Мастер класс по работе со сказкой
Мастер – класс:
«Воспитание сказкой».
У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому когда-то хотелось его изменить, сделать лучше.
А что может сделать ваш мир лучше? (ответы коллег).
А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нем появляются волшебство и сказки. И сегодня, я хочу пригласить всех в мир сказки, то есть в мир волшебства и творчества.
Чтобы получить удовольствие от встречи у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова (участники приветствуют друг друга).-
Молодцы!
Уважаемые педагоги! Тема Мастер-класса «Воспитание сказкой». И сегодня я вам представлю некоторые нетрадиционные приемы работы со сказкой. Вы научитесь не только по новому воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход ее повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д
Коллеги, к сожалению, большинство воспитателей ограничиваются только рассказыванием сказки, а я считаю, хорошо было бы её и разобрать. Возьмём, к примеру, украинскую народную сказку «Рукавичка» в обработке О. Благининой, и рассмотрим её в 7-ми разделах.
Сейчас вы, уважаемые воспитатели, представьте себя в роли детей, а я - воспитателя.
- Раздел: нравственный урок.
К каждой сказке можно и нужно подобрать соответствующую пословицу. Какие бы вы подобрали пословицы к сказке «Рукавичка»?
1.В тесноте, да не в обиде.
2.Что с возу упало, то пропало.
3 .Вместе тесно, а врозь – скучно.
- Как вы понимаете пословицу, которую вы применили к сказке?
Желательно узнать у детей: как они понимают пословицу, и разъяснить непонятное им. Тем самым мы поможем малышам дать нравственную оценку действиям героев: как пословица применима в сказке.
- Раздел: воспитание добрых чувств.
-А сейчас я вам хочу предложить игру «Хорошо - плохо».
(проводиться игра «хорошо – плохо»)
- скажите мне, пожалуйста, что в этой сказке хорошо, а что плохо на ваш взгляд.
Хорошо, что звери встретились в рукавичке.
Плохо, деду без рукавички.
Хорошо, что звери не жадные и поделились своим кровом.
Плохо, что рукавичка маленькая и зверям было тесно.
Хорошо, что дед находит рукавичку.
Плохо, что звери лишаются дома.
Таким образом, вы подводите детей к пониманию, что одна и та же ситуация, явление может быть и должна быть рассмотрена с разных сторон.
- Раздел: сказка и математика.
В каждой сказке можно что-то посчитать.
Например:
- Сколько было зверей, когда мышка нашла рукавичку? (нисколько)
- Когда поселилась мышка, какой она была по счёту? (первой)
- Какой по счёту была лягушка? (второй)
- Какой по счёту был зайчик? (третий)
- Какой по счёту была лисичка? (четвёртой)
- Какой по счёту был волчок? (пятый)
- Какой по счёту был кабан? (шестой)
- Какой по счёту был медведь? (седьмой)
- Сколько всего поселилось в рукавичке? (семь)
Таким образом: а) вы уточняете последовательность чисел (один, два, три и т.д.)
б) порядковый номер (первый, второй, третий)
в) образование числа: увеличение на единицу (один да один - два, два и один - три и т.д.)
- Раздел: речевая зарядка.
- Предлагаю вам подобрать определения к какому - то герою. Например: какой дед? (старый, рассеянный). Какая лиса? (хитрая, коварная…)
- Упражнение на правильное построение числительных. Предложить игру: «доскажи словечко»
Например: Не два - а (двое)
Не три - а (трое)
Не четыре - а (четверо)
Не пять - а (пятеро)
Не шесть - а (шестеро)
Не семь - а (семеро)
Этим самым мы развиваем речь ребёнка.
- раздел: сказка и экология.
Скажите, почему у каждого зверя есть кличка:
скребушка,
попрыгушка
побегайчик
сестричка
серый бочок
клыкан
батюшка – медведь
Таким образом, дети соотносят те или иные характерные особенности, связанные с каким - то определённым животным.
- раздел: развитие мышления и воображения.
Я хочу предложить вам другую проблему. Давайте договоримся с вами и что нибудь изменим в этой сказке, например: расскажем сказку с новой ситуацией.
Шла баба лесом, потеряла узелочек.
Летит Комар-пискун ...
И далее ,у нас с вами селятся в узелочек не звери, а насекомые, которым вы тоже должны дать кличку, (бабочка-красавица,
муравей-труженик,
жук-носорог,
муха-цыкатуха).
В начале, мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем детей придумывать, затем они учатся сами менять ситуации.
Следующее что я хочу вам предложить это подобрать новое название сказки. (А какое подобрали бы вы???? (дружные соседи))
Вот таким интересным способом мы помогаем развивать у детей мышление и воображение.
- раздел: сказка развивает руки.
- Предложите детям схематично изобразить персонажей сказки. Например, вот так (показ рисунков)
- Можно из подручных средств (баночек из-под йогурта, коробочек из-под сока, целлофана, обёрточной бумаги и т.д.) сделать героев сказки вместе с детьми.
Вот такой, например, вариант по нашей сказке. (Показ изготовленных персонажей «Рукавички»)
Все выше перечисленные способы работы со сказкой позволяет:
а) развивать у детей: речь, воображение, мышление;
б) развить творческие способности.
Конечно, инициатором и организатором, несомненно, должены являться вы воспитатели, для которых эта работа далеко не лёгкая, но благодарная.
И чтобы закрепить в памяти всё, что вы сегодня услышали, я хочу вам предложить сделать своими руками коллаж к сказке Рукавичка «на новый лад».
Уважаемые коллеги! Сегодня вы увидели Мастер – класс по проблеме использования сказок в воспитании детей дошкольного возраста. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества сказки в воспитании детей. Я хочу закончить наш Мастер-класс словами Жана Жака Руссо: Вы – талантливы все!