Цикл бесед о профессии.
Документы для скачивания
- 189186- 230527 Цикл бесед о профессиях Цикл бесед о профессиях- 59118554535600 Цикл бесед о профессии 0238125 Рассказы о профессиях пригодятся педагогам для проведе ния занятий по озна комлению с окружающим миром и развитию речи, помогут расширить кругозор малышей, обогатить их жизненный опыт, сделать более яркими и насыщенными игры" в профессии" , так любимые детьми. Все тексты бесед сопровождаются сти хами, загадками, вопросами, заставляющими р ебенка логически мыслить, разви вают речь, активизируют память и внимание. ЗАДАЧИ: 1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; 2) расширять знания и представления о профессиях; 3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста; 4) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану; 5) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ? Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия- это труд, ко торому человек посвящает свою жизнь. Давайте в месте вспомним, какие есть про фессии. ( Ответы детей. ) Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, библиоте карь, продавец, бухгалтер. . . Профессий очень много! О некоторых, самых распро странённых, мы поговорим с вами. Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу. Расскажите, какие у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие? Кем работает ваша мама? А папа? Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему? ( Ответы детей. ) Давайте поговорим о том, как возникли профессии. Представьте первобытных людей, живших в далеком каменном веке. Люди одного племени з анимались раз ными делами. Как вы думаете, какими? Мужчи ны изготавливали орудия для охо ты- луки, стрелы, дротики. С хорошим оружием охота обычно бывала успешной, и охотники приносили крупную дичь- оленя, буйвола или кабана. А чем занимались женщины? ( Ответы детей. ) Они растили детей, собирали ко ренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду или одеяла. Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди распределяли между собой разные дела. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда! С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии. В Средние века в городах возникли цеха- объединения людей одной профес сии. Например- цех ткачей, цех портных или цех оружейников. У каждого цеха было свое знамя, свои праздники. Цех защищал своих членов. В нем были учени ки, подмастерья и мастера. Чтобы стать мастером, нужно было создать шедевр- то есть очень хорошее изделие. Как же все- таки узнать, какую профессию выбрать? Некоторые дети очень рано чувствуют свое призвание. Девочки любят рисовать фасоны модных платьев, шить, вышивать, вязать. Мальчики- мастерить планеры, строить модели кораблей. Многие дети свободн о и естественно держатся на сце не: любят петь, читать стихи, танцевать. Другие прекра сно рисуют. Вспомним ге ни альную девочку Надю Рушеву, иллюс трировавшую романы Льва Николае вича Толстого" Война и мир" , Михаила Афанась евича Булгакова" Мастер и Марга рита" . Ее рисунки поражают мастерством зрелог о художника, а ведь ей было все го четырнадцать лет. Великий композитор Вольфганг Амадей Моц арт в пять лет уже давал публич ные концерты. А в двенадцать лет получил зван ие академика. Как это случилось описано в книге В. Суслова" Твое дело" : " Надо было выполнить задание, и на это давалось три ча са. Звания хотели по лучить опытные заслуженные мастера, и задани я давались нешуточные. Легко сказать: экзамен на академика! Каждого запирали в к омнату на три часа, чтобы не бы ло никакого обмана! И Моцарта запирали. А он через полчаса стучит: отопри те! Думали, что мальчик испугался, разволновался. А он протягивает написанные ли сты- все сделал. И сделал прекрасно" . Но так бывает не всегда! Иногда человек до лго и мучительно ищет свое Призв ание, меняя профессию за профессией, и все- таки в конце концов находит дело п о ду ше, которое приносит радость и ему самому, и другим людям. Твое призвание Строитель нам построит дом, И мы в нем дружно заживем. Костюм нарядный, выходной Искусно нам сошьет портной. Даст книги нам библиотекарь, Хлеб испечет в пекарне пекарь, Учитель выучит всему – Научит грамоте, письму. Письмо доставит почтальон, А повар сварит нам бульон. Я думаю, ты подрастешь И дело по душе найдешь! Вопросы и задания: 1. Перечислите профессии, известные вам. 2. Кем работают ваши родители? 3. Хотели бы вы пойти по их стопам, когда станете взрослыми? 4. О какой профессии вы мечтаете? Почему? 5. Как вы думаете, какие качества характера п омогут вам овладеть этой профес сией? 6. Есть ли у вас любимое занятие? Расскажите о нем. БИБЛИОТЕКАРЬ Библиотекарь- очень важная и нужная профессия. Слово это происходит от греческого" библио" , что означает" книга" . Работа людей, посвятивших себя этой профессии, проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. Есть в столице Историческая библиотека, в кото рой представлены книги, связанные с историей; в Научно- технической библиоте ке специалисты могут прочесть книги по науке и технике. Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке. Посещали ли вы когда- нибудь детскую библиотеку? Расскажите об этом посещении. ( Рассказы детей. ) Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке вы бор литературы неизмеримо больший! А хозяйкой здесь является библиотекарь. Как по- вашему, в чем сост оит его основная работа? ( Ответы детей. ) Библиотекарь выда ет книги. Он постоянно общается с читателями, отвечает на их вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекар ь рассказывает о детских писате лях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов. Устраивает красочные книжные выставки, посвященные юб илею писателя или поэта. Эти вы ставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать библиотекарь? Правильно! Самое главное свойство его души- бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Еще необходима великолепная память- ведь библиотекарь дол жен прекрасно помнить, где находится та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, так тичностью и внимательностью к читателю. Вопросы и задания: 1. Были ли вы когда- нибудь в библиотеке? 2. Любите ли вы читать книги, умеете ли чи тать? Может быть, вам читают ма ма или бабушка? 3. Назовите свою любимую книгу. Кто ее написал? 4. В чем заключается работа библиотекаря? 5. Какими качествами должны обладать люди этой профессии? 6. Хотели бы вы стать библиотекарем? ВОСПИТАТЕЛЬ Ребята! Ходите ли вы в детский сад? Как зовут вашего воспитателя? Какие черты характера привлекают вас в нем? Представьте, что ясн ым утром мама привела вас в детский сад. Вы весело взбегаете по ступенькам, рады, что встретитесь с любимым воспитателем, с друзьям и, что впереди у вас целый день, наполненный играми, занятиями, интересными делами, прогулками. Вы уже ходи те в детский сад не первый год, и всё здесь вам хорошо знакомо. Вы, конечно, зна ете, что сначала нужно поздороваться с воспитател ем, назвав его по имени и отче ству. Затем раздеться, снять куртку, шапку, развязать шарф, переобуться в сменную обувь. Кто поможет вам справиться с этим? Прав ильно! Воспитатель. Он не толь ко расстегнет пуговки и крючки на курточке, но и объяснит, как это сделать само му. По утрам воспитатель делает с ребятишками за рядку- несложные, но очень по лезные физические упражнения. После того как вы хорошенько помыли руки с мылом, можно приступить к завтраку. За завтраком воспитатель внимательно след ит, правильно ли вы держите лож ку, сидите за столом, обучает вас правилам этике та. После завтрака можно под ру ководством воспитателя заняться каким- нибудь интересным делом, например, сшить из разноцветных тряпочек мягкую игрушку, сделать нарядную аппликацию, нарисовать картинку. Как много должен знать и уметь воспитатель! И шить, и вышивать, и вырезать из бумаги, и клеить, и рисовать, и лепить из пластилина, знать песни, стихи, игры и считалки. И все эти умения и знания он перед ает малышам. Но главное- воспи татель должен любить и понимать каждого реб енка! Он прекрасно видит отноше ния детей в группе, знает, кто отзывчив, дружелюбен, кто любит жаловаться, ябе д ничать, кто затевает споры и ссоры. Знает, кто из детей щедр, а кто жаден и зави стлив. Своим поведением, беседами, иногда с глазу на глаз, воспитатель влияет на детей, стремясь подавить в них проявления дурных качеств и воспитать хорошие. В старших группах воспитатели готовят детей к школе. Наконец, приходит время расставания с детским садом. Выпускники старшей группы с грустью прощаются со своими л юбимыми воспитателями, посвящают им стихи, песни, например, такие: В детском саду Нас в саду встречали лаской, Добротою и теплом, Вечером читали сказки. Детский сад- наш добрый дом! Приучали нас к порядку, К красоте и чистоте, Р анним утром на зарядку Дружно мы вставали все. Здесь всему нас научили Танцевать, читать стихи, Мы особенно любили Новогодние деньки: Елочка сверкала ярко, Мы водили хоровод, Дед Мороз дарил подарки Каждому под Новый год. Нас кормили повара, Нас лечили доктора, И мы очень нежно любим Воспитателей своих, Вспоминать мы долго будем Лица ласковые их! Никогда мы не забудем Детский садик наш родной, Приходить к вам в гости будем Мы и летом, и зимой! Дорогие ребята! Я рассказала вам о труде воспитателя. Порой он бывает очень нелегким. Но великое счастье и смысл этого труда- вырастить умного, доброго и любознательного маленького человека! Вопросы и задания: 1. Хотели бы вы стать воспитателем детского сада? Почему? 2. Расскажите, что должен уметь человек, выбравший эту профессию. 3. Каким, на ваш взгляд, самым главным ка чеством должен обладать каждый, кто работает с детьми? 4. Какая самая важная зад ача воспитателя детского сада? БУХГАЛТЕР Дорогие ребята! Поговорим о профессии бухгалтера. Это очень распространенная профессия! На каждом предприятии: в маг азине, кафе, на фабрике, заводе, ре сторане и пекарне обязательно есть бухгалтер. Слово" бухгалтер" в переводе с н е ме цкого языка означает" держатель книг" . Как это понимать? Этот работник ведет особые бухгалтерские книги, в которых содержатся документы и счета. Бухгалтер ведет учет всех денег на предприятии. Он учитывает расходы и до х оды. Например, в кафе, которое вы посетили, деньги тратятся на закупку товаров, соков, мороженого, на заработную плату сотру дникам. Платить руководителям ка фе надо и за газ, и за воду, и за электроэнергию, и за использование помещения, а приход денег происходит за счет посетителей кафе: они платят за соки, пирожные, торты, мороженое и за обслуживание официантом. Бухгалтерское дело очень нужное и важное. Если не вести учет доходов и расходов, то порядка в работе организации не будет! Кроме того, без бухгалтерского учета государство не могло бы контролировать работу предприятия. Как вы думаете, какими качествами должен обладать бухгалтер? ( Ответы де тей. ) Верно! Бухгалтеру необходима тщательнос ть в работе, внимание и сосредо точенность, хорошее знание математики, усидчивость и терпеливость. Бухгалтер Есть бухгалтер в ресторане, И на фабрике, и в бане. Он деньгам ведет учет: Где расход, а где приход, Математику он знает, Цифры быстро сосчитает, Здесь расход, а здесь приход- Ничего не пропадет! Вопросы: 1. Что означает слово бухгалтер? 2. Чем занимается этот работник? 3. Какими качествами должен обладать человек, выбравший такую работу? 4. Хотели бы вы стать бухгалтером? Почему? ВОДИТЕЛЬ Дорогие ребята! Попробуйте разгадать такую загадку: Умело он ведет машину- Ведь за рулем не первый год! Слегка шуршат тугие шины. Он нас по городу везет. ( Водитель. ) Что же это за профессия- водитель? Водител ь легковой машины возит людей, а грузовой- перевозит различные грузы. Но и тот, и другой должны отлично знать ус тройство машины, умело ею управлять, особенно на улицах большого города, где м ного транспорта и пешеходов. Правила дорожного движения водитель обязан выучить назубок и никогда не н ару ш ать их! Водитель, который работает таксис том, возит людей по городу. Он хо рошо знает все городские улицы и переулки. Грузовой автомобиль гораздо больше и мощнее легково го. Управлять такой больш ой машиной не так- то просто! Поэтому водители грузовиков имеют очень высокую квалификацию. Послушайте стихотворение о работе водителя грузовой маши ны. Мой грузовик Вот огромный грузовик! Я водить его привык, Г ру зы я вожу на нем, Если строят новый дом. Всем машинам он машина – Настоящая махина! Возит кирпичи, песок, Он бы гору сдвинуть мог! Целый д ень мы с ним вдвоем, Я- в кабине за рулем. Он послушный, как живой, Слов но он товарищ мой. Т ихо музыку включу И баранку закручу, Дожд ь ли хлещет, снег идет, Едем, едем мы вперед! Перед выездом водитель тщательно проверяет исправность своей машины. При малейшей неисправности машина не должна выходить на трассу, ею должен заняться специалист- механик. Многие водители работают на общественном транспорте- трамваях, автобусах, троллейбусах. Перед выходом на трассы эти транспортные средства проверяются механиками, а врач осматривает водителя. Водитель должен быть здоров! Ведь во время рейса он отвечает за жизнь многих ладей. На остановках водитель нажимает особую кнопку и открывает двери. Одни пассажиры выходят из автобуса, трамвая или троллейбуса, а другие входят. Очень многие ребята на вопрос о том, кем они хотят стать, когда вырастут, от вечают: водителем! В самом деле, эта профессия интересная! Машина все время в движении, за окном постоянно меняется пейзаж, меняются и люди в салоне авто мобиля. Но к человеку профессия водителя предъявляет высокие требования. Он должен обладать быстротой реакции, отличной памятью, выносливостью, силой, умением мгновенно принимать правильное решение в сложной ситуации, крепким здоровьем, прекрасным зрением. Водитель должен безошибочно различать все световые сигналы и обладать отличным слухом. Профессия водителя привлекает к себе людей живых, деятельных, любящих разнообразие и частую смену впеч атле ний. Вопросы и задания: 1. Расскажите о работе водителя. 2. На каких видах транспорта работают водители? 3. Почему эта профессия считается очень ответственной? 4. Что должен знать водитель? 5. Какими качествами должен обладать человек, выбравший эту профессию? 6. Хотели бы вы стать водителем? ВРАЧ А теперь поговорим о профессии врача. Представьте, что летним жарким днем вы гуляли в парке, пили холодный квас, съели не сколько порций мороженого. К вечеру у вас разболелась голова, поднялась температура, запершило в горле, начался насморк. Ясное дело- вы заболели! Утром мама позвонит в районную поликлиник у и вызовет на дом детского вра ча- педиатра. Название науки о лечении детей- педиатрии- происходит сразу от двух греческих слов: " пейдос" значит дитя, и" и атрия" - лечение. Если заболело ухо, Если в горле стало сухо, Не волнуйся и не плачь – Ведь тебе поможет врач! Участковый педиатр наблюдает малышей, п роживающих на его участке, с са мого раннего возраста, следит, чтобы им вовремя делались все прививки, лечит их в случае болезни, дает рекомендации родителям по режиму дня, питанию, направ ляет детей к другим специалистам. Он всегда приветлив, внимателен, любит пошутить, умеет расположить к себе. Некоторые малыши боятся врачей, не могут сами рассказать о том, что у них бо лит. Поэтому детскому врачу так важно быстро найти контакт с ребенком. Наташа заболела У Наташи сильный кашель, И головка горяча. Мама вызвала Наташе Утром детского врача. - Расскажите, что стряслось? – Задал врач простой вопрос. Шепчет девочка несмело: Я мороженое ела, Оттого и заболела. Горло красное на вид, - Доктор маме говорит, - Чай с малиновым вареньем – Вот прекрасное леченье. И побольше витаминов – Свежих ягод, мандаринов. Уже с самых древних времен люди старались предупреждать и лечить болезни. Так п оявилась и стала развиваться медицина. Первобытные люди познавали полезные свойства растений, минеральных вод, веществ животного происхождения. В Древней Руси знахари- травники собирали целебные травы, сушили их, пр именяя для лечения хворей. " На каждую болезнь- своя травка" , - так они считали. Издавна на Руси сложилась поговорка" Лу к да баня все правят" . Люди знали о полезных свойствах лука и чеснока, добавляли их в пищу. Ведь и в самом дел е, в этих растениях содержатся особые летучие вещества- фитонциды, которые губи тельно действуют на болезнетворные микробы. В крестьянских избах висели связ ки лука и чеснока. Сложилась и такая поговорка- " Лук от семи недуг" . Наши пред ки любили париться в банях, хлестали друг друга березовыми вениками- хво рь выгоняли. Современная медицина, конечно, оснаще на самыми последними достижения ми науки и техники: приборами и аппаратами, инструментами, лекарствами. Но при всех достижениях медицины главной фигурой в ней остается врач и его по мощники- медицинские сестры и санитарки. " Никакой прибор не заменит чутко го сердца врача, его доброй души" , - писал академик Б. В. Петровский. " Профессия врача- это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыс лов" , - говорил врач и писатель А. П. Чехов. Если в семье заболел кто- то из взрослых, то из поликлиники вызывают врач а- терапевта( это слово происходит от греческого слова, означающего заботу, уход лечение) . Болезни, которые лечат терапевты, - самые распространенные. Работа те рапевта требует знаний, вдумчивости, внимательного отношения к больному, Прежде всего, терапевт распознает, чем болеет его пациент, то есть ставит диагноз. Когда диагноз поставлен, врач назначает лечение. Очень важна в работе вр ача- терапевта и профилактика заболеваний- например, прививки. Врачи- специалисты лечат разные заболевания. Врач- инфекционист борется с инфекционными заболеваниями. Когда- то эпид емии( эпидемия- широкое распро странение какой- либо инфекционной болезни) чум ы, оспы, холеры, сибирской яз вы уносили жизни сотен тысяч людей, больше чем любые войны. Сейчас эти бо лезни можно считать побежденными. Но и в наше время существуют инфекции, легко передающиеся от больного человека к здо ровому. Лечат их в особых инфек ционных больницах. Врач- хирург- самая героическая из врачебных профессий. В переводе с греческого слово" хирургия" означает" рукодействие" . Хирург в больнице ежедневно должен быть готов к любым неожиданностям, о н обладает глубокими знаниями, огромной выдер жкой, " золотыми" руками, По мно гу часов хирург стоит у операционного стола, ему помогает бригада врачей и ме дицинских сестер- операционная бригада. Смелость, настойчивость, точност ь- важные свойства хирурга. Офтальмолог( от греческого слова" глаз" ) и окулист( от латинского" глаз" ) ле чат заболевания глаз. Ребенка перед поступлением в школу или в детский сад обяза тельно показывают окулисту. С помощь ю специальных таблиц врач устанавли вает, нет ли у малыша дефектов зрения. Офтальмологи лечат болезни глаз, проводят операции под микроскопом. Если надо, вживляют искусственный хрусталик. Врачи- офтальмологи совершают поистине чудо – ослепший человек вновь видит! Врач- стоматолог лечит зубы, десны. Слово" стома" по- гречески означает" рот" . Вы, конечно, знаете, как важно чистить зубы, чтобы они были здоровыми, крепкими. Зубы чистим пастой мятной, Ароматной и приятной, Щеткой действуем умело. Зубы станут очень белы! Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди; или человеку стало плохо на улице, дома, на работе. Во всех этих случаях мы вызываем" Скорую помощь" - звоним по номеру" 03" . У врачей" скорой" есть машина( вы ее, конечно, видели- она белая с красным крестом) . Врач должен мгновенно оценить обстановку, быстро поставить диагноз и начать действовать. Если необходимо, то, оказав пер вую помощь, доставить человека в больницу. Теперь вы знаете, дорогие друзья, какие бывают специальности врачей и в чем состоит их труд. Хочу добавить, что врачам, р аботающим в поликлинике, в боль нице, помогают медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, своевременно дают пацие нтам лекарства, водят их на про цедуры. Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают сестрам уха живать за больными. Какие же качества необходимы врачу? ( Ответы детей. ) Верно! Любовь к людям, отзывчивое сердце, глубокие знания, умел ые руки, хорошая память, самоот верженность и чувство долга. Вопросы и задания: 1. Как называется врач, который лечит детей? 2. Знаете ли вы, как зовут вашего участкового педиатра по имени и отчеству? 3. Какие качества нравятся вам в нем? 4. Хотели бы вы стать врачом? 5. Расскажите о работе специалистов- стом атолога, офтальмолога, инфекцио ниста, врача" Скорой помощи" , хирурга. 6. Что должен знать и уметь каждый из перечисленных врачей? 7. Почему работу хирургов называют героической? 8. Кто помогает врачу лечить больных? 9. Расскажите о работе медицинской сестры и санитарки. ПАРИКМАХЕР Если вы захотели подстричься, сделать красивую прическу, то вы отправитесь в парикмахерскую, где умелые руки мастера бу дут колдовать над вашими волоса ми. Парикмахеры имеют обычно определенную специальность: мужской, женский или детский мастер. В чем состоит работа парикмахера? Сначала мастер усаживает вас в удобное кресло, укрывает плечи специальной накидко й, потом шампунем тщательно про мывает ваши волосы. Затем слегка подсушивает их полотенцем. После этого в его руках появляются расческа и ножницы, и он н ачинает прядь за прядью подстри гать волосы, придавая им определенную форму. После летних каникул многие ре бятишки отправляются к парикмахеру, чтобы 1 се нтября прийти в школу или в дет ский сад с аккуратной стрижкой. В парикмахерской Привели подстричь ребенка – До чего ж оброс мальчишка! Ножницы возьмем, гребенку – Р аз- два- три- готова стрижка. Мальчугана не узнать, Можно в садик отправлять! Когда стрижка готова, парикмахер может сделать вам укладку феном и щеткой или завить волосы локонами и покрыть специальным лаком для волос. Главное, чтобы прическа подходила к типу лица, гармонировала с внешностью! Поэтому мастер- парикмахер должен обладать хорошим вк усом, фантазией и, конечно, " зо лотыми" руками. Давайте вместе подумаем, какие качества характера нужны парикмахеру для успешной работы? ( Ответы детей. ) Правильно! Общительность, умение терпели во выслушать клиента, понять, о какой прическе тот мечтает. Парикмахер должен быть в курсе всех модных новинок и в совершенстве владеть своей профессией. Именно для этого проводятся разнообразные конкурсы парикмахеров, на которых профессионалы делятся секретами своего мастерс тва, делают и новые стрижки, и в е че рние нарядные прически, украшая волосы цветами и блестками. Эта профессия творческая, она сродни рабо те художника! Но парикмахер обя зательно должен обладать и крепким здоровьем( ведь на ногах ему приходится пров одить весь рабочий день) , и любовью к лю дям, желанием доставить им радость, сделать обаятельнее и красивее. Вопросы: Кто из вас был когда- нибудь в парикмахерской? Что вам там особенно понравилось? В чем со стоит работа парикмахера? Какие качества необходимы ему, чтобы усп ешно справляться со своими обя занностями? 5. Хотели бы вы стать парикмахером? 6. Любите ли вы играть с друзьями в парикмахерскую, причесывая кукол? 7. Хорошо ли у вас получались кукольные прически? 8. Почему говорят, что хорошая прическа важнее дорогого наряда? ПОВАР Повар- мастер щей, борщей И рагу из овощей. Вкусный сварит он бульон, Торт испечь сумеет он. Торт украсит шоколадом, Кремом и цукатами. Мы красавцу- торту рады, Съедим его с ребятами. Повар и в самом деле умеет вкусно готовить, может аппетитно, красиво оформить любое блюдо: и салат, и торт. Как вы думаете, трудная у него работа или лег кая? ( Ответы детей. ) Некоторые ребята могут подумать, что совсем нетрудная! Каждый день они видят, как мама или бабушка готовят завтрак, обед, ужин: варят щи или жарят на сковороде картошку. Но одно дело приготовить вкусный обед на три- четыре человека, и совсем другое- на сто- двести человек! Повара вкусно и сытно кормят взрослых и детей в санаториях и домах отдыха, в ресторанах, столовых и кафе, в лагерях, школах и детских садах. Старинная рус ская пословица говорит: " Добрый повар стоит доктора" . Как вы думаете, почему? ( Ответы детей. ) Правильно! От питания во многом зависит здоровье человека. Еда всухомятку, на бегу, не вовремя может привести к болезням желудка, так же как и однообразное питание, в котором не хватает витаминов и других полезных ве ществ. Современный повар работает на специально оборудованной кухне. Чего там только нет! И электропечи, и холодильные устан овки, и автоматы для приготовле ния теста, и разнообразные смесители, и автоматические ножи для чистки и резки овощей. Но есть у повара и ручные орудия труд а- длинные вилки с двумя зубья ми для мяса, огромная разливательная ложка для супов, деревянное веселко, и в самом деле похожее на лодочное весло. Им повар размешивает кашу. А варя тся ка ши, супы, щи и борщи не в кастрюлях, а в огр омных котлах! Повар должен обла дать великолепной памятью! Он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры( т. е. овощи, каши) к котлетам, курице, рыбе, мясу. Как вы думаете, сколько существует способов нарезать картофель? Три, четыре? Нет, не угадали. Таких способов более десятка. Вот только неко торые из них: соломкой, брусочками, кубикам и, кружочками, ломтиками, сгружай, бочонками, шариками. . . Выбирает профессию повара обыкновенно человек, который любит готовить, проявляя при этом фантазию, выдумку. Многие знаменитые повара сами придумы вают новые блюда. Надев белоснежный халат и кол пак, повар" колдует" над кастрюл ями, что- то смешивает, доливает, обжаривает. Послушайте любопытную историю о том, как появились «Пожарские» котлеты. Один путешественник ехал из Моск вы в Петербург и остановился в городе Торжке. Он зашел в трактир( так в старину называли небольшие придорожные рестораны) и попросил трактирщика приготовить ему котлет из телятины. Но телятины не оказалось, и трактирщик, фа милия которого была Пожарский, приготовил к отлеты из куриного мяса. Путеше ственнику они очень понравились, и с тех пор эти котлеты вошли в меню( меню- подбор кушаний, а также листок с их перечнем) под названием" Пожарских" кот лет. Кстати, люди этой профессии должны обладать тонким обонянием и хорошо развитыми вкусовыми ощущениями. Знают повара секреты Приготовленья вкусных блюд. Спасибо скажем им за это- Быть поваром- нелегкий труд! Вопросы и задания: 1. Как вы думаете, почему говорится: " Добрый повар стоит доктора" ? 2. В чем состоит работа повара? 3. Какими приборами снабжена современная кухня в ресторане, в столовой? Какие приспособления есть на кухне у вас дома? 4. Кто у вас в семье готовит пищу? Помога ете ли вы маме или бабушке гото вить завтрак, обед, ужин? 5. Какое ваше любимое блюдо? 6. Смогли бы вы что- нибудь приготовить сами? Кто научил вас этому? 7. Нравится ли вам работа повара? 8. А вы хотели бы выбрать эту профессию? Почему? ПОЖАРНЫЙ С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. " Огонь- это тепло, свет, пища, защита от врагов. Человек обожествлял е го, слагая о нем мифы и песни. Но представьте себе, что огонь вырвался из- под влас ти человека. Он взвивается, раз дуваемый порывами ветра, словно огненный Змей Горыныч, из раскрытой пасти которого сыплются горячие искры. Они поджиг ают все на своем пути, уничтожа ют леса, жилища людей, скот. С силой бушующего огня очень трудно справиться! Но есть люди, чья профессия- побеждать огонь, спасая людей, попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, сам оотверженны. Как же называют лю дей этой профессии? ( Ответы детей. ) Верно! Пожарные. Как говорить правильно: " пожарный" или" пожарник" ? Современный словарь русского языка объясняет эти слова как синонимы, то есть слова, имеющие одинаковый смысл. Значит, можно говорить и пожарный, и пожарник. Ошибки не будет! В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и дома деревенские, крытые соломой, и дома городские, и княжеские резные терема и крепостные стены, защищавшие город от врагов. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей. ) Верно! Ведь Россия- страна лесов. Дерево- самый доступн ый, деше вый и удобный материал для строительства в н ашей стране. Когда- то наша древ няя столица Москва была деревянной и много раз страдала от пожаров. Когда в го роде загорались здания, пожарники звонили в огро мный колокол- били в набат, со зывая жителей на подмогу. Строили в городах и высокие- превысокие башни- по жарные каланчи. День и ночь дежурили на ба шнях пожарные и внимательно смо трели- не видно ли в городе дыма или огня. В чем же состоит работа пожарников? Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое зда ние, без их разрешения не возво дится ни один новый дом- не строятся ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. Пожарные обследуют склады, магазины, гостиницы, кафе и рестораны и везде проверяют пожарную безопасность. Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимают ся в спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоя щего пожара суметь проявить лов кость, силу, сноровку. Пожарные носят специальную одежду, защи щающую их от огня и дыма. На го лове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах- прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь! Если вы почувствовали запах гари, увидели д ым или огонь, немедленно звонит е по телефону" 01" , вызывая бригаду пожарных. Кто из вас знает, на чем передвигаются пожарные по городу? ( Ответы детей. ) Верн о! В их распоряжении специально оснащенные п ожарные машины. Они ярко- красного ц вета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие м ашины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены. Пожарны е машины ездят сразу по нескольку штук. В каждо й машине- бригада пожарных. Из- за чего может случиться пожар? И что нужно делать, чтобы избежать этой беды? ( 0тветы детей. ) Мы – пожарные На машине ярко- красной Мчимся мы вперед. Труд тяжелый и опасный Нас, пожарных, ждет. Вой пронзительный сирены Может оглушить, Будем и водой, и пеной Мы пожар тушить. И в беду попавшим людям Сможем мы помочь, С пламенем бороться будем Мы и день, и ночь! Чем пожарные тушат бушующее пламя? ( Отв еты детей. ) Верно! Заливают во дой из специальных шлангов. Их называют" ру кавами" . Воду в шланги накачива ет насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар ту шат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им высокая складная ле стница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы. Иногда к делу подключаются и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий. Лесные пожары тушат с помощью специаль ных самолетов и вертолетов. Причиной лесн ого пожара может быть плохо затуш енный костер, брошенная горящая сигарета, молния во врем я грозы и даже оско лок стекла, собирающий солнечные лучи. Профессия пожарного требует бесстрашия, самоотверженности, ловкости, са мообладания и быстроты реакции, силы и крепкого здоровья. Вопросы и задания: 1. Какими качествами должен обладать пожарный? Почему? 2. Почему эту работу называют опасной? 3. Как вы думаете, что может стать причиной пожара? 4. Почему возникают лесные пожары? 5. Как пожарные тушат огонь? 6. Хотели бы вы избрать профессию пожарного? 7. По какому телефону нужно звонить при пожаре? ПОРТНОЙ Помните ли вы, дорогие друзья, такую считалочку: На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. . . - Говори, кто ты будешь такой? Король, королевич и портной сидят рядом! Еще бы, портной- очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, даря нам красивые платья и сарафаны, юбки и блузки, пальто и куртки. В давние времена, когда первобытные люди носили одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловь их жил. А первобытная игла пред ставляла собой тонкую, но крепкую, заостренну ю пластинку из камня. Много поз же появились стальная игла и льняная нитка, и на много десятилетий они остава лись главным инструментом портного. С их п омощью мастера сшивали куски ко жи, меха, ткани. В XVIII- XIX веках появились первые швей ные машины. Сначала они выполня ли только самые простые операции по сшиванию краев ткани, но постепенно меха ники вносили в устройство швейных машин вс е новые и новые усовершенствова ния. И вот с помощью швейной машины стало в озможно не только шить, но и вы шивать, обметывать петли, простегивать подкладку и даже пришивать пуговицы. В чем состоит работа портного? Сейчас это во многом зависит от того, где ра ботает портной. Шьет ли он одежду по индивидуальному заказу, работает в ателье или на швейной фабрике. Поговорим сначала о тех портных- мастерах высокого класса, которые шьют одежду по заказу клиента. Они, как правило, имеют специализацию. Есть мастера, которые шьют только легкие платья, блузки, са рафаны, нарядные вечерние туале ты из шелка, шерсти, бархата, атласа и других материалов. Другие изготавливают верхнюю одежду: пальто, плащи, пиджаки, кур тки, шубы. Третьи занимаются ши тьем белья. Есть и те, которые мастерят специал ьную одежду( коротко- спецодеж ду) для людей разных профессий( пожарных, сп асателей, врачей, дорожных рабо чих и т. д. ) . Наконец, есть портные, которые заняты пошивом головных уборов- шляп, шапок, беретов( их называют модистами) . Представьте, что ваша старшая сестра оканчивает школу, и ей нужно нарядное платье для выпускного бала. Мама уже купила красивую шелковую материю, портной взялся за пошив платья. Сначала с помощью сантиметровой ленты он снимает мерки с вашей сестры и записывает все цифры в особую тетрадь. Затем предлагает фасон и, если фасон понравился девушк е, зарисовывает его в эту же те традь. Потом портной приступает к раскрою ткан и, и в этом ему помогают большие о стрые портновские ножницы. Когда ткань р аскроена, мастер сметывает ее, как гов орится, на" живую нитку" , то есть сшивает крупными стежками. Наконец, наступает волнующий момент первой примерки! Ваша сестра примеряет перед з еркалом полу готовое платье, портной подгоняет его точно по фигуре и только пос ле этого приступает непосредственно к шитью. Когда платье сшито, его разглажи вают утюгом. И вот наступает торжественный момент, когда девушка надевает го товое платье. Легкая струящаяся ткань, крас ивый фасон превращают ее в настоящ ую юную принцессу! Искусный мастер сум ел подарить ей радость! Послушайте стихотворение" Новое платье" . Любит Аллочка наряды – Новым платьям очень рада! Просит бабушку свою: - Сшей мне платьице из шелка С длинной пышною оборкой! – Ну, конечно же, сошью! Ведь портнихой я была. Нитки, ножницы, игла – Вот мой главный инструмент. Всё сошьем в один момент! Шелк красив, с отливом синим, Тонкий и блестящий он. Мерку мы сначала снимем, Вместе выберем фасон. Стол клеенкою покроем И тогда займемся кроем. Все мы сделаем по мерке, Приготовимся к примерке. После платьице примерим, Хорошо ль сидит, проверим. Швы сошьем мы на машинке. Будет внучка как с картинки! Если мастер работает в ателье, то входит в состав неболь шой бригады, в кото рой у каждого свои обязанности. Кто- то из портных выполняет ручные работы с помощью иглы, ножниц, кусочка мела, кто- то работает на швейных машинках- со единяет детали одежды при помощи швов и строчек, кто- то занят утюжкой платья, пальто или блузки. Важно, чтобы готовая вещь порадовала заказчика! Если портной работает на швейной фабрике, т о здесь он входит в состав боль шого коллектива швейников. Одежду на фа бриках шьют крупными партиями, а модели разрабатывают художники Дома моделей. Раскроенную ткань передают в бригаду портных: одни из них сметывают ее, другие сшивают, третьи утюжат. Давайте вместе с вами подумаем, какие черты характера необходимы портному? ( Ответы детей. ) Правильно! Общительно сть- умение легко и свободно об щаться с заказчиком, умение его выслушать и понять, каким ему хочется увидеть свое новое пальто или платье. А еще ему нуж ен вкус, умение работать аккуратно, кропотливо, добиваясь совершенства, чтобы люди сказали: " У этого портного- зо лотые руки! " Вопросы: 1. В чем состоит труд портного? 2. Как работает мастер по индивидуальному пошиву одежды? Как работают портные в ателье? На швейной фабрике? 3. Умеете ли вы шить? Шьете ли платья куклам? 4. Хотели бы вы стать портным? 5. Какие качества необходимы людям, избравшим эту профессию? ПРОДАВЕЦ Представьте, что вы с мамой отправляетесь в книжный магазин, чтобы ку пить подарок другу. Каких книг здесь только нет! Вс е они располагаются по отделам. А вот и отдел детской литературы. Здесь много книг в нарядных ярких обложках, с цветными картинками. Есть сказки, рассказы, сборн ики стихов для детей. . . Вы начи наете перелистывать книги, лежащие на прилавке, и к вам тотчас подходит продавец Он знает о товарах своего отдела все! И кто автор данной книги, и каким изда тель ством она выпушена, и в каком году. Продавец улыбается вам, он приветлив, легко вступает в беседу. Недаром говорится, что" книгу нужно продавать с разговором" ! Продавец может посоветовать вам, какую книгу выбрать, какие еще издания есть магазине на эту тему. Вы выходите из книжного магазина довольные покупкой! Профессия продавца подразделяется на несколько специально стей. Есть про давцы непродовольственных товаров( одежды, о буви, мебели, книг, электроаппа ратуры и т. д. ) и продавцы продовольственных товаров( овощей, фруктов, конди терских изделий и т. д. ) . Продавец Продавец- молодец! Он товары продает- Молоко, сметану, мед. А другой- морковь, томаты, Выбор у него богатый! Третий продает сапожки, Туфельки и босоножки. А четвертый- стол и шкаф, Стулья, вешалки для шляп. Продавцы товары знают. Даром время не теряют. Все, что просим, продадут. Это их привычный труд! Из чего же в самом деле складывается ра бота продавца? Работники приходят в магазин до его открытия. Им надо успеть подгот овить товар к продаже, разложить на витрине и прилавке. Продавец должен прекрасно знать сво й товар, его свойства, помнить цены, раз меры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая профе ссио нальная память! Немалое значение в этой профессии имеет и внешность! Спец одежда работника торговли должна быть без укоризненно чистой, прическа- акку ратной. Согласитесь, у мрачного, неряшливо одетого продавца не хочется поку пать товар! Но главное, конечно, доброе ув ажительное отношение к людям, вежли вость, тактичность, обаятельная улыбка. Каким людям стоит выбрать профес сию продавца? Тем, кто любит общаться с людьми. Ведь большую часть врем ени продавец находится на людях. Умение со хранять ровное спокойное настроение в любой си туации, сдержанность, такт, веж ливая речь, доброжелательная улыбка и, конечно, хорошее здоровье- вот качества, необходимые продавцу. Вопросы: 1. Какими качествами характера должен обладать работник торговли? 2. Что должен знать продавец электротоваро в, хозяйственных товаров, прода вец обуви и одежды? А продавец книг? Почему говорится, что" Книгу нужно про давать с разговором" ? 3. Какие трудности, как вам кажется, подсте регают людей, выбравших эту про фессию? 4. Что привлекает вас в работе продавца? 5. Хотели бы вы в будущем избрать такую профессию? САПОЖНИК Дорогие друзья! Посмотрите- ка на свои ноги! Вы все обуты, кто в тапочки, кто в туфельки, кто в сандалии, кто в ботинки. А кто из вас знает, как обувались люди в древности? ( Ответы детей. ) Даже первобытные люди каменного века уже носили примитивную обувь- обертывали стопу куском шкуры или коры, ко торый закрепляли на ноге с помо щью гибких корней, стеблей растений, полосок кожи или жил животных. В Древней Руси весной и осенью крестьяне н осили лапти, сплетенные из липо вого лыка- тонкого верхнего слоя коры липы. Лапти были легкие, удобные, через отверстия в них нога дышала. Летом крестьяне хо дили босиком, и это очень полез но и для ног, и для всего организма человека в целом. Ведь хождение босиком- прекрасная закалка! Но зимы- то на Руси суровые, морозные, снежные. Поэтому славяне научились валять из шерсти теплые и удобные валенки. В европейских странах в Средние века искусству сапожника учились долго. Обувь шили разную. Богатые люди могли себе позволить туфли, ботинки и сапо ги, сшитые сапожником из натуральной кожи. Короли и придворные щеголяли в сапогах, украшенных золотом, серебром, дра гоценными камнями, жемчугом. Ра бота сапожника была настоящим искусством, отличалась тщательностью отделки, высоко ценилась людьми. Знаете ли вы, что русск ий царь Петр I умел сам шить са поги? Простолюдины нередко носили деревянную обувь, но и она могла быть удобной и даже щеголеватой( т. е. нарядной) . В XVIII- XIX веках появилась сапожная шве йная машина и вместо острого ши ла- главного инструмента сапожника- сапожная игла. У нас в России первые са пожные фабрики были построены около ста лет назад. Сейчас обувные фабрики шьют огромное количество разной обуви- от домашних тапочек до вечерних вы ходных туфелек, от спортивных кроссовок до с апожек на высоких каблуках. Фаб рики, конечно, оснащены автоматическими и полуавтоматическими станками. Поговорим о том, в чем заключается работа сапожника, шьющего обувь по ин дивидуальным заказам. Эти мастера работают в ателье по пошиву обуви. По эски зу( рисунку, наброску) модельера они выполняют модель сначала на бума ге, а за тем изготовляют ее всю от начала до конца. Как правило, такие мастера пользуют ся ручными инструментами: клещами, шилом. Специалисты по индивидуальному пошиву обуви работают и в театральных мастерс ких. Здесь делают обувь для" ко ролей" , " вельмож" , " принцесс" , " мушкетеров" и героев сказок. Поэтому мастер- са пожник хорошо знает историю обуви, п омнит, в какие века, что носили знатные люди и простые горожане и крестьяне. Если у вас сломался каблук или прохудилась подошва, вы отправляетесь в са пожную мастерскую. Здесь мастер починит вашу обувь, сделает набойки, поменя ет подошву. Работа сапожника продлит" жизн ь" вашей обуви, принесет вам ра дость и пользу. Как вы думаете, какие качества характера необходимы человеку, чтобы ста ть хорошим сапожником? ( Ответы детей. ) Верно! Умение вежливо общаться с людь ми, быстро и профессионально исполнять свою работу. Сапожнику нужны и фантазия, и артистизм, и умелые руки, особен но когда он шьет обувь по индиви дуальным заказам для театра, кино, цирка, балета. Вопросы: 1. Какой работой заняты сапожники? 2. Какую обувь носили крестьяне в Древней Руси? 3. Почему профессия сапожника всегда очень высоко ценилась? 4. Где в наше время шьют большую часть обуви? 5. Как вы думаете, кто разрабатывает модели обуви? 6. В чем заключается работа сапожника, шьющего обувь по индивидуальным заказам? 7. Чем заняты мастера- сапожники в сапожных мастерских? 8. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, выбравший эту профессию? СТРОИТЕЛЬ Дорогие ребята! Побеседуем о работе строителя- одной из самых важных профессий на земле. Оглянитесь вокруг! И жилые дома, и школы, и магазины, и детски е сады, и библиотеки, и дворцы культуры, и станции метро – все это дело рук строителей. В Древней Руси наши предки строили дома из дерева, Русь была страной дремучи х лесов, а дерево- прекрасный строит ельный материал. Строили дома из раз ных пород деревьев, чаще из крепких могучих елей. Недаром говорилось" Изба е лова- сердце здорово! " Кто же строил и бревенчатые кре стьянские избы, и резные княжеские и боярские терема? Плотники. А главным и порой единственным инст рументом этих мастеров был топор. Пилы появились позднее, и пользовались ими плотники реже. " Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает древесину. Срез, сделанный то по ром- блестящий и гладкий, в него с трудом п роникает вода. А вот пила разло хмачивает древесные волокна и делает их легкой добычей гнили. Поэтому- то славянские плотники так упорно предпочитали топор" , - пишет Мария Семенова в книге" Мы славяне" . Плотник топором умело в ырезал красивые наличники на окнах, затейливо украшал крыльцо, увенчивал конек крыши резной фигуркой. Как строят современный городской дом? С троительным материалом современ ных зданий служат дерево, кирпич, бетон, жел езобетон, стекло, нержавеющая стал ь. В постройке дома принимают участие рабочие разных специальностей- и сменщики, и плотники, и маляры, и сантехники, и плиточники, а также экскава торщики, крановщики, водители, кровельщики, электросварщики. . . Когда дом спроектирован архитектором и выбрано место для строительства, экскаваторщик огромным ковшом своей машины выгребает песок, глину. Образуется котлован- гл убокая большая яма. Затем рабочие- строители на месте котлована закладывают п рочный фундамент, а потом каменщики возводя т стены, ровными рядами уклады вая кирпичи. Чтобы кирпичи крепко держались, их кладут на цементный раствор. Современные здания могут быть построены не то лько из кирпича, но и из железо бетонных панелей или блоков. Соответственно такие дома называют панельными или блочными. С утра до вечера на строительн ой площадке кипит работа. Огромные самосвалы подвозят то бетон, то песок, то кирп ичи, то трубы. Ведь к зданию нуж но подвести и воду, и газ, и электричество. К огда дом снаружи готов, кровельщики покрывают крышу, и начинаются отдел очные работы. Бригады маляров, пл иточников, столяров берутся за дело. Столяры устанавливают оконные рамы и двер и, маляры красят рамы, лестничные пролеты, белят потолки, наклеивают обои, сантехники устанавливают в квартирах рак овины и ванны, плиточники кладут плитку на кухне, в ванной комнате, стеколь щики стеклят окна и балконы. Кого еще мы забыли? ( Ответы детей. ) Верно, элек триков, которые подводят к квартиры электричество, устанавливают розетки и выключатели, а газовщики подводя т и ставят на кухне газовые плиты. Чтобы в доме было тепло, слесари устанавливают отопительные батареи и трубы. Находится работа и электросварщикам и водителям грузов иков и подъемных кранов, поднимающих необходимые материалы все выше и выше. Современные строители нередко осваив ают сразу несколько строительных специальностей. И вот красавец- дом готов! Сколько радости прино сят новоселам светлые уютные квартиры, где все новенькое, чистое, сделанн ое с любовью. Мы- строители! Мы вдвоем с Алешей Построим дом хороший. Пусть у нас не кирпичи, Закаленные в печи, А много кубиков цветных – Дом построим мы из них! Экскаватор есть у нас. Кран подъемный. А КамАЗ Кубиков подвозит ящик. Как на стройке настоящей. Кубик к кубику кладем, Быстро подрастает дом. С ярко- красной крышей Дом красивым вышел. Будем, как родители, Мы с тобой строители! Давайте вместе подумаем, какие качества н еобходимы строителям разных спе циальностей? ( Ответы детей. ) Верно! Физическая закалка, отличное владение про фессией, огромное трудолюбие и немалая физическая сила, уме лые руки и жела ние делать нужное людям дело, своим трудом приносить им радость! Вопросы: 1. Почему профессия строителя- одна из важнейших? 2. Из чего строили в прежние времена на Руси? Почему? 3. Из чего теперь строят дома? 4. Как называют строителей, работающих с деревом? Каким инструмент0 пользуются плотники? 5. Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома? 6. Как называют тех, кто укладывает кирпичи? 7. Как называют рабочих, которые кроют крышу? ^ 8. Каких рабочих называют" отделочниками" ? Кто красит окна, двери, обои? Кто устанавливает оконные рамы, двери? Кто кладет плитку?
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий