a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие творческих способностей, образного и логического мышления через общение со сказкой

Автор: Клейменова Галина Ивановна Опубликовано: 2018-11-11 15:18:48

«Развитие творческих способностей, образного и логического мышления через общение со сказкой»

 

«Сказки позволяют малышу впервые испытать

стойкость и храбрость, увидеть добро и зло.

Сказки утверждают ребенка в правильных

отношениях к миру.»

Л.Толстой.

 

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы. Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели -это произведения фольклора. Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, развивает речь детей.

Сказка - один из основных жанров устного народного творчества. Знакомство ребенка со сказкой начинается с первых лет его жизни.

Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротких бесхитростных сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на распутье. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного жизненного выбора человека.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы не происходило в сказке, все закончится хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни, как ты относишься к миру, так он относится к тебе.

Учитывая такое огромное значение сказки в жизни ребенка и то, что сказки в традиционной методике далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств, которые так необходимы в наше, активно развивающееся время.

Я решила в работе со сказкой обратиться к методике Л.Б. Фесюковой. Традиционно работа со сказкой сводится в основном к чтению, рассказыванию, пересказу и драматизации сказки. Методика Л.Б. Фесюковой разработана на основе творческого наследия Д. Родари, рекомендациях авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.) и собственного опыта автора. Методика Д.Родари основывается на формировании умения анализировать, рассказывать, а также на развитие творческого воображения. В основе ТРИЗ-педагогики лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Л.Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказки нетрадиционно. Это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Именно это побудило меня провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале  сказок. Это помогло мне вызвать у детей положительные эмоции, установить с ними более тесный контакт, приобщить к красоте и самобытности русских сказок, а также побудить детей мыслить творчески.

Цели и зада работы по данной теме представлены на экране.

Цель: определить содержание, формы и методы работы со сказкой, которые способствовали бы развитию творческих способностей, образного и логического мышления ребенка через общение со сказкой.

Задачи:

Развивать образную речь дошкольников.

С помощью сказок развивать творческие способности, образное и логическое мышление.

Актуальность данной темы (практическая значимость) заключается в том, что через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку сохраняется преемственность поколений.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческих способностей, воображения, образного и логического мышления,  а значит, будет способствовать развитию речевых умений и навыков, которые дети будут переносить в самостоятельную деятельность.

Благодаря данной методике дети научились оригинально, по-своему воспринимать содержание сказки, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, соединять несколько сюжетов в один.

Хотелось бы поделиться своим опытом построения и методикой обучения на занятиях и вне их.

Начиная работу со сказкой с младшей группы, я широко использовала метод моделирования, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное - останавливать внимание на логике изложения, характерных признаках персонажей, меткости народного языка. Чтобы перейти к моделированию (символическому изображению героев сказки) я сначала читаю детям сказку и беседую о содержании, затем еще раз читаю и вместе с детьми пересказываем сказку, и только потом перехожу к собственно моделированию. Предлагаю детям выбрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей дети выбирают сами. Большинство из них достаточно быстро учатся подбирать заместители. Например, модель сказки «Колобок» (мл.гр.)

После прочтения сказки и рассматривания иллюстраций в ней, предлагаю детям построить сказку с помощью разноцветных кругов разных размеров. Ставлю квадрат-это будет дом, теперь нужна крыша - ставлю треугольник.

-А какой у нас будет Колобок? (Маленький, желтый.)

-Какой будет зайчик? (Серый, маленький.) и т. д.

Знакомя детей со сказками, я также использовала схему работы со сказкой, предложенную Л.Б. Фисюковой, варьируя ее и дополняя.

Название сказки.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руку.

В каждой сказке есть нравственный урок, и он очень важен. Ведь не даром, существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Главная задача - выявить «намек» в сказке и дать себе «урок». Нетрадиционный подход к сказке как раз и дает нам возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Главная идея такого подхода к сказке - все можно улучшить, усовершенствовать на благо людей. Например, в русской народной сказке «Рукавичка» нравственный урок можно раскрыть с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Этот случай мы рассматриваем с помощью ТРИЗовской игры «Хорошо-плохо», которую вы видели в моем мастер-классе.

Наряду с нравственным уроком сказка решает еще одну немаловажную задачу - это воспитание добрых чувств. Дети любят героев сказок, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Например, после чтения сказки «Маша и медведь» спрашиваю детей: «Кого вам больше жалко Машу или медведя?» Дети сразу ответили, что Машу, потому что она заблудилась, медведь не отпускал ее домой. Говорю детям: «А мне медведя жалко в конце сказки, как вы думаете почему?

Сказки играют большую роль в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной логической речи. Но помимо этого важно сделать речь эмоциональной, образной, красивой. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний, предложений. В своей работе со сказкой, я использую такие речевые игры как «Родственники» - придумаем несколько однокоренных слов(лес-лесок- лесовичок); «Сочинялки» - срифмуем два слова (кузнец-удалец «Назови по новому»-придумаем новое название сказки («Кот, петух и лиса», «Доверчивый петушок»,«Как кот петушка спас»,«Верный друг»).

Для закрепления образных слов и выражений использовала словесную игру: «Чья визитка?». Я называю сказочного героя, а дети - его имя. Например, Иван... (Царевич), Кощей... (Бессмертный), Курочка.. (Ряба) и т. д.

Кроме того большое место в работе я уделяла пословицам и поговоркам, встречающимся в русских народных сказках, например: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет» («Крылатый, мохнатый да масляный»). Многие дети понимали пословицы буквально. Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок я предлагаю детям картинки, отображающие их буквальный и иносказательный смысл. Это помогало детям лучше понять смысл данных выражений.

  1. «Составь из слов пословицу или поговорку» Труд, пруд, вынимать, рыбка. (Без труда не вынешь рыбку из пруда.)
  2. «Ответь на вопрос пословицей или поговоркой»: Без чего не вытащишь рыбку из пруда? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.).

Каждая личность-клад фантазии и воображения. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает жизнь ребенка индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Изобретая новую сказку или какой-то ее эпизод, ребенок впервые отходит от привычных стереотипов. Развитию мышления и воображения детей также помогает ТРИЗовский метод «Постановка проблемного вопроса». Я им часто пользуюсь при работе со сказкой. Ведь вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли) куда интереснее и полезнее для ребенка, чем вопросы, сформулированные на уровне констатации фактов (куда, что сделал, чем закончилась сказка и т.д.) Например, «А если бы не мышка, смог бы дед вытащить репку?»( Репка); Еще несколько методов, которые я использую в связи с развитием мышления, воображения и речи:

  1. Вводим в хорошо знакомую сказку персонаж из другой сказки. Например, в сказку «Лисичка со скалочкой» вводим волка из сказки «Волк и козлята». Сможет ли лисичка перехитрить коварного и злого волка?
  2. Продолжаем сказку после ее окончания.
  3. З. Сериал по сказке. Придумаем новые сказки про колобка: «Колобок - великан», «Колобок-малютка», «Злой колобок».

Используя методику Л.Б. Фесюковой в работе со сказкой, старалась вовлечь в эту работу и родителей. Общаясь с родителями, интересовалась, какие произведения они читают детям дома. Рекомендовала не просто читать, а обязательно объяснять детям незнакомые или трудные для понимания ребенка слова. Разбирать вместе с ребенком поступки героев. Дома можно и разыграть сказки по ролям перед младшим братом, а можно обзавестись «волшебной палочкой» и быть участниками сказки, помогать и выручать из беды героев сказки, тем самым воспитывая добрые чувства ребенка. Совместное творчество родителей с детьми создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности.

В заключение своего выступления хочу сказать, что разработанная система занятий, упражнений, словесных дидактических игр, драматизаций сказок по данной теме для каждой возрастной группы, изготовленный дидактический и наглядный материал позволяет проводить углубленную работу, направленную на развитие речи, творческих способностей, образного и логического мышления и воображения. Я считаю, что тему «Развитие творческих способностей, образного и логического мышления через общение со сказкой», над которой я работала, взяла не зря. Хочется верить, что зернышки творчества, заложенные в дошкольном воспитании, еще больше прорастут и дадут свои результаты, ведь главная моя задача - не только подготовить детей к успешной учебной деятельности в школе, но и воспитать людей неравнодушных, творческих, способных к преобразовательной деятельности.

 

Литература.

  1. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».Харьков «Фолио»,Москва «АСТ»,2000г.
  2. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».Т.Ц. «Сфера»,Москва,2005г.
  3. «Развитие речи и творчества дошкольников».Под. ред. О.С. Ушаковой. Москва,Т.Ц. «Сфера»,2002г.
  4. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4лет», Санкт-Петербург, «Паритет»,2006г.
  5. О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5лет».Санкт-Петербург, «Паритет»,2007г.
  6. «Жемчужины народной мудрости: пословицы, загадки, поговорки,

скороговорки...«Составители Г.Н. Тубельская. Е.Н.Новикова,

А.Э.Лебедева. Москва, Изд. «АСТ»,2000г.

  1. А.М. Бородич «Методика развития речи детей.»Москва,

«Просвещение», 1981 г.

  1. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель ДОУ»

Оставить комментарий: