a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Народные игры в организации прогулки 20.10.2014 г.

Опубликовано: 2014-11-05 19:40:57

Многовековой опыт человечества показал, что игра — важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

«Игры народные» — этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта. Они, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства. В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейших педагогических задач.

С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются навыки общения.

Расставив по-новому игровые акценты, педагог посредством одной и той же игры может решать разнообразные проблемы. Так, выделив подвижную часть, можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику. Акцентировав драматическую сторону и соответствующим образом распределив роли — разрешить некоторые психо-коррекционные проблемы. Уделив особое внимание игровым словам и их проговариванию — проводить работу по развитию речи; предложив детям подробнее проиграть бытовые ситуации — расширить их знания о народной культуре. Более того, каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями.

Реальное состояние игровой культуры народа и степень практической реализации ее потенциальных возможностей сегодня весьма противоречивы. С одной стороны растет стремление народов России к возрождению национально самобытной культуры, включая игровую, с другой — она подвергается сильному натиску со стороны коммерческой массовой культуры, извращается и губится ею. Не случайно педагоги   и   психологи, определяя особенности развития современных  дошкольников, акцентируют  внимание на том, что дети все меньше и  меньше играют. В этой ситуации обращение к народным играм - основе   и   первоисточнику   игровой культуры — может стать одной из реальных возможностей помощи педагогу в работе с детьми.

Возрождение интереса детей к игровому фольклору сегодня невозможно без активного участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры. Важны - систематическое, целенаправленное воздействие, своеобразная просветительская деятельность по освоению игровых традиций. При этом не следует забывать, что необходимо обучать детей игровой комбинаторике, т.е. умению конструировать игры на традиционной народной основе.

Условием введения традиционных детских игр в современный педагогический процесс становится усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И еще одно условие: принятие взрослым гибкой игровой позиции – не руководитель, а партнер детей по игре.

  Важно помнить, что существуют различные уровни приобщения к игровой культуре, равно как и различная готовность к ее освоению. Кто-то «включается» в процесс «освоения и присвоения» сразу, «заводится с пол-оборота», а кому-то необходимо предварительное знакомство с игровой символикой. Главное — пробудить у ребенка первоначальный интерес, тем самым, открыв ему путь к постижению не только игровой, но и народной культуры в целом.

ПРОГУЛКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ИГР

Прогулка — самый активный период организации игровой деятельности. Включая традиционные детские игры в содержание прогулок следует широко использовать организующую и эмоциональную функции жеребьевых с говорок или считалок. Исполняя роль игровой прелюдии, они   несут   в   себе   дух демократического императива, нейтрализующего вероятность конфликтов, и активно формируют мотивацию «хочу».

На прогулке следует отдавать приоритет играм-ловишкам, которые с одной стороны, в наибольшей степени удовлетворяют потребность ребенка в активном движении, а с другой — придают этому движению через правила игры определений направленность. Эффективны для прогулки и игры-состязания, такие как: «Петушиный бой», «Репка», «Городки» и другие. В зависимости от времени года на прогулке могут выть использованы состязания с мячом, камушками, веревочкой или со снежными комками.

Интересны игровые прогулки без использования специальной площадки, предусматривающие свободу и выборе места и времени игры. Эффективность игровых прогулок зависит от опыта и интуиции педагога. Если маршрут такой прогулки за ранее известен (проходит по территории местного парка или лесопарка), педагогу желательно заранее познакомиться с особенностями местности, наметить места остановки и типы игры, которые можно провести в этих местах. Для дополнительного игрового эффекта можно подготовить сюрпризы: спрятать окружающем кустарнике игровой инвентарь, который необходимо будет найти с помощью игры «Холод — горячо»; развесить на деревьях, окружающих выбранную для игры площадку, призы (их будут добывать участники игр-состязаний); возможны разновидности пряток: один ищет других, группа ищет группу или одного игрока. Необходимо позаботиться о том, чтобы на импровизированной площадке нашлось место и для тех, кто предпочитает более спокойные игры, типа «Колечко». Во время игровых прогулок можно использовать длительные игровые забавы, рассчитанные на неопределенный отрезок времени. Наиболее известные из таких игр-шуток — «Листочек», «Замри».

 «Замри»: дети договариваются, что в любой ситуации по команде «замри!» необходимо застыть в самой неудобной позе и стоять молча, пока не прозвучит команда «отомри!». Игра требует собранности, волевых усилий.

«Листочек»»: участники игры обязаны иметь при себе листочек с дерева и предъявлять его по первому требованию, иначе — проигрыш.

По пути дети могут играть в игры-шутки, такие как: «В барыню», «В садовника», «В молчанку», загадывать друг другу загадки, проговаривать заданные педагогом скороговорки.

Сегодня педагоги не должны стоять в стороне от решения судьбы одного из важнейших воспитательных средств — народной игры. Педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.

Оставить комментарий: