Консультация для родителей "Воспитание добротой"
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки
бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы
воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые
поступки.
Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре
И. С. Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к
людям, стремление делать добро другим». Доброта – это очень сложное и
многогранное качество личности.
В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.
1. Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
2. Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
3. Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
4. Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
5. Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать
чужую боль.
6. Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
7. Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень
положительного отношения.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо
воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни.
По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого
отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой
ценой. Подобная педагогическая позиция, когда доброта
противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна
не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в
семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не
исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере
должны предопределяться ими. В противном же случае из человека
вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не
с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И
самое главное – воспитать доброту можно только добром. Воспитание
ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и
чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как
можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал
ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье
атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. Родители –
первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных
требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно
родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители
главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание
строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от
того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет. В наши дни
произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится
слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама –
экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот
ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не
ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной
нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не
нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость,
сопереживание.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с
поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме
свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. –
Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту
игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов
торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка,
говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»
Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша,
прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш
заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть,
она ему понравилась». Сущность доброты – способность сопереживать.
Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз
замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его,
полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но
уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет
повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны. Таких
уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано.
Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже
сформировалось в характере или начинает складываться. Начинать
воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для
выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость,
нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х
лет мало что понимают и ничего не запоминают. Но в этот период все их
существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила.
Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на
подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить,
что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях
наших меньших», но будет это знать как бы интуитивно, как само собой
разумеющееся.
Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение
сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе,
растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это
самый главный образец для подражания. Говорите о сложном, просто для
духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные
сказки со счастливым концом, в которых добро, всегда побеждает зло.
Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по
которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что
происходит. Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые
поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои
учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.
Как поощрять, или наказывать ребенка Также очень важно поощрять
ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела
всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в
беде. Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую
кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как
с взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы
видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину
(погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на
место). Наказывая, подумай!? Зачем?!
Семь правил о наказании:
1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни
психическому. Наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.
3. Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка
заслуженной похвалы или награды.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим
5. Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)
6. Наказывайте, но не унижайте.
7. Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему
его наказали. Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало,
отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш
малыш будет расти вслед за вами!
Памятка для родителей по духовно-нравственному воспитанию
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у
ребѐнка складывается ощущение: «со мной всѐ в порядке», «я - хороший». От
сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной
что - то не так», «я - плохой».
Душевная копилка ребѐнка работает день и ночь. Еѐ ценность зависит
от того, что мы туда бросаем.
Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены
любовью и надеждой.
Научитесь слушать своего ребѐнка и в радости и в горести.
Наказывая своего ребѐнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте
общения с ним.
Станьте для своего ребѐнка, примером для подражания в проявлении
положительных эмоций по отношению к членам семьи и другим людям.
Обнимайте и целуйте своего ребѐнка в любом возрасте.
Не разговаривайте со своим ребѐнком с равнодушным и безразличным
лицом.
Заведите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые
сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребѐнка теплее и радостнее.
Список литературы:
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка
Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909
2. Кон И. С. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.
3. Ожегов И. С. Словарь по этике. - М.: 1981.-128 с.