Консультация для открытого занятия нагородском методическом объединении музыкантов
Документы для скачивания
«Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников в контексте ФГОС ДО » Консультацию по теме п одготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/ с №23 Корчагина Ольга Анатольевна. «Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку» А. И. Буренина. Введение В наше социально- ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка. Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. Своё занятие я выстроила по следующим направлениям: Речевой канон. Речевое интонирование играет важную роль в развитии ритмического слуха ребенка. Построить канон можно только тогда, когда дети почувствовали ритм текста, а также выдерживают темп речи. Ровное, метричное декламирование текста, ритмизованное произнесение отдельных слов, затем цепочек из слов, небольших диалогических текстов с постепенным «извлечением» из них ритмической основы — вот вехи развития чувства метроритма в речевых упражнениях. Применение речи в обучении музыке — один из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к ее роли и значению в первоначальном обучении музыке. Музыкально – ритмическое приветствие. Музыкально – ритмическое приветствие «Здравствуй» построено на мелодии ирландского народного танца. Идея синкретического развития, опирающегося на народные лады, ритмы и жанры, подхваченная Орфом от Эмиля Жак- Далькроза, Белы Бартока, Золтана Кодая, ряда других просветителей и музыкантов, является для Шульверка ключевой. Музыка вырастает из ритмизованной речи, ее формы рождаются в танцевальном движении, и все это окрашивается радостью взаимного общения и игры. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры( драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения. Свободная импровизация и создания музыкального образа при помощи движений. Здесь используются свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы пере дать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа. Мы будем передавать образ Бабы Яги по произведению М. П. Мусоргского. Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу- от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству. Игра «Ищи» на музыку Т. Ломовой. Эта игра формирует умение выразительно и качественно выполнять ритмические движения под музыку, развивает музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкально – слуховые представления, музыкальную память и мышление. Африканский танец. Дети делятся на две группы, одни вместе с педагогом играют на музыкальных инструментах, другие исполняют танец. На занятиях участники групп могут меняться местами. Навыки выразительного движения — это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры( гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений) , из области сюжетной драматизации( изображение птиц, зверей, человек и его деятельность) , из области танца( элементы народных плясок, бальных танцев) , а также движения детской пляски. Теоретическая база Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С. Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н. А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, элементы системы музыкального воспитания Карла Орфа « Шульверк » Эффективность педагогического опыта Музыкально- ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. И менно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. Результативность опыта Организованная работа по развитию танцевально- ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т ворческие способности детей. Результат работы, проявляется в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях и городских мероприятиях.