведений( пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр) ; ознакомление с продуктами народного творчества( роспись, вышивка и т. д. ) ; знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ; организация тематических выставок; участие в общественных и календарных праздниках; участие детей в посильном общественно- полезном труде. Игры по патриотическому воспитанию дошкольников Одним из важнейших средств воздействия на ребенка- дошкольника при формировании нравственно- патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно- развивающие игры. Дидактическая игра «Герб города» Материал:  фрагменты герба города( обязательно должны быть лишние элементы) , карточка с изображением городского герба. Ход игры:  дети по памяти собирают герб родного города, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки- образца. Дидактическая игра «Путешествие по городу» Материал:  фотографии( открытки) с изображением достопримечательностей города. Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено. Дидактическая игра «Продолжи пословицу» Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети- ее продолжение. Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Он поймет, что является тем самым маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись!

Оставить комментарий: