a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Тренинг для экспертов (итоговое сочинение)

Автор: Смирнова Мария Михайловна Опубликовано: 2018-11-11 12:00:16

Документы для скачивания

Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» Тренинг для эксперт ов, участвующих в проверке итогового сочинения( изложения) М осква 201 8 Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования К ритерий 1: " Соответствие теме" : Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия( например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т. п. ) . " Незачет" ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т. е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий 2" Аргументация. Привлечение литературного материала" : Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал( художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества( за исключением малых жанров) , другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа( например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п. ) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. " Незачет" ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется" зачет" . Критерий 3" Композиция и логика рассуждения" : Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. " Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется" зачет" .   Критерий 4" Качество письменной речи" : Данный критерий нацеливает на проверку речев ого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. " Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется" зачет" . Критерий 5" Грамотность" : Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. " Незачет" ставится, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Комментарий по результатам оценивания сочинения в формате «Итоговое сочинение- 201 8 »* ( * в вариантах для рецензирования сохранено речевое и грамматическое оформление текста ученика) Текст № 1 Како г о отношение человека к братьям нашим меньшим? Этот вопрос( лексическая недостаточность – Р/ Л) показался мне интересным: не многие «в ответе за тех, кого приручили»( нарушение причинно- следственных связей. Невозможна вставка союза «потому что» – логическая ошибка. ) Мы часто безжалостны по отношению к животным, потому что эгоисты по своей натуре. ( Нарушение причинно- следственной связи: безжалостны и эгоисты не антонимы) Никто из нас не умеет чувствовать боль тех, кто рядом, поэтому( пропущено «мы») проявляем жестокосердие по отношению к братьям нашим меньшим( лексическая недостаточность/ нет подлежащего – Р/ Г) . Но так быть не должно, потому что и звери, и птицы, и даже ручеек имеют право счастливо жить. ( ответ на вопрос дан) А еще не многие из нас осознают, что у наших четвероногих друзей тоже есть «живое» сердце, которому можно причинить боль. А никто из нас не понимает этого( лексическая недостаточность – Р/ Л) . К сожалению, мы же сами своими бессердечными поступками ожесточаем их сердца. Ведь не случайно даже в песне поётся о том, что «собака бывает кусачей только от жизни собачей». Ещё в своё врем я( Р. погрешность) об этом писал Леонид Андреев в произведении «Кусака». Автор рассказывает нам трагическую историю жизни Кусаки. Жестокое отношение людей к Кусаке наполняет её сердце злобой. Так сначала, ( пунктуация) из рассказа мы узнаем, что Кусака знакомится с семьей дачников и становится для них «своей» собакой. Кусака постепенно привыкает к людям, становится ласковой, охраняет дачу и веселит новых хозяев. Автор хочет донести до читателя важную мысль, что «все живое имеет такую же живую душу»( пунктуация) как и мы, а значит, тоже нуждается в сострадании и любви( нарушение причинно- следственных связей: «а значит» неуместно. Требуется замена «и»- логическая ошибка) Мы не можем читать равнодушно страницы о том, как Кусака поверила людям, но ее снова предали. Заканчива ет ся сезон, и дачники уезжа ют в город, оставив Кусаку одн у( видо- временная соотнесенность – речевая ошибка) . Собака всего лишь скрашивала загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости. Люди приласкали собаку, дали ей имя- Кусака, но потом бросили. ( Повтор мысли – логическая ошибка) Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…»( Резкий переход от одной мысли к другой – логическая ошибка) . Неспроста рассказ называется «Кусака», потому что из- за такого равнодушного( речь) отношения людей к собаке она( нарушение субъектных отношений – логика; резкий переход от одной мысли к другой – логика) и становится Кусакой. И главный вопрос заключается в том, поверит ли Кусака снова, протянет ли она лапу тому, кто ее позовёт? Да, каждый из нас должен быть добрым и ласковым по отношению к животным, потому что они нам доверяют. ( 3 13 слов) Рецензия Критерий №1 «Соответствие теме» В контексте данного конкретного рассуждения задача, которую ученик сформулировал и доказал, используя художественный текст, решена. Л огические ошибкине являются основанием для снижения отметки по критерию №1. Следовательно, по критерию №1 Соответствие теме» – зачет. Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Ученик использует текст художественн ых произведени й Л. Андреева «Кусака» и производит его смысловой анализ в соответствии с заявленной проблемой. Искажени я содержания текста художественного произведения в аргументационной части нет. Значит, по критерию №2 – « зачет ». Критерий №3 « Композиция и логика рассуждения » Несмотря на наличие логическ их ошиб ок в аргументационной части( нарушение причинно- следственных отношений) в соотве т ствии с положением о содержании критерия №3 выставляется отметка «зачет». Почему? Рассуждение на предложенную тему выстроено логично( см. Мы понимаем, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ТЕКСТЕ. У ченик аргументировал высказанные мысли, частично нарушив соотношение между тезисом и доказательствами. На основании того, что" незачет" ставится при условии наличия грубы х логически х нарушени й, которые мешают пониманию смысла сказанного, или отсутствия в тексте тезисно- доказательн ой част и, по критерию №3 данная работа оценивается отметк ой «зачет». Подчеркнем: в данном сочинении грубых логических ошибок немного, и они не мешают пониманию смысла текста; тезисно- доказательная часть присутствует( это рассуждение, а не повествование, не пересказ) . Вывод: по критерию №3 – « зачет ». Критерий № 4 «Качество письменной речи» Несмотря на то, что в тексте отмечены речевые ошибки и недочеты, ученик в достаточной степени точно выражает свои мысли, использует разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, избегает речевых штампов. К ачество речи, речевые ошибки не затрудняют СУЩЕСТВЕННО понимание смысла сочинения. Следовательно, по критерию №3 – «зачет». Критерий № 5 « Грамотность » Несмотря на то, что в тексте отмечаются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, они не затрудняют чтение и понимание текста( в сумме менее 5 ошибок на 100 слов) . Текст 2 Начало формы 2 Может ли быть счастливым человек, равнодушный к чужой беде? В опрос « Может ли быть счастливым человек, равнодушный к чужой беде? » показался мне интересным( неуместно –Р/ Л) , ведь он так или иначе касается каждого из нас. К сожалению, в современном мире все больше равнодушных людей, не готовых прийти на помощь тому, кто нуждается в ней. К сожалению, н е всяк ого человек а можно назвать добрым. ( Ответа на вопрос нет. Пока это только логическая ошибка. ) Чтобы убедить нас в том, что человек, равнодушный к чужой беде не может быть счастливым, вспомним рассказ Паустовского «Телеграмма». Настя живет в Ленинграде, работает, помогает организовывать выставки. Её мать живет в деревне и очень давно не видела дочь, потому что та не поним ала, что мать ее страдает, что она одинока. Настя лишь отправляет матери письма и деньги, но не навещает е ё( Нарушение видо- временной соотнесенности – речевая ошибка) . Екатерина Петровна стала плохо себя чувствовать, и в письме попросила срочно приехать дочь. Та приехала через несколько дней после похорон. Прочитав рассказ Паустовского, можно сказать, что Настя оказалась равнодушна к беде матери( аргумент не по теме, не соотносится с проблемой сочинения – логическая ошибка; ответа на вопрос нет) . Чтобы быть более убедительным, предлагаю вспомнить роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Элен Курагина не имеет примерного воспитания и является отрицательным персонажем произведения. Она смеялась над своим мужем, ( пунктуация) Пьером, не задумываясь, что позорит честь семьи. За похождения Элен к разным мужчинам, за равнодушие, за простоту, за эгоистичность Толстой наказал девушк у( нарушение видо- временной соотнесенности – речевая ошибка) .   В оставленной Москве Курагина умерла от позорной болезни( 2 тезис а соотнос я тся с ответом на вопрос косвенно: Элен назвать счастливой сложно, т. к. она умерла от позорной болезни) . Таким образом, Лев Николаевич Толстой в произведении «Война и мир» пытается донести до читателя важную мысль: равнодушие- большо й изъян человеческой души, это болезнь, от которой каждому из нас необходимо вылечиться. ( Вывод не по проблеме сочинения- логическая ошибка; прямого ответа на вопрос нет) Итак, поразмыслив над вопросом «Может ли быть счастливым человек, равнодушный к чужой беде», я пришёл к выводу, что сложно найти счастливого человека, который когда- либо не оказал помощь другому( отклонение от темы – логическая ошибка) . Мы должны научиться быть неравнодушными. Каждый человек должен быть добрым по отношению к другим людям, в сложную минуту протягивать руку помощи. Рано или поздно любое зло может возвратиться бумерангом( дан к освенный ответ на вопрос) . ( 288 слов) Рецензия Критерий №1 «Соответствие теме» В контексте данного конкретного рассуждения задача, которую ученик сформулировал и доказал, используя художественный текст, не решена. Ответ на вопрос сочинения дважды дан в опосредованной форме. Прямого ответа на вопрос нет. Несмотря на то, что л огические ошибки не являются основание м для снижения отметки по критерию №1, по критерию №1 Соответствие теме» – « Н е зачет ». ( Далее по всем критериям выставляется « Н езачет») Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Ученик использует текст художественн ых произведени йК. Г. Паустовского «Телеграмма», Л. Н. Толстого «Война и мир» и производит его смысловой анализ, использует пересказ, но не в соответствии с заявленной проблемой. Несмотря на то что искажения содержания текста художественного произведения в аргументационной части нет, по критерию №2 – « Не зачет ». ( По все критериям выставляется «НЕЗАЧЕТ») ТЕКСТ 3 Каким должно быть отношение человека к природе? Каким должно быть отношение человека к природе? – этот вопрос заставил меня задуматься. Между человеком и природой существует взаимосвязь: мы являемся частью окружающего мира. О зера напоят, если их беречь( косвенный ответ на вопрос; логическая ошибка – нарушение связи общего и частного) . Поэтому между человеком и природой должна быть гармония, ведь природа –Мать, она не «мастерская»( нарушение логики) . Это «храм» для души каждого из нас, наша обитель утешения. Об этом еще писал Тургеньев( Ф актическая ошибка) в романе «Отцы и дети». Базаров этого не понимал. ( Прямого ответа на вопрос нет. Подмена темы: какими должны быть взаимоотношения человека и природы; что для нас природа) . Но мне хочется вспомнить повесть Б. Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Это произведение мне запомнилось по его названию. «Белые лебеди»- символ русской природы, нашей Матери. В повести п исатель противопоставляет двух братьев( Ф актическая ошибка. Федор Бурьянов – свояк Егора Полушкина; резкий переход от одной мысли к другой – логическая ошибка) . Лесник Бурьянов воспринимает природу, как ресурс потребления. Он, не задумываясь, срубает деревья в заповеднике, чтобы построить себе дом. Его сын вовсе замучил щенка до смерти. Он не понимает своего родственника, который чудным образом раскрасил лодки( У ченик приводит в пример отношение к природе, которого не должно быть. Нарушение логики тезис- аргумент: приведен аргумент не по заявленной проблеме сочинения) . Так п исатель заставляет задуматься нас над вопросом: «Р азве будет отдача от природы при таком жестоком отношении к ней Бурьянова? . . »( О твет на вопрос косвенный. Логическая ошибка. ) Вновь обращаясь к произведению, мы убеждаемся в этом: Егор Полушкин восхищается природой и не намерен( Р ечь) извлекать из всего выгоду, как это делает Федор Бурьянов. Герой со всей добротой души( Речь) бережет окружающий мир. ( Нарушение логики связи тезисов: Егор Полушкин, в отличие от Федора Б урьянова, любит природу. ) Вот и появляется гармония в отношениях между человеком и всем живым. Писатель как будто призывает названием своего произведения не стрелять в мать- природу! На месте точки в названии ему нужно было бы поставить восклицательный знак. Жаль, что его нет…( Микровывод не по теме и проблеме сочинения – логическая ошибка) . Итак, каждому из нас нужно научиться заботиться о природе, любить ее, уважать, ценить ее дары. Если мы научимся беречь наш родной дом, мать- землю, то добьемся ответной любви. ( ответ на вопрос ДАН! ! ! ! ) ( 249 слов) Рецензия Критерий №1 «Соответствие теме» Несмотря на то, что в тексте сочинения происходят отступления от темы, в контексте данного конкретного рассуждения задача, которую ученик сформулировал и доказал, используя художественный текст, все же решена. В последнем абзаце учеником ответ на вопрос, заявленный в теме рассуждения, дан. Логические ошибкине являются основанием для снижения отметки по критерию №1. Следовательно, по критерию №1 Соответствие теме» – « зачет ». Критерий №2 « А ргументация. Привлечение литературного мате р иала» Ученик использует текст художественн ого произведени яБ. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и производит их смысловой анализ. Частично – в соответствии с заявленной проблемой. Логические ошибки при оценивани и сочинения по критерию №2 не учитываются. Значит, по критерию №2 – зачет. Критерий №3" Композиция и логика рассуждения" Н аличие логических ошибок( нет ответа на поставленный вопрос в первой части сочинения( отклонени е от темы) требует от эксперта необходимость поставить отметку «НЕЗАЧЕТ». Почему? Хотя в целом мы понимаем, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ТЕКСТЕ, в основном р ассуждение ведется не на предложенную тему. т. е. в основной массе НЕ логично. Критерий № 4 «Качество письменной речи» Несмотря на то, что в тексте отмечены речевые ошибки и недочеты, ученик в достаточной степени точно выражает свои мысли, использует разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, избегает речевых штампов. К ачество речи, речевые ошибки не затрудняют СУЩЕСТВЕННО понимание смысла сочинения. Следовательно, по критерию №3- " зачет" . Критерий № 5" Грамотность" Несмотря на то, что в тексте отмечаются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, они не затрудняют чтение и понимание текста( в сумме менее 5 ошибок на 100 слов) . Текст 4 Какие жизненные уроки помогают человеку стать добрым? Что такое сострадание? Сострадание – это переживание или сочувствие другому человеку по поводу его проблем. Нужно ли в нашем мире чувство сострадания? Да, безусловно, нужно, ведь каждый человек нуждается в моральной поддержке, какая бы проблема у него ни была. Вспомним рассказ Антона Павловича Чехова «Тоска». Иона Потапов похоронил своего сына и у него на душе огромная боль, тоска, уныние. Иона хочет поделиться с кем- то из пассажиров своим горем, да не с кем, никто не обращает на него внимания, никто с ним не говорит – просто стена равнодушия. Правильно ли люди поступают по отношению друг к другу? Я считаю, сто нет, так как в каждом человеке должно быть чувство сострадания, уважение к другому человеку, иначе мир не будет существовать. Вспомним рассказ Андрея Платонова «Юшка». Главный герой этого произведения не был понят окружающими его людьми. Все его толкали, кидали камни, обижали. И никто не мог проявить даже каплю сочувствия. Юшка был особенным человеком. В то время когда чувство сострадания должно было быть направлено в его сторону, он сам проявлял эти чувства к людям, которые его обижали. Он думал, что так обижающие его люди проявляли любовь. На самом деле все иначе. На сочувствие и сострадание способны такие люди, как Юшка, люди, которые задумываются, что могут обидеть человека, которые прислушиваются к сердцу и душе. Другие же, у которых нет таких качеств, становятся злее. Таким людям, как правило, тяжело в жизни. Когда к ним проявляют сочувствие и сострадание, они понимают, что проявивший эти чувства человек прав. Я прочитал рассказ «Юшка» и понял, что у меня этого чувства маловато. Это рассказ заставил меня устыдиться, я тоже часто прохожу мимо тех, кто нуждается в нашей помощи, просит, например, милостыню. А ведь «Юшка», оказывается» рядом. Вот и открываешь в себе такие пустоты души, что даже становится страшно. Я считаю, что нет, ведь ни один человек не обязан терпеть какие- либо оскорбления, физические воздействия от других лиц, а те, в свою очередь, не имеют никакого права кого- либо унижать и обижать. В заключение хочется сказать, что люди должны иметь больше уважения друг к другу, проявлять больше сочувствия и сострадания, быть намного добрее друг к другу. Если всего этого не будет, то общество попросту погибнет. ( 351 слово) Рецензия Критерий №1 «Соответствие теме» В сочинении явна подмена темы. Сострадание – это проявление доброты. Но в текст объяснения этому нет. Следовательно, по критерию №1 Соответствие теме» – « НЕз ачет ». За сочинение в целом по всем критериям «НЕЗАЧЕТ»

Оставить комментарий: