Модель с одарёнными детьми
Документы для скачивания
" Модель организации работы в деятельностном режиме с интеллектуально одаренными детьми" Одаренность человека- это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной. В связи с этим мной была разработана и реализуется модель работы с интеллектуально одаренными детьми. Она представляет собой Малую Академию одаренности «Эрудит». У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет детям погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В сво ей практике применяю следующие формы работы с одаренными детьми: групповые занятия с одаренными детьми; конку рсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры; работа по индивидуальным планам; экспериментирование; исследовательская и проектная деятельность. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной одаренностью. Она предпо лагает активное участие детей, родителей, педагогов. Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития детей с интеллектуальной одаренностью, их самореализации в соответствии со способностями. Направления работы: Образовательный блок «Хочу все знать»( цикл познавательных занятий о живой и неживой природе, многообразии живых организмов, развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера) . Экспериментальный блок «Интересное рядом»( опытно- экспериментальные занятия с водой, песком, воздухом, бумагой, магнитами и мн. Др. ) Исследовательский блок «Очевидное- невероятное»( исследование и проектирование) . Анализ, выявление существенных признаков веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия) . Формы работы: Тематические недели: м атематика, окружающий мир, словесность. Интеллектуальные конкурсы, познавательные викторины Математика в развивающих играх», «Знаток математики», «Я открываю мир», литературные викторины по сказкам и произведениям детских писателей, «Своя игра» и т. д. Интеллектуальные марафоны Малые интеллектуальные олимпиады Особенности реализации программы Программа Малой академии одаренности «Эруди т» реализуется в течение 2 лет обучения, с октября по апрель – в течение 28 недель. На занятиях используются игровые и здоровьесберегающие приемы обучения. При планировании и проведении занятий педагог учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения; предусматривает приемы, обеспечивающие при индивиду альном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность; регулярно повторяет усвоенный материал. В процессе овладения разными приемами педагог особое внимание уде ляется развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно- логического мышления, познаватель ных интересов. При проведении занятий учитывается присутствие всех компонентов этой де ятельности. Содержание занятий Структура занятия Малой академии. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса, демонстрация опыта, игровые ситуации с пособиями Воскобовича, Кюинзера, блоков Дьениша. Детям предлагается практическая работа, самостоятельное повторение опыта, решение игровой ситуации. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. • Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал? » и др. • Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно- речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах. Заключительная часть. Составление схем, ( дидактические игры, рисование и др. ) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. Каждое занятие включает: 1. Развитие психофизических способностей, психических процессов ( восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др. ) , речи( монолог, диалог) , творческих способностей( умения рисовать, придумывать сюжет, импровизировать) . 2. Участие детей в развивающих играх: игры на развитие сенсорных способностей( « Геоконт »/ конструктор/ , «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо- головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки») игры на внимание ( «Прозрачный квадрат», « Прозрачная цифра». «Шёл домой Глеб», «Блоки Дьенеша ») игры на развитие логического мышления( « Геоконт », «Кораблик «брызг- брызг», «Квадрат Воскобовича »( двухцветный) , «Змейка») ; игры на развитие творческого мышления( «Квадрат Воскобовича( четырёхцветный) », «Чудо- крестики», «Чудо- соты», ) игры на развитие речи( «Шнур- затейник», « Геоконт », «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат») ; игры на развитие воображения( «Палочки Кюизенера », «Чудо- соты», «Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат». Обучение работе с познавательной литературой, формирование культуры научного исследования, т. е. формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, оказание практической помощи педагогам в проведении экспериментальной и исследовательской работы. Результатом работы с одаренными детьми в рамках Малой академии одаренности стало: включение всех воспитанников в экспериментально- исследовательскую деятельность в соответствии с познавательными интересами; обучение работе с познавательной литературой, формирование культуры научного исследования, т. е. формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, а значит, готовности к обучению в школе; оказание практической помощи педагогам в проведении экспериментальной и исследовательской работы; результативное участие в Фестивалях проектных и исследовательских работ дошкольников на уровне ОУ и муниципальном уровне. Подготовка призера( 2 место) фестиваля проектных и исследовател ьских работ «Страна Почемучек» на уровне ДОУ ( Губанова Анна, Савельева Юлиана) . Победитель фестиваля «Страна Почемучек» в номинации «Лучший познавательный проект» на муниципальном уровне( Губанова Анна) . Мониторинг сформированности начальных ключевых компетентностей, предпосылок учебной деятельности и мотивов дошкольников проводился совместно с педагогом- психологом и показал, что выпускники малой академии «Эрудит»: I. Умеют самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигают результата и обозначают его с помощью условного символа. П о обозначенной цели составляют алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживают несоответствие цели и действий, корректируют свою деятельность. II. Совершенствуют умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно( на основе моделей) проводят опыты с веществами( взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях) . III. Развивают умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей( строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве) .