a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Психологическая готовность ребенка к школе

Опубликовано: 2014-11-07 13:05:52

Документы для скачивания

Психо логическая готовность к обучению в школе в детском саду. Проблема подготовки детей к школьному обучению сегодня приобрела особую остроту и актуальность. В Концепции говорится, что «Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную». Прежде всего, это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой. Проблему подготовки детей к обучению в школе разрабатывали педагоги и мыслители во все времена с тех пор, как появились общественные учебные заведения( Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, В. Ф. Одоевский, Л. Н. Толстой, А. С. Симонович и др. ) . Интерес к ней не ослабевает и по сей день, как у ученых, так и у практиков. Что же такое готовность к обучению в школе? Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду. Поэтому, детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию по подготовке детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка и включает в себя такие компоненты, как интеллектуальная, личностная, социально- психологическая, эмоционально- волевая готовность. Таким образом, работая над проблемой психологической готовности детей к школе, я поставила своей целью: Содействие адаптации психически здорового ребенка к школьному обучению. Задачи: - выявлять психологические особенности ребёнка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии. - способствовать формированию навыков учебной деятельности( способности включаться в общую деятельность, умению слышать и понимать учителя, удерживать в памяти его задание, сравнивать качество выполнения задания с образцом и т. д. ) ; - повысить уровень произвольности психических процессов и поведения будущих первоклассников; - повысить уровень психомоторной готовности детей к письму; - способствовать повышению уровня общих интеллектуальных способностей детей( умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира и др. ) ; Итак, свою работу я начинаю с диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста. Тестирование провожу в начале и в конце учебного года. Для определения их психологической готовности к обучению в школе я использую следующие методики: - тест школьной зрелости Керна- Йерасика( рисование человека по памяти; срисовывание письменных букв( он ел суп) ; срисовывание группы точек) ; - методики Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера: «Графический диктант»( на листе в клетку по поставленным заранее точкам вычерчивается орнамент согласно указаниям взрослого) ; «Образец и правило»( одновременное следование в своей работе образцу( задание: нарисовать по точкам такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу( выполнение условия: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т. е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником) ; - тест школьной зрелости Н. И. Гуткиной «Домик»( срисовать картинку, изображающую домик, составленн ую из элементов прописных букв) ; - методика «Разрезные картинки»( ребенку даю части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целое изображение) ; - методика А. Л. Венгера «Лабиринт»( ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта) ; - методики на определение уровня понятийного аппарата или словесно- логического мышления: - «Объяснение сюжетных картинок»( ребенку показываю картинку и прошу рассказать, что на ней нарисовано, или дать название рисунку) ; - серия сюжетных картинок «Последовательность событий»( ребенок должен выстроить из них правильный ряд и рассказать, как развивались события) ; - методика исключения предметов «Третий( четвертый) лишний»; - методики на определение уровня развития памяти зрительной и слуховой: - методика А. Р. Лурия «10 слов»( ребенку предлагаю прослушать 10 слов и повторить те слова, которые запомнил) ; - методика «10 предметов»( ребенку предлагаю посмотреть на рисунок, который затем убираю, и на звать предметы, какие запомнил) . На одном и том же занятии, я использую различные виды деятельности. Мы можем с детьми играть; рисовать, конструировать и лепить под музыку; инсценировать сказки, танцевать, изображать животных при помощи жестов, мимики и пантомимы, решать логические задачки и просто делиться впечатлениями. Но что бы мы не делали, все направлено на развитие детей и формирование у них психологического портрета будущего школьника. В своей работе я использую следующие коррекционно- развивающие игры и упражнения: - игры и упражнения на развитие внимания: «Что слышно? », «Слушай звуки! », «Зеваки», «Четыре стихии», «Карлики – великаны», «Слоны – мышки», «Найди пару», «Найди отличия», «Лабиринты», «Пожалуйста! », «Хлопни в ладоши, когда услышишь, например, животное», «Недостающие детали» и многие другие. - игры и упражнения на развитие памяти: «Повтори за мной», «Слушай и исполняй», «Разведчики», «Запретный номер», «Каскад слов», «Выложи из мозайки так, как было на образце», «Нарисуй по памяти», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и др. - игры и упражнения на развитие мыслительных операций и сообразительности: «Сравнение предметов», «Хорошо – плохо», «Закончи слово», «Соотношение понятий», «Кто это может использовать», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Поиск аналогий», «Поиск девятого», «Кодирование» и др. - игры и упражнения на развитие восприятия: «Определи звуки», «Дорисуй фигуры», «Когда это бывает? », «Пространственные представления», «Точки», «Пришей заплатку», «Выложи по образцу- схеме», «Дорисуй вторую половину», «Волшебный мешочек», «Умная ворона» и др. - игры и упражнения на развитие воображения: «Комбинирование», «Пантомима», «Нелепицы», «На что похожи кляксы? », «Что было бы, если? » и др. - игровые упражнения по подготовке руки детей к письму: «Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй фигуры», «Штриховка», «Рисуем по клеточкам», «Соедини точки», «Обведи по пунктиру», «Раскрась по правилу» и др. Благодаря используемым играм и упражнениям у детей развивается общий кругозор, формируются умения ориентироваться в окружающем мире и на бумаге, развивается мелкая моторика, речь, познавательные процессы, совершенствуются коммуникативные навыки, умение работать в паре и в коллективе, повышается самооценка, формируется навык адаптации к новым изменяющимся условиям, развивается произвольность поведения и эмоций. Еще одна сторона подготовки детей к школьному обучению требует внимания. Ведь когда ребенок попадает в новые социальные условия, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми, что сопровождается повышением тревожности, страхов, снижением активности. Поэтому к моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться. Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью необходимо проводить с детьми беседы о школе, экскурсии в школу и школьную библиотеку, занятия «На пороге школы» с использованием сказок о школе( например, М. А. Панфилова «Лесная школа», где происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Все эти мероприятия направлены на профилактику школьной дезадаптации, снижение школьной тревожности у детей и страха перед школой, и позволяет им легче адаптироваться к школьным услов иям.

Оставить комментарий: