a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Модель с одарёнными детьми

Автор: Вагина Татьяна Ивановна Опубликовано: 2018-10-30 12:48:09

Документы для скачивания

" Модель организации работы в деятельностном режиме с интеллектуально одаренными детьми"   Одаренность человека- это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский.   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.    Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.    Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной.    В связи с этим мной была разработана и реализуется модель работы с интеллектуально одаренными детьми. Она представляет собой Малую Академию одаренности «Эрудит».    У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет детям погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В сво ей практике применяю следующие  формы работы с одаренными детьми: групповые занятия с одаренными детьми; конку рсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры; работа по индивидуальным планам; экспериментирование; исследовательская  и проектная деятельность. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной одаренностью. Она предпо лагает активное участие детей,   родителей, педагогов. Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития детей с интеллектуальной одаренностью, их самореализации в соответствии со способностями. Направления работы: Образовательный блок «Хочу все знать»( цикл познавательных занятий о живой и неживой природе, многообразии  живых организмов, развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера) . Экспериментальный блок  «Интересное рядом»( опытно- экспериментальные занятия с водой, песком, воздухом, бумагой, магнитами и мн. Др. ) Исследовательский блок «Очевидное- невероятное»( исследование и проектирование) . Анализ, выявление существенных признаков веществ, материалов, предметов, особенности  их   взаимодействия) . Формы работы: Тематические недели:   м атематика, окружающий мир, словесность. Интеллектуальные  конкурсы, познавательные викторины Математика в развивающих играх», «Знаток математики», «Я открываю мир», литературные викторины по сказкам и произведениям детских писателей, «Своя игра» и т. д. Интеллектуальные марафоны Малые интеллектуальные олимпиады Особенности реализации программы Программа Малой академии одаренности «Эруди т» реализуется в течение 2 лет  обучения, с октября по апрель – в течение  28 недель. На занятиях используются игровые и здоровьесберегающие   приемы обучения. При планировании и проведении занятий педагог учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения; предусматривает приемы, обеспечивающие при индивиду альном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность; регулярно повторяет усвоенный  материал. В процессе овладения разными приемами педагог особое внимание уде ляется развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно- логического мышления, познаватель ных интересов. При проведении занятий учитывается присутствие всех компонентов этой де ятельности. Содержание занятий Структура занятия Малой академии. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Основная часть.  Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса, демонстрация опыта, игровые ситуации с пособиями Воскобовича, Кюинзера, блоков Дьениша. Детям предлагается практическая работа, самостоятельное повторение опыта, решение игровой ситуации.   Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. • Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал? » и др. • Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно- речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах. Заключительная часть. Составление схем, ( дидактические игры, рисование и др. ) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.       Каждое занятие включает: 1.   Развитие психофизических способностей, психических процессов  ( восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др. ) , речи( монолог, диалог) , творческих способностей( умения рисовать, придумывать сюжет, импровизировать) . 2.   Участие детей в развивающих  играх: игры на развитие сенсорных способностей( « Геоконт »/ конструктор/ ,  «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо- головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки») игры на внимание  ( «Прозрачный квадрат», « Прозрачная цифра». «Шёл домой Глеб», «Блоки Дьенеша ») игры на развитие логического мышления( « Геоконт », «Кораблик «брызг- брызг», «Квадрат Воскобовича »( двухцветный) , «Змейка») ; игры на развитие творческого мышления( «Квадрат Воскобовича( четырёхцветный) », «Чудо- крестики», «Чудо- соты», ) игры на развитие речи( «Шнур- затейник», « Геоконт », «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат») ; игры на развитие воображения( «Палочки Кюизенера », «Чудо- соты», «Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат».     Обучение работе с познавательной литературой, формирование культуры научного исследования, т. е. формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, оказание практической помощи педагогам в проведении экспериментальной и исследовательской работы. Результатом работы с одаренными детьми в рамках Малой академии одаренности стало: включение всех воспитанников в экспериментально- исследовательскую деятельность в соответствии с познавательными интересами;   обучение работе с познавательной литературой, формирование культуры научного исследования, т. е. формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, а значит, готовности к обучению в школе; оказание практической помощи педагогам в проведении экспериментальной и исследовательской работы; результативное участие в Фестивалях проектных и исследовательских работ дошкольников на уровне ОУ и муниципальном уровне. Подготовка призера( 2 место) фестиваля проектных и исследовател ьских работ «Страна Почемучек»  на уровне ДОУ ( Губанова Анна, Савельева Юлиана) . Победитель фестиваля «Страна Почемучек» в номинации «Лучший  познавательный проект» на муниципальном уровне( Губанова Анна) . Мониторинг сформированности начальных ключевых компетентностей, предпосылок учебной деятельности и мотивов дошкольников проводился совместно с педагогом- психологом и показал, что выпускники малой академии «Эрудит»: I. Умеют самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигают результата и обозначают его с помощью условного символа. П о обозначенной цели составляют  алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживают несоответствие цели и действий, корректируют свою деятельность. II. Совершенствуют умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно( на основе моделей) проводят опыты с веществами( взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях) . III. Развивают умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей( строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве) .  

Оставить комментарий: