КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВЕЖЛИВОСТЬ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ВЕЖЛИВОСТЬЮ»
м
Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет.
В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки» их – к большому удивлению – наказывают.
«Дети – увеличительные стекла зла», как-то заметил Л.Н.Толстой.
Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последнее для детей привычнее, это норма.
Что же такое вежливость, этикет?
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах). Такое определение дает «Словарь по этике».
Вежливость – способ применения этикета.
Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, бытьвежливыми.
Современный подход к ребенку как к ЛИЧНОСТИ,нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги.
В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогами от 6-7 до 9 часов в день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам.
Замечено, что педагог часто учит не тому, ЧТО говорит, а КАКговорит, как общается, как относится к детям, коллегам и др. Нередко воспитатель требует вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но не умеет слушать, поблагодарить ребенка или извиниться перед ним.
У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.
Самых распространенных «волшебных слов, которые всегда должны быть в « запасе», всего – то около 30!
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: ПОСЧИТАЙТЕ СВОЙ «ЗАПАС», А ПОТОМ ДЕТСКИЙ.
Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость – «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».
Так что же мы отдаем из своего «волшебного запаса» в течение дня воспитанникам! Вспоминаем и считаем!
УТРОМ - « ДОБРОЕ УТРО», « Я РАДА ТЕБЯ ВИДЕТЬ», «ЗДРАВСТВУЙ», «КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»
ЗА ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ, УЖИНОМ - « ПРИЯТНОГО АППЕТИТА»,
« БЛАГОДАРЮ», «СПАСИБО», «ПОЗВОЛЬ ЗА ТОБОЙ ПОУХАЖИВАТЬ», « ВСЕ БЫЛО ОЧЕНЬ ВКУСНО».
ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ – «РАЗРЕШИ», «БУДЬ ДОБР», ПОЖАЙЛУСТА», « ИЗВИНИ», «ПОЗВОЛЬ», «ЕСЛИ ТЕБЯ НЕ ЗАТРУДНИТ», «ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ».
ПОСЛЕ ТИХОГО ЧАСА - «КАК СПАЛОСЬ?», « КАК ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ?»
ВЕЧЕРОМ – « ДОБРЫЙ ВЕЧЕР», « ДО СВИДАНИЯ», « ДО ЗАВТРА»,
« ДО ВСТРЕЧИ», «СЧАСТЛИВОГО ПУТИ», « ВСЕГО ХОРОШЕГО»,
« ВСЕГО ДОБРОГО», « ДОБРОЙ НОЧИ», « ПРИЯТНЫХ СНОВ».
Воспитанием вежливости педагоги детского сада занимаются во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким методам, как прямое объяснение этических норм, убеждение, разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра, особенно ролевая и театрализованная, « игра как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета.
Велика также роль художественной литературы, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения.
Не следует умалять и роли дидактических картин и картинок в развитии словаря и связной речи ребенка, в усвоении им норм и способов общения.
Само содержание специальных серий «этических дидактических картин» дает такую возможность: дети обсуждают, кто поступил правильно, хорошо, а кто неправильно, как надо было поступать, что надо было сказать и как, какие слова.
Любая совместная продуктивная деятельность детей дает возможность формировать положительное отношение к партнерам, использовать правила речевого этикета и беседовать при удобном случае на темы важности, полезности и необходимости соблюдения правил.