Методическое пособие по ритмике
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РИТМИКЕ
для детей 5, 6, 7-летнего возраста
.
От автора
Данное пособие предназначается в помощь преподавателям ритмики
в ДМШ и ДШИ
Музыкальный материал, опубликованный в этом пособии, накоплен в течении многолетней работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Предлагаемые музыкально-ритмические упражнения этого сборника могут служить дополнением к ранее неоднократно изданному пособию М. Андреевой и
Е. Коноровой «Первые шаги в музыке», т.к. является продолжением традиций заложенных основателем музыкальной ритмики с детьми в нашей стране
Е.В. Коноровой.
Материал пособия расположен по разделам, в каждый из которых входят упражнения различной степени сложности. Таким образом, педагогу предоставляется возможность выбора упражнений с учетом подготовленности, способности восприятия и состава группы.
Следует отметить, что в настоящее время серьезное систематическое музыкальное обучение начинается с более раннего возраста. При ДМШ и ДШИ формируются коммерческие группы для детей 4-х - 5-ти лет. Методика занятий с детьми этого возраста давно и очень подробно разработана музыкальными руководителями детских садов. Существует множество пособий, которые с успехом можно использовать в работе с детьми. Кроме того, не все дети посещают детские сады, а многие находятся на домашнем воспитании. Группы по ритмике формируются из детей различной подготовленности к обучению и различной одаренности. С одной стороны, это осложняет работу педагога - ритмиста, но с другой - такое множество дарований в одной группе могут положительно влиять друг на друга, так как в этом возрасте одним из основных принципов обучения является подражание и дети многому могут учиться друг у друга.
Замечательно, если у педагога - ритмиста есть помощник - концертмейстер, с которым они работают в согласии и взаимопонимании. Но, к сожалению, такое случается не всегда, тогда функцию концертмейстера приходится брать на себя ритмисту. А это далеко не просто: играть и одновременно следить за детьми. Такое умение приходит с годами и опытом. И данный вариант также не исключен, в нем имеются свои положительные стороны. В процессе планомерных занятий наступает скачок в развитии ребенка - и педагог за инструментом может своей игрой помочь движению детей, подчеркивать особенно ответственные и значительные моменты исполняемого музыкального произведения (например, ладовую окраску, яркий аккорд, акцент или изменение темпа и многое другое).
Ритмика в ДМШ и ДШИ, как предмет, входит в комплекс музыкально - теоретических дисциплин.
Одной из основных задач на уроке ритмики является изучение и закрепление музыкально - теоретических сведений, полученных на уроках по специальности, сольфеджио через мышечное ощущение. Эта область, то есть работа над метроритмом, занимает центральную часть урока. Большое внимание на уроке уделяется осанке и умению красиво, легко, изящно двигаться в характере музыки. Для этого предназначаются гимнастические упражнения, над которыми необходимо работать на каждом уроке. Весь комплекс упражнений разучивается не сразу, а постепенно, от урока к уроку прибавляя упражнения и оттачивая движения. Лишние и неточные движения в процессе разучивания убираются, происходит дифференциация движения. Как правило, урок заканчивается игровыми или танцевальными упражнениями - после кропотливой напряженной работы происходит эмоциональная разрядка.
Для успешного осуществления поставленных задач, для большей заинтересованности, занятия с детьми строятся на основе игрового метода. Это касается любого вида упражнений на уроке ритмики.
В работе соблюдается концентрический принцип изучения материала. Музыке принадлежит главенствующая роль. Музыкальный материал тщательно отбирается из произведений композиторов - классиков, народной и современной музыки. Это имеет большое значение в деле воспитания художественного вкуса и чувства красоты у детей.
I Содержание и методика занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Первый месяц работы с группой - вводный период, введение в предмет ритмика. За это время педагог знакомится с детьми, устанавливает контакт с ними, проверяет их способности, особенности характера, поведения. Постепенно намечается план работы, происходит выбор тех или иных упражнений для работы с данной группой детей.
- Марши
Марш является необходимым на уроке, его четкий ритм хорошо настраивает на работу, дисциплинирует, организовывает детей.
В связи с этим чрезвычайно полезно начинать урок с маршировки. Дети двигаются по кругу, стараясь сохранять интервалы между собой. Для начала можно предложить детям представить вместо круга пруд - и двигаться по дорожке вдоль пруда.
По дорожке вдоль пруда
Мы гуляем иногда.
Но подальше от воды,
Чтобы не было беды.
Это упражнение с произнесением текста можно исполнять в начале урока без музыкального сопровождения, и в дальнейшем периодически вспоминать и повторять его. Затем постараться маршировать под музыку. Для начала выбирать несложные марши (например, Шуман «Марш», Марш про Пифа, Фридрих дер Грёссе «Марш»)
Не следует на первых порах сразу же от всех детей добиваться четкого исполнения , т.к. у каждого ребенка в силу различных индивидуальных особенностей это будет происходить в разные сроки. Научиться точно маршировать под музыку - эта работа происходит на протяжении длительного времени. Постепенно эта задача усложняется, появляется вступление и остановка с концом музыки, а затем добавляется переход на другой вид движения (например, бег или подскоки).
С каждым уроком мы осваиваем, прибавляем новое задание. Приводим описание наиболее развернутых маршей.
- Ю. Чичков Марш (дети 5 лет)
Вступление ; АВА (3-х частная форма)
Вступление - внимание, подготовка к движению.
А - движение вперед с носка, не поднимая колени.
В - бег на носках по кругу.
А - реприза - можно исполнять шаги на месте, поднимая колени.
Следующий пример - более сложный.
- М. Старокадомский Марш (дети 6-ти лет)
Предлагается два варианта исполнения марша. Сначала на протяжении нескольких уроков разучивается первый вариант, и только когда движения хорошо усвоены, можно перейти ко второму варианту.
1 вариант
Вступление - маршировка на месте
I часть - марш вперед
II часть - шаги врассыпную, сначала пружинки (р) и постепенно, (cresc) переход на подскоки.
Дети стараются двигаться, не сталкиваясь друг с другом, каждый ищет свою дорожку. В конце - придти на свое место в круг.
2 вариант
Выбирается командир.
(можно выбирать сразу несколько, они будут поочередно вступать в свои права).
Исполняется 1-й вариант , но в конце дети приходят не на свои места, а становятся по указке командира по прямой линии (командир стоит лицом к детям и вытянутой вперед рукой - стрелой, показывает направление линии детей).
Марш исполняется сначала.
Вступление - марш на месте. Командир марширует лицом к своим солдатам.
I часть - командир ведет колонну детей за собой, выбирая произвольное направление (например, змейкой).
II часть - движение врассыпную. В конце появляется уже новый командир. Это чрезвычайно полезное упражнение, которое можно периодически повторять в течение года.
- Комплексы гимнастических упражнений
Начиная с 4-ого - 5-ого уроков, начинаем осторожно вводить гимнастические упражнения (комплексы, как правило, составлены на музыку одного композитора).
Для начала необходимо научить детей строиться в ряды - каждый должен знать свое место в ряду и уметь сохранять дистанцию. Очень удобно строиться в шахматном порядке. С детьми 4-х -5-ти летнего возраста целесообразно начинать с песенных гимнастических комплексов. Дети охотно поют, выполняя движение вместе с вами. И, наконец, на каком-то этапе вы увидите результат - пение ребенка совпадает с самостоятельно выполняемым движением. Это уже ощутимый шаг вперед в развитии ребенка.
Каждому педагогу предоставляется возможность творчески подойти к этой задаче - подобрать песни доступного детям содержания и хорошего музыкального материала. Движения на этом этапе могут быть самыми простыми, но для развития двигательных навыков ребенка и их связи с музыкой чрезвычайно полезными.
Постепенно достигается четкость, выразительность, красота движения. Гимнастический комплекс не обязательно выполнять в начале урока, педагог сам почувствует время гимнастики на уроке. (Возможны варианты на каждом уроке).
Упражнения разучиваются постепенно, по частям; закрепляя выученную часть, можно добавлять следующую. Педагог должен стремиться творчески подходить к любому виду занятий. Например, в гимнастике можно предложить выполнять упражнения вместе с «учителем». Каждый, хорошо выполняющий упражнение ребенок может стать «учителем». Или устроить конкурс на лучшее исполнение упражнения. Один ребенок или небольшая группа выполняют упражнение - остальные - «комиссия» смотрят и делают замечания. Конечно, это отнимает много времени. Но иногда этому виду работы можно уделить внимание. С одной стороны, дети учатся наблюдать, анализировать, оценивать работу своих товарищей, с другой стороны, им предоставляется возможность самим «выступить», исполнить упражнение красиво, точно, выразительно. Увидев результат, убеждаешься, что время было потрачено не зря.
В качестве примера приводятся два гимнастических комплекса.
Комплекс гимнастических упражнений на музыку
И. Дунаевского
- Марш «Веселый ветер»
Выход и построение в ряды
Упражнения выполняются с пением
- Колыбельная - мягкие, поющие руки.
т. 1 -2 - плавное певучее движение правой рукой: вперед - в сторону - вперед - опустить вниз;
т. 3 -4 - то же левой рукой;
т. 5 -6 - покачаться (пружинка), руки вперед - назад - вперед -назад;
т. 7 -8 - развести руки в стороны и опустить вниз;
т. 9 -12 - движение головой:
направо (на плечо положить голову)
налево
направо
налево
повторить еще раз
т. 13 -14 -пружинки - руки вперед - назад, вперед - назад;
т. 15 -16 - вырасти вверх, подняться на носки, руки поднимаются вверх, голова следит за кистями рук;
т. 17 -18 - пружинки
руки назад -вперед - назад - вперед
т. 19 - 20 - развести руки в стороны и опустить их вниз.
- Веселый ветер - крепкие руки.
Вступление – приготовиться, настроиться на чёткий ритм песни.
На затакт «А ну-ка» - руки раскрыть в стороны, ладонями вниз
т. 1 - 4 движения - рывка прямыми руками назад;
т. 2 -4 - 3 раза повторяется слово «ветер»,
3 раза присесть, руки положить на пояс, после приседания,
встать, выпрямиться , руки в стороны;
т. 5 = т. 1
т. 6 - 8 - словосочетание «на свете» произносится только 2 раза, на это словосочетание присесть, руки на пояс - выпрямится, руки в стороны.
В конце - опустить руки вниз.
т. 9 - поворот направо, раскрыть руки в стороны,
вернуться в исходное положение.
т. 10 - то же налево;
т. 11 - то же направо;
т. 12 - то же налево;
т. 13 - два хлопка перед собой - руки вытянуть перед собой ладонями вверх;
т. 14 - два хлопка - руки вверх раскрыть
т. 15 -16 - два хлопка - руки вытянуть в стороны ладонями вверх, закрыть (ладони вниз), и опустить;
- Под марш «Веселый ветер» выйти в круг и маршировать по кругу (можно одновременно с маршем попробовать выполнять движения руками из предыдущего упражнения);
на слова «кто привык за победу бороться» - подскоки ;
на слова «кто весел, тот смеется» - снова марш.
2 -ой комплекс гимнастических упражнений
Упражнения выполняются с пением.
- Походная ( Толочков)
1 -8 т. Шаги по кругу
9 – 10 т. Бег на носках с остановкой в конце фразы на .
11 – 13 т. Дети встают на свои места.
14 т. 2 раза на слове «ку-ку» подняться на носки и опустится на всю стопу.
15 т. Плавное приседание
16 т. Выпрямление
- Колыбельная (Р. Паулс)
Вступление
1 куплет
1 -8 т. Поочередное мягкое движение правой и левой руками в сторону с поворотом головы, следить за кистью руки. Первое движение выполняется – правой рукой в сторону- опустить руку (первая фраза). То же движение – левой рукой (вторая фраза) и т. д.
9 -12 т. Правая рука как бы вырастает вперед – вверх и через сторону опускается вниз.
13 -16 т. То же движение выполняет левая рука.
2 куплет
Исходное положение – ноги вместе, носки немного развернуты в стороны, руки на поясе.
1 – 8 т. Поочередно выставляются вперед на носок правая и левая нога.
9 – 10 т. Носком правой ноги рисуем круг вперед – в сторону- в исходное положение.
11 – 12 т. Присесть- выпрямиться.
13-14 т. То же движение выполняется левой ногой.
15 – 16 т. Присесть – выпрямиться.
- 3. Тарантелла (А. Джулиани)
1 часть
1 – 2 т. Три движения встряхивания легкими расслабленными кистями обеих рук перед собой (каждое движение выполняется на )
В конце второго такта – остановка, пальцы с силой сжать в кулаки.
3 т. Одно движение – одно встряхивание расслабленными кистями и пальцы сжать в кулаки.
4 т. Как 3 т.
5 – 6 т. Движения первого и второго такта.
7 – 8 т. Одно встряхивание кистями, руки приподнять вверх – вздохнуть и плано опустить вниз.
2 часть
1 – 2 т. Четыре хлопка обеими руками: перед собой, за спиной, перед собой, за спиной.
3 т. Наклониться вперед, расслабиться, руки скрестить перед собой.
4 т. Выпрямиться, руки раскрыть в стороны.
При повторении музыки движения тоже повторяются.
- «Лопнул передник» ( Р. Паулс)
Прыжки.
Песня повторяется шесть раз.
1 –ый раз
Прыгает маленький человечек. Одна рука ладошкой вверх – это пол, другая рука – это маленький человечек (два пальца, как две ноги).
1 -4 т. Восемь прыжков, пальчики вместе.
5 – 8 т. Восемь прыжков, пальчики в стороны-вместе и т. д.
2- ой раз
1- 4 т. Восемь прыжков, пальчики вместе
5 -8 т. Восемь прыжков, пальчики чередуются : один вперед, другой назад.
3 –ий, 4- ый раз
Те же движения исполняет средний человечек – движения руками от плеча.
5-ый , 6-ой раз
Те же движения исполняет большой человечек – прыжки на ногах.
Следующие два комплекса гимнастических упражнений (на музыку К. Хачатуряна и Р. Шумана) более сложные. Они рассчитаны на детей 6- 7 летнего возраста и предлагаются для разучивания на более позднем этапе обучения. Эти упражнения требуют определенной подготовленности детей относительно усвоения и восприятия музыкального материала, а также качества двигательных навыков.
Комплекс упражнений с гимнастическими палками
Музыка К. Хачатуряна («Марш» и «Вальс»)
Палочки предварительно разложены на полу на месте каждого ребенка в ряду.
Хачатурян
- «Марш» Выход, марш по кругу, построение в ряды.
Вступление - движения нет.
1 - 8 т. - шаги по кругу ;
9 - 16 т. - шаги по кругу на носках, руки раскрыты в стороны ладонями вниз;
17 - 24 т. - пружинным шагом дети двигаются по кругу; руки на боках.
25 - 32 т. - дети строятся шагом в ряды, каждый останавливается перед своей палочкой.
- «Вальс»
Вступление Каждый ребенок берет свою палку обеими руками и встает в исходное положение: пятки вместе, носки чуть-чуть раскрыты в стороны. Палка в обеих руках внизу перед собой.
I часть А
т. 1 - 2 - поднять палку над головой, слегка прогнуть назад спину, правую ногу отвести назад на носок;
т. 3 - 4 - вернуться в исходное положение;
т. 5 -8 - то же исполнить с отведением левой ноги назад;
т. 9 - 12 - то же как 1 - 4 т.;
т. 13 - 16 - то же как 5 - 8 т.
II часть В
т. 17 - 18 - нагнуться и положить палку перед собой,
выпрямиться;
т. 19 - 20 - нагнуться, взять палку и выпрямиться;
т. 21 - 24 - 4 раза повертеть палку перед собой, палка находится в вертикальном положении;
т. 25 - 32 - движения повторяются, как в 17 - 24 т.
III часть А
т. 33 - 46 - повторяются движения 1 - 14 т.;
т. 47 - 48 - дети перестраиваются в круг.
IV часть С
т. 1 - 16 - восемь передач палки по кругу вправо. Положение палки вертикальное.
1 такт - руки раскрываются в стороны, правая рука передает палку соседу справа, левая в это время берет палку у соседа слева, голова смотрит влево.
2 такт - руки соединяются перед собой , левая рука передает палку правой руке
и так далее.
т. 17 - 32 - те же движения влево, голова поворачивается вправо каждый раз, когда правая рука принимает палку у соседа справа.
В Повторяются движения 17 - 32 тактов
А Повторяются движения 1 - 16 тактов
Тирольский танец
На вступление дети складывают солнышко из палок и становятся перед своей палкой по кругу против часовой стрелки.
I часть
т. 1 -2 -две пружинки, руки вперед - назад - вперед - взлететь и перепрыгнуть через палку;
т 3 - 4 - семью легкими шагами на носках перебежать вперед, дугой обогнуть впереди лежащую палку;
Музыка повторяется, движения тоже повторяются.
II часть
т. 1 - положив руки на пояс, присесть на обеих ногах и перепрыгнуть вперед через палку;
т. 2 - прыжки на месте, ноги - крест - в стороны - вместе
т. 3 - как т. 1 Музыка повторяется, движения тоже повторяются
т. 4 - как т. 2
После выполнения упражнения можно под марш, взяв свои палки, разойтись по своим местам.
Комплекс гимнастических упражнений
на музыку Р. Шумана
I Отрывок из оперы «Рай и Пери»
Ходьба по кругу и построение в ряды для выполнения гимнастических упражнений.
1 - 16 т. - Дети идут четким шагом по кругу против часовой стрелки. Обращаем внимание детей на 15 -16 т. - отклонение в D-dur;
17 - 18 т. - шаги спиной назад (4 шага);
19 - 20 т. - 4 шага вперед ;
21 - 22 т. - 4 шага назад;
23 - 26 т. - семью шагами дети описывают ½ круга, двигаясь вправо за правой рукой (рука приглашает двигаться за собой) и, таким образом, разворачиваются по направлению часовой стрелки.
Начиная с 27 т. дети идут по кругу по часовой стрелке и к концу музыки выстраиваются в ряды, останавливаясь вместе с музыкой.
II «Бабочки» (отрывок)
1 -6 т. - пружинки на месте (6 пружинок). Руки раскачиваются плавными движениями в разных направлениях (вперед-назад).
1 т. - правая рука вместе с пружинкой выносится вперед, левая рука - назад;
2 т. - наоборот, и т. д.
7 -8 т. - медленный поворот корпуса влево, руки через стороны соединяются ладонями над головой;
9 т. - корпус поворачивается анфас, руки раскрываются в стороны ладонями вверх;
10 т. - поворот корпуса направо, руки соединяются над головой;
11 т. = 9 т.;
12 т. - поворот налево, руки соединяются над головой;
13 т. = 9 т.;
14 т. = 10 т.;
15 т. = 9 т.
16 т. - руки опустить вниз;
Начиная с 17 такта музыка повторяется и движения тоже сохраняются, только теперь сначала выносим вперед левую руку и первый поворот будет исполняться направо.
III Nachtstiick
1 т. - аккорд - внимание
на счет «два» присесть и на сильную долю следующего такта прыгнуть - ноги врозь.
2 т. - на 4-ую четверть () - затакт, раскрыть руки в стороны - (руки-стрелки) ладонями вниз.
3 т. - 4-е движения -рывка руками назад (на каждый аккорд).
4 т. - 1-ая четверть - наклон вниз, руки скрестить внизу перед собой, расслабиться, сбросить напряжение;
- 2-ая четверть - выпрямиться, руки в стороны;
- 3-я четверть - руки опустить вниз.
С продолжением музыки выполняются те же движения.
IV Фантастический танец
1 - 4 т. Прыжки на месте с поворотом направо, при повторении музыки с поворотом налево, руки на поясе.
1 т. - пружинка - прыжок на месте
3 3
- пружинка - прыжок с поворотом направо
3
2 т. - пружинка - прыжок с поворотом направо
3 3
- пружинка - прыжок с поворотом направо
3 3
3 т. - пружинка - прыжок с поворотом направо
3 3
- пружинка - прыжок с поворотом направо
4 т. ♫♩ - 3 прыжка с поворотом направо, но уже без пружинки.
Музыка повторяется - прыжки те же, но с поворотом налево.
5 - 12 Свободное, произвольное движение в пространстве - «плавают рыбки в аквариуме». В конце «приплыть» на свое место в ряду.
Когда движения - прыжки в 1-ой части хорошо усвоены, выполняются точно, ловко, в соответствии с музыкальным ритмом, можно прибавить движения руками во время прыжка.
1-ый прыжок анфас - поза- руки - уши (растопыренными ладошками показать уши).
2-ой прыжок- поза- руки - нос.
3-ий прыжок - руки - руки вверх, в стороны (спиной к зрителям)
4-ый прыжок - руки - нос и т.д. С последним прыжком (лицом к зрителям) руки опустить вниз.
3 Упражнения с музыкально-теоретическими и заданиями
В ритмике в любом упражнении, будь то гимнастика, танец или игра, всегда должен соблюдаться основной принцип - органическая связь движения с музыкой. Эта цель достигается различными путями, но в каждом упражнении есть своя Доминанта.
Если при исполнении гимнастических упражнений не заостряется внимание на средствах музыкальной выразительности, то в упражнениях с музыкально - теоретическими заданиями работа над метро- ритмом является доминирующей. Можно ненавязчиво вводить теоретические термины, знакомить с теоретическими понятиями. В качестве хорошо зарекомендовавших себя упражнений приводим примеры на музыку И. Гайдна, Л. Виттори, И. Кальмана, Л. Бетховена.
- 1. Строение музыкального произведения, фразировка,
пространственное мышление.
И. Гайдн «Старый добрый клавесин»
Сначала разучивается песня со словами.
Исходное положение: дети стоят по кругу и хорошо видят друг друга.
Упражнение может начать исполнять педагог - он поет первую фразу и подходит ритмическим рисунком ♫ ♫⌡♫♩⌡ к какому-то ребенку, останавливаясь перед ним «Люда к Ване подошла».
Вторую фразу обходит вокруг этого ребенка, как бы любуясь им ♫♫⌡♩♩⌡ «И полюбовалась».
Дальше продолжает движение этот ребенок - подходит к следующему и любуется им и т. д.
Это упражнение желательно выполнять в течение длительного времени из урока в урок, а в дальнейшем иногда возвращаться к нему, обращая внимание детей на выразительное исполнение второй фразы: «Ты же выбрал этого мальчика, вот и полюбуйся им».
Л. Виттори Ариетта
Дети стоят в произвольном порядке, каждый выбирает себе позу. Можно придумать сказку - образ заколдованных фигур. Начинает один ребенок, плавно legato двигаясь между фигурами на первую фразу, в конце фразы останавливается и дотрагивается рукой до следующего ребенка, как бы «оживляет» его. Движение продолжает ожившая фигура и т. д. (при желании можно передавать предмет).
И. Кальман Отрывок из оперетты «Фея карнавала»
Дети стоят по кругу против часовой стрелки на равных расстояниях друг от друга.
т. 1 -4 - бег на носках «tutti» (все)
♫ ♫ │ ♫ ♫ │♫ ♫ │♩♩│
«Побежали, побежали, побежали, стой, стой»
т. 5 - 8 - то же в обратную сторону по часовой стрелке
т. 9 - 10 - «solo» ♫ ♫ │♫♩│
«Маша выбежала в круг»
т. 11 - 12 - ♫ ♫ │♫♩│
«Позвала своих подруг»
&