Русский язык ,10 класс
Документы для скачивания
МБОУ «Гимназия №1 г. Никольское» Тосненский район Ленинградская область Подготовка к ЕГЭ. Работа над заданиями А20, А26, В5. Обособление определений Урок русского языка 10 класс Автор Гамазова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы 3147060190500 2012 Подготовка к ЕГЭ. Работа над заданиями А20, А26, В5. Обособленные определения Тип урока: урок- закрепление. Цели и задачи урока: Образовательные: повторение знаний об обособленных определениях с целью выполнения заданий А20, А26, В5 Развивающие: использование полученных знаний на практике. Воспитательные: формирование любви к родному языку Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, тренировочные задания, бланки ответов Ход урока I. Организационный момент Постановка целей и задач урока. В КИМах ЕГЭ по русскому языку задания А20, А26, В5 связаны с обособленными членами предложения. Для того чтобы верно выполнить эти задания, необходимо вспомнить все, что мы знаем на эту тему. II. Фронтальный опрос( Вызов) 1. Какие обособленные члены предложения со значением добавочного сообщения вы знаете? ( Обособленное определение и приложение, обособленное обстоятельство и дополнение) . 2. Как обособляются члены предложения? ( На письме запятыми, тире, скобками, а в устной речи интонационно) . Памятка: При решении вопроса о выделении второстепенных членов предложения запятыми( реже – тире) следует учитывать: к какому слову( какой части речи) они относятся; чем выражен второстепенный член, распространен или нет; положение второстепенного члена относительно определяемого слова( перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения) ; имеются или отсутствуют дополнительные смысловые оттенки( чаще всего обстоятельственные, например причины) . 3. Прежде чем начать работу с тестами, необходимо вспомнить теоретический материал. Чем может быть выражено обособленное определение? ( Причастными оборотами, приложениями, распространёнными прилагательными) 4. Как можно «обнаружить» в тексте причастие? ( По значению: причастие — это часть речи, обозначающая признак по действию. И по суффиксам) . Действительные причастия Страдательные причастия наст. в р. прош. вр. наст. в р. прош. вр. ащ ящ ущ ющ вш ш ом ем им нн енн т 5. К какому разделу науке о языке относятся данные сведения? ( Морфология и словообразование) . Эти знания помогут выполнить задания А10, где надо указать правильную морфологическую характеристику слова, В 1 — задание по словообразованию и В2, в котором надо правильно выписать слово определенной части речи) 6. Сегодня нас интересуют только задания А20, А26 и В5. Все они связаны с синтаксисом. Перед вами — часть кодификатора к КИМам по русскому языку. Именно знание данных тем помогут правильно решить задания А20, А26 и В5 7. Пунктуация 7. 2 Знаки препинания в простом осложнённом предложении 7. 3 Знаки препинания при обособленных определениях 7. 4 Знаки препинания при обособленных обстоятельствах 7. 5 Знаки препинания при сравнительных оборотах 7. 6 Знаки препинания при уточняющих членах предложения 7. 7 Знаки препинания при обособленных членах предложения( обобщение) 7. 8 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 7. 9 Знаки препинания в осложнённом предложении( обобщение) III. Повторение теоретического материала( Осмысление) – Каждый пун кт вкл ючает в себя большой объем теоретического материала. Рамки урока не позволят повторить все, поэтому мы ограничимся только пунктом 7. 3: «Знаки препинания при обособленных определениях». Обособление обстоятельств и дополнений — предмет особого разговора. – Вспомним, когда обособляются определения, выраженные причастными оборотами, приложениями, прилагательными и существительными с предлогами. Ответы учащихся сопровождаются слайдами: ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ Выделяются запятыми Примеры 1. Любые определения и приложения( независимо от степени их распространенности и местоположения) , если они относятся к личному местоимению. Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село. 2. Согласованные распространенные опреде ления и приложения, если они стоят после определяемого существительного. Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о далеком времени. 3. Два или несколько однородных согласован ных нераспространенных определения, стоя щих после определяемого существительного. Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу. 4. Согласованные определения и приложения( сто ящие перед определяемым существительным) , если имеют добавочное обстоят. з на ч. ( причинное, условное, уступительное и др. ) Измученные тяжелой дорогой, ребя та не могли продолжать путеше ствие( причина) . 5. Согласованные приложения( в том числе и одиночные) , если они стоят после определяе мого слова — существительного собственного. Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу. Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик. В отрочестве я зачитывался книга ми Дюма- отца. ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК Обособляется Не обособляется если имеет оттенок причинности: если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с союзом как характеризует предмет с какой- либо одной стороны: Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом. Все знали Женю как надежного друга. – Этого достаточно, чтобы выполнить задания А20 и В5 IV. Рефлексия IV. I. Работа над заданиями А20 и В5 На экране проецируется задание А20, учащиеся рассуждают при выборе нужного варианта. Однажды( 1) Лизавета Ивановна( 2) бедная воспитанница знатной старухи( 3) нечаянно взглянула на улицу и увидела молодого инженера( 4) стоящего неподвижно( 5) и( 6) устремившего глаза к ее окнам. 1) 1, 2, 5, 6 2) 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4 4) 2, 3, 4, 5 Перед каждым учеником лежит распечатанный тест с заданиями А20. Ребята работают самостоятельно. После выполнения задания учитель дает ключи. При необходимости идет обсуждение неверно выполненных заданий. Работа с текстом( В5) Перед учащимися на столах и на экране — отрывок из текста К. Чуковского. – Задание В5 заключается в том, чтобы в предложенном тексте найти предложения с обособленным членом предложения и записать номер этого предложения. На экране проецируется алгоритм работы с заданием В5 Памятка B 5. Что делаем? Читаем( по знакам препинания) все предложения. Выделяем все «подозрительные» знаки препинания. Определяем характер осложнения в предложении. – Проч тите текст. – Отметьте все знаки препинания, определите, какие из них обозначают обособление определений, выраженных причастным оборотом. Напишите номер этого предложения( 4) – Обоснуйте выбор( обособленное определение, выраженное причастным оборотом обратившийся к Чехову с просьбой о помощи стоит после определяемого слова человек, следовательно, обособляется. Слово «обратившийся» – действительное причастие прошедшего времени, образованное от глагола обратиться при помощи суффмкса- в ш- ) – В тексте есть еще одно причастие( «обрадованный» — страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола обрадовать при помощи суффикса – н н- . Первое предложение) . – Почему вы не назвали номер этого предложения при выборе ответа? ( Данное причастие является одиночным, кроме того, стоит перед определяемым словом. Оно не обособляется) – Кто заметил еще одно обособленное определение? Чем оно выражено? ( Во втором предложении — обособленное приложение сыне какого- то дьякона стоит после определяемого слова о студенте) Попробуем поработать с тренировочными тестами. Стр. 16, задание В5 Стр. 62, задание В5 IV. II. Работа над заданием А26 – Вы знаете, что некоторые обособленные обороты легко преобразуются в синонимичные придаточные предложения и наоборот( ученик, который читает книгу — ученик, читающий книгу) . Однако замена не всегда возможна. Задание А26 заключается в том, чтобы из предложенных сложноподчиненных предложений выбрать то, в котором придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом. Для выполнения этого задания нужно знать, что замена придаточных предложений причастными оборотами невозможна, если в придаточном определительном а) союзное слово «который» употреблено с предлогом( часто действия в главной и придаточной частях относятся к разным лицам) . б) в главной части есть указательное местоимение, в) в придаточном использован глагол условного наклонения( т. е. при сказуемом есть частица бы) г) сказуемое выражено формой будущего времени д) союзное слово «который» может стоять в косвенном падеже без предлога( правда, такие случаи оставляем напоследок и тщательно проверяем, потому что в таких предложениях замена в принципе возможна) – Откройте тренировочные задания ЕГЭ на странице 25. Выполним задание А26 вместе. – А теперь вам предстоит выполнить еще один тест. Напишите номер предложения, в котором придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом, а скобках укажите причину буквой, соответствующей ответу. Например, 1) Голос отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало. 1( б) На доске проецируется ответы. Учитель с учениками обсуждают неверно выполненные задания. V. Подведение итогов Знание обособленных второстепенных членов предложения со значением добавочного сообщения, обособленных определений, приложений помогут справиться с заданиями ЕГЭ быстро и без ошибок. На следующем уроке мы повторим обособление обстоятельств и дополнений. VI. Домашнее задание: Составить тестовые задания по части А20, А26, В5, используя текст I тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир») Приложение 1 Тест Задание А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1. Талантливый писатель( 1) создающий свои произведения( 2) совсем не думает о законах и правилах( 3) изложенных в трудах( 4) по литературоведению. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3 2. Вронский сумел заметить сдержанную оживленность( 1) играющую в ее лице( 2) и( 3) порхающую между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой( 4) изгибавшей ее губы. 1) 1, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 4 3. Высокая трава( 1) наклонившаяся к земле( 2) мягко обвивалась вокруг( 3) намоченных дождем( 4) стволов деревьев. 1) 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2 4) 1, 3 4. Опустившая голову( 1) она( Анечка) ( 2) неподвижно сидела в пуховом платке( 3) бережно покрывавшем( 4) ее плечи. 1) 1, 2 2) 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3 5. Рассыпавшись по кораблю( 1) в своих белых рубашках( 2) с широкими воротами( 3) открывающими загорелые шеи( 4) матросы моют и скребут палубу 1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 4 Ключи к тестовому заданию А20: № задания 1 2 3 4 5 ответ 1 1 3 4 1 Приложение 2( 1) Обрадованный Горький писал ему[ Чехову] , что готов кричать всем прохожим: «А знаете ли вы, черти, что мне Чехов часы подарил? »( 2) Второго июня 1904 года, буквально на смертном одре, Чехов хлопочет о каком- то студенте, сыне какого- то дьякона, чтобы того перевели из одного университета в другой. ( 3) «Сегодня, — пишет он дьякону, — я уже направил одного господина, который будет иметь разговор с ректором – а завтра поговорю с другим». ( 4) Это событие, кажется, единственный случай, когда человек, обратившийся к Чехову с просьбой о помощи, не получил того, чего просил, да и то по причине вполне уважительной: ровно через месяц Чехов умер, так и не дожив до тех сроков, которые наметил в письме. ( 5) Все остальные просьбы он всегда выполнял, хотя никак невозможно понять, откуда он брал для этого время. Приложение 3 Тест Задание А26 Условия, при которых невозможна замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом а) союзное слово «который» употреблено с предлогом( часто действия в главной и придаточной частях относятся к разным лицам) . Б) в главной части есть указательное местоимение, в) в придаточном использован глагол условного наклонения( т. е. при сказуемом есть частица бы) г) сказуемое выражено формой будущего времени д) союзное слово «который» может стоять в косвенном падеже без предлога( правда, такие случаи оставляем напоследок и тщательно проверяем, потому что в таких предложениях замена в принципе возможна) В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом 1) Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной лирики предыдущие эпохи. 2) Кризисные явления в современном искусстве, которые отмечаются многими исследователями, актуализировали вопрос об изменениях в художественной культуре. 3) Музыкальная тема, которая связана с Татьяной, с огромной силой передает предчувствие роковой встречи с Онегиным. 4) У каждого человека должны быть свои идеалы, на которые он ориентируется. 5) Гость, о котором так много говорили, опаздывал. 6) В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, который сохранил «величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры». 7) Шопен – один из немногих польских композиторов, которые сочиняли только для фортепиано. 8) Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей. 9) Мы хотим поехать на Олимпийские игры, которые будут проходить в Пекине. Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе. 10) Степка хотел найти настоящего друга, который не бросил бы его в любой беде. Ключи к тесту № предложения 1 4 5 8 9 10 причина д а а а г в
Запишите пре дложение в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации[ н, и кагда н, идаказыай, сваива мн, эн, ий, а громка ижжарам/ дажый, эсл, и вдушэ ты уб, ижд, он фсвай, эй, прават, э/ выскажы й, и во спакой, на/ иба эта й, идинств, иный, спосап уб, и д, ит, / / ] ( Ф. Честерфилд) 2. [ н, и знай, у/ фкакой, другой, л, ит, иратур, ь паказал, и ст, ихатворцы такой, э б, искан, эч, нъй, э разнааобраз, ий, э ат, т, энкъф звука/ ч, иму ач, ч, аст, и/ разум, эй, эцца/ спасопствавъл сам паэт, ич, эск, ий, й, и э зык наш/ / ] [ быт, ч, илав, экам фч, илав, эч, искам опш, ш, иств, э вофс, и н, ит, ашкай, а аб, азанаст, / апрастой, э разв, ит, ий, э внутр, ин, эй, патр, эбнаст, и/ н, икто н, игавар, ит/ што напч, ил, э л, ижыт св, иш, ш, энный, долк д, элат, м, от/ патамушта анна пч, ила/ / ] ( А. И. Герцен)
Диктант. Конец мая. В начале осени. В раскрытое окно беззвучно влетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко расставле нн ыми пальцами. Словно чья- то рука потянулась к столу и закрыла написа нн ые строчки. Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописа нн ой странице первый осе нн ий лист, и вышел в сад 4. В саду было по- осе нн ему тихо и пусто, как в заколоче нн ом доме. Я прошёл лугом к реке, разделся и бросился в воду в последний раз. Тело обожгло ледяным холодом, перехватило дыхание. Выбравшись на берег, я втиснулся спиной в чуть тёплый песок и остался так лежать неподвижно в удобном, согревающем песчаном слепке с моего тела. Надо мною студёной синью раскинулось небо. Ни птиц на нём, ни облачка. Лишь иногда высоко- высоко сверкнёт серебристой вспышкой одинокая прядка паутины, сверкнёт и пропадёт. И долго потом напрягаются глаза, чтобы снова увидеть её 4. Выписать из текста местоимения. Объяснить правописание НН. Выписать предлоги из 1- го абзаца( I вар. ) и союзы из последнего абзаца( II вар. ) . Разобрать предложение, составить схему, дать характеристику.
Диктант. По следам войны. Война была далеко, но её недавние свежие следы стали попадаться очень скоро. Машины шли дорогой декабрьского наступления наших войск. Сквозь заднее стекло ещё можно было различить дым из заводских труб над крышами московских окраин, а уже справа и слева от шоссе торчали стволы немецких орудий: чёрные, обгорелые, красневшие первой ржавчиной бронетранспортёры, самоходки. На многих из них виднелись белые с чёрной окантовкой кресты. С острым и странным чувством глядел Павлик на эти обезвреженные механизмы уничтожения, на эту воплощённую в металле злобную и страшную силу, укрощённую другой силой, и впервые представил себе врага воочию, ощутил его телесно и содрогнулся от ненависти и отвращения. Их путь шёл по следам недавних боёв; по разорённой, сожжённой, искромсанной земле. Поля изрезаны траншеями, ходами сообщения, изрыты бомбовыми и снарядными воронками, опутаны колючей проволокой; по всюду торчали ржавые металлические занозы – останки машин, сбитых самолётов; обезглавленные и обезрученные деревья, каждая рощица, каждый перелесок – скопище мёртвых, обглоданных стволов, на месте домов – голые, закопчённые трубы. И всё будто вымерло вокруг, хоть бы одна ворона пролетела, хоть бы стайка воробьёв вспорхнула с дороги. Задание. 1. Подчеркнуть изобразительно- выразительные средства языка, определить их; 2. Объяснить правописание НН. ( обезвреженные, воплощённую, укрощённую, разорённой, сожжённой, искромсанной, обезглавленные, обезрученные, обглоданных, закопчённые)
Диктант. 11 класс. Октябрь. Гроза застигла нас на середине дороги. Началась она неожиданно, как это часто случается в степи. Подул тугой холодный ветер. В одно мгновение он рассеял остатки дневной духоты, содрал дорожную пыль, швырнул её в приподнятое ветровое стекло, ослепил шофёра. Не удовлетворившись этим, вихрь грохнул о землю тяжёлой тучей. Да, именно такое впечатление было у меня, потому что на степь не каплями и не струями, а сплошной водяной струёй вдруг обрушился ливень. Молнии резали, рвали чёрное – уж не поймёшь от непогоды или от внезапно наступившей ночи – небо, выхватывали из темноты в их непрерывном сиянии( то? ) вершину далёкой сопки, то ковыль на обочине с подрагивающими султанчиками, то набухшие, принявшие антрацитовый блеск, копья летней полыни. А потом на какую- то долю минуты открыли моему взгляду распластавшегося в безумном беге сайгака. Степной козёл нёсся навстречу машине по ветру, мокрый, скользкий, блестящий, нёсся, весь вытянувшись в струну, почти не касаясь ногами земли – и его округлившиеся глаза выражали не испуг, а младенческое недоумение. И когда позже мне приходилось вспоминать ту грозу, я видел именно этого освещённого и ослеплённого молниями сайгака 4.
Диктант. 11 класс. Конец декабря( за полугодие) . На правом берегу могучего Енисея, немного выше города Красноярска, расположена живописная местность, носящая название «Столбы». Глыбы, оторванные временем от утёсов и скатившиеся вниз, лежат порознь, кучами или валами у подножия столбов, более или менее скрываясь под мхами, кустами и лесом. Вокруг столбов расстилается тайга, хотя и топтанная и порченная людьми, но всё- таки ещё густая, с травой до пояса и даже в рост человека, поэтому вне торных тропинок пробираться сквозь неё нелёгкий труд, в особенности летом, когда мошка, комары, слепни и оводы не дают ни минуты покоя, и когда испарения влажных долин после обильных дождей делают воздух тяжёлым. Вперемешку растут здесь красные сосны и бурые могучие лиственницы, белые берёзы и серые стройные осины, а на дне долин и на северных склонах гор к ним присоединяются ещё тёмные ели 4. Кусты черёмухи, боярки, калины, шиповника, таволги, болиголова, малины образуют высокий или низкий подлесок, переплетаясь с жгучей сибирской крапивой, достигающей человеческого роста.
Диктант. 11 класс. Февраль( конец) Осень в Балаклаве. В конце октября, когда последние курортные гости уже потянулись на станцию, а дни ещё теплы и по- осеннему ласковы, в Балаклаве становится по- домашнему уютно, точно в комнатах после отъезда непрошеных гостей 4. Кругом тишина, не нарушаемая ничем. Вода так густа и тяжела, что звёзды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Раздаются ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также, как между двумя шагами он чиркает каблуками. Но вот он завернул куда- то в мощёный переулок, и шаги его смолкли. На всём крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве – рыбаки готовятся к ловле белуги. Чистятся огромные сапоги, подновляются непромокаемые, крашенные жёлтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса. И вот уже, похлопав нерешительно в воздухе, поднимается парус, как острое, торчащее концом вверх перо. Под кормовой решёткой хранится небольшой запас хлеба и бочонок с водой, а на борту сидит с хвастливой небрежностью молодой рыбак. Это не кто иной, как Юра Паратино, невысокий, крепкий, просолённый и просмолённый грек. Никто не сравнится с Юрой удачливостью, и никто иной не проявляет такого равнодушия к несправедливым ударам судьбы, что особенно высоко ценится этими солёными людьми. Наутро его баркас первым влетает в залив и небрежно, не дожидаясь, когда гребцы замедлят разгон лодки, Юра соскакивает на деревянную пристань.
Диктант. 11 класс. Начало апреля. Михаил Михайлович Пришвин. Иные люди до конца своих дней не утрачивают дара восхищения миром. Никакие бури и трудности человеческого пути не могут повлиять на впечатлительность их нестареющей натуры. К таким людям принадлежал Михаил Михайлович Пришвин. Как не мог он отложить в сторону перо, так ни на миг не мог перестать радоваться жизни. Её богатство находил он повсюду, где бы ни побывал и что бы ни увидел. Он был в такой мере внутренне богат, что обычные человеческие слабости – уныние или разочарование – казались ему просто незаконными. Он как бы опровергал слова Шиллера, что «лишь раз цветёт чудесный в жизни май», сделав весну на протяжении своей жизни неизменным спутником. Пришвин знал тайну слова. Он мог беседовать с листиком или былинкой, и их ответ на его речь всегда казался закономерным и правдиво переданным. В осеннюю пору или весеннюю оттепель, когда первые ручьи буравят снег, не раз вспомнишь слова Пришвина о русской природе и подивишься их точности и проникновенной взволнованности. Взволнованность эта становится всё сильнее, чем старее становился Пришвин, и остановленное им время поражало в его творчестве. Последняя строка, написанная им, так же свежа, как и первые строки, когда агроном по образованию, естествоиспытатель по склонностям, поэт по духу и таланту выходил на трудную дорогу писателя 4.
Диктант. 11 класс. Февраль. В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и втайне гордятся этим. У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, брат ли, и каждый из них хочет, чтобы у его отца был самый чистый, самый широкий прокос, чтобы именно он, а не кто- нибудь другой, шёл впереди всех и вёл всю растянувшуюся цепочку. Косцы радовались, увидев нас, спускающихся с холма. Впрочем, никто из них не бросал прокосы на середине, но, дойдя до конца, пучком мокрой травы вытирал косу, а если прокос привёл к реке, то окунал косу в сонную воду. Омоется с косы прилипшая к ней травяная мелочь, и, когда вскинет косец её на плечо, будут стекать с острого носка речные капли. Подложив под себя свежекошеной травы, косцы сядут завтракать, но не очень кучно, не очень близко друг к другу: с одной стороны, чтобы далеко не идти, а с другой стороны, боязно: вдруг у соседа блины окажутся белее наших. Однако такая рассредоточенность косцов не мешает перекидываться шутками. Непременно, так уж заведено, каждый косец оставит и блинов, и яичко, и молочка в полулитровой бутылке. Отойдя шагов двести- триста мы рассаживаемся в кружок, и у нас начинается свой завтрак. Грамматическое задание: Найти в тексте обособленные обстоятельства.
Задание: определите части речи. К онфет нет, остались одни пряники. В этом сезоне купим одни коньки на двоих. Где бы мы ни были, помни о доме. Где уж нам понять? ! Ребёнок, хоть и мал, требует большого внимания. Съешь хоть кусочек. В русской столице, кроме мрачной Невы и темницы, есть довольно и светлых картин.
Имя существительное. А) определить лексико- грамматические разряды: Трактор, Орёл, сани, мебель. Б) определить падеж и синтаксическую роль имён существительных: - Здание возводится трестом. - Приезд брата обрадовал семью. - Краски осени ослепляют. - Откройте т етрадь в клетку. - Пришлось долго е хать берегом. - Сергею пришлось з аниматься весь день математикой. - Мама научила меня в ышивать крестом. - Отец был учителем. В) Морфологический разбор: I вар. - ножниц ы( уронила) , II вар. - пальто( надето) Г) Просклонять: I вар. - здание, II вар. - сессия. 2. Имя прилагательное. А) Написать разряды имён прилагательных( с примерами) . Б) Морфологический разбор: I вар. - ( над) каменным( домом) , II вар. - ( к) близкому( другу) . В) Просклонять: I вар. - лисий( хвост) , II вар. - отцов( дом) . Г) Образовать возможные степени сравнения: I вар. - голодный, II вар. - острая. 3. Имя числительное. А) Определить разряды имён числительных, записать словами: 38, 425- й день, 2/ 17, 7 смелых. Б) Просклонять: I вар. - 379, II вар. - 526. В) Морфологический разбор имени числительного( записать словами) : - В библиотеке на 18 полках стоят учебники.
ВИДЫ ЗАПИСЕЙ 1. Записи- пометки Пометки, индивидуальные записи оценок прочитанного. Записи на память, записи, активизирующие внимание к фактам, точкам зрения, характеру изложения. Условные значки пометок: важно, актуально, обратить внимание, интересно, не понимаю, так ли, зачем, не логично и т. д. 2. Записи примеров Отбор чужого материала для иллюстрации и аргументации собственного высказывания, выражения точки зрения, согласия, несогласия с авторским содержанием системного изложения проблемы и т. д. 3. Записи- цитаты Цитирование — точное, дословное изложение части текста, извлечение из текста с полным сохранением содержания, графически оформленное заключением в кавычки. В чужом высказывании оформляется как прямая речь. 4. Запись- план План — определенный порядок, в котором что- либо излагается. План — записи последовательности оформления мысли в тексте, сформулированные в виде вопросов( вопросный план) или заголовков, называния отдельных смысловых частей, на которые разделен текст, т. е. номинативный, назывной план. План может быть простым, подробным, сложным. 5. Записи- комментарий Разъяснение какого- либо текста, его части путем примечаний, толкований. Пояснение — объяснительное, критическое замечание к чему- либо, рассуждение по поводу чего- либо. 6. Записи- тезисы Тезисы — основные положения, выдвинутые в книге, статье, докладе, лекции, беседе и др. , которые должны быть доказаны; положения, кратко и четко формулирующие идею, задачу, цель; исходные положения, требующие доказательства. 7. Записи- конспект Краткое, сжатое изложение содержания любого речевого произведения. 8. Записи- реферат Краткое изложение существенных положений всего первоисточника, или первичного текста, основных фактических сведений и выводов, необходимых для первоначального ознакомления с текстом и определения целесообразности обращения к нему, работы с ним. 9. Записи- аннотация Краткое изложение содержания текста. Аннотация дает сжатую характеристику текста, отвечает на вопрос, о чем в нем говорится. Цель составления аннотации — помочь читателю быстро ознакомиться с содержанием текста и сориентироваться в выборе нужной литературы. Аннотация дает общее представление о тексте, его теме, основной проблематике, т. е. перечне рассматриваемых вопросов. 10. Записи- обзор Обзор составляется на основе анализа нескольких рефератов и аннотаций книг, статей, содержание которых связано одной темой, проблемой. 11. Записи для подготовки отзыва Высказывание, мнение о ко м- , чем- либо, оценка кого- , чего- либо. I. Какой, каков язык? Живой, ясный простой, превосходный, эффектный и т. д. Светский, салонный, тарабарский, дурной, гладкий, бесцветный, канцелярский, грязный, неряшливый, худосочный, цветистый, искусственный, вычурный, изысканный, пошлый, жалкий, кудрявый, высокопарный, грубый, вялый, курьезный и т. д. Используйте в своих ответах словосочетания — характеристики речевого поведения. Гладкий язык — ровный, правильный, одноцветный, плавный; грубый язык — топорный, неизящный, плохо выверенный, элементарный, жесткий; изысканный язык — утонченный, лишенный простоты, вычурный, манерный; изящный язык — красивый, соразмерный, художественный, тонкий; искусственный язык — надуманный, ненастоящий, лишенный простоты, естественности; исхищренный язык — причудливо выдуманный, изощренный, вымученный; неряшливый язык — небрежный в выборе средств выражения, не соблюдающий чистоту языковой нормы, характеризующийся ошибками, недочетами; патетический язык — приподнято- взволнованный, воодушевляющий на определенные действия и поступки; пошлый язык — избитый, безвкусный, банальный, вульгарный, непристойный, неприличный; превосходный язык — очень красивый, отличный, отвечающий высоким требованиям владения языковыми средствами; простой язык — не замысловатый, не вычурный, без особых украшений, лишенный чопорности, естественный, прямой, бесхитростный, простодушный; салонный язык — аристократический, искусственный, язык для избранных, поверхностный, бессодержательный, пустой; светский язык — утонченно- изысканный, мирской, не церковный; строгий язык — не допускающий никаких отклонений, сочетающий простоту и глубину изложения; тарабарский язык — бессмысленный, совершенно непонятный из- за сложности, витиеватости выражения, недоступный для понимания, нелепый; хлесткий язык — резкий, меткий, задорный, о слове, реплике, фельетоне; холодный язык — отличающийся бесстрастием, строгий, чинный, лишенный воодушевления, вдохновения, трезвый, рассудочный, равнодушный, невозмутимый, сухой, крайней сдержанный; худосочный язык — вялый, хилый, скудный по средствам выражения; чистый язык — безупречный, проникнутый чистотой чувств, устремленный, целомудренный, свободный от скверны, самый настоящий, подлинный, отшлифованный, окончательно отделанный, обладающий самыми характерными признаками, четкий, ясно очерченный, ясный, правильный в звуковом и словесном отношении; чугунный язык — тяжелый, темный, гнетущий, давящий; чудесный язык — исполненный очарования, прекрасный, удивительный, отличный; чудовищный язык — устрашающий своим несоответствием языковой норме; странный, страшный; чужой язык — не свойственный, выражающий чужое мнение, непривычный, незнакомый, далекий по взглядам, убеждениям; шаблонный язык — избитый, изобилующий шаблонами; цветистый язык — излишне украшенный, витиеватый; целомудренный язык — нравственно чистый; цивилизованный язык — культурный; циничный язык — полный цинизма, бесстыдный по своему выражению, непристойный; эффектный язык — приводящий к нужным результатам, действенный, производящий сильное впечатление; ясный язык — яркий, логичный, убедительный, понятный, простой, не требующий толкований и т. д. II. Обратите внимание! Почему так говорят? Гладкий, бесцветный язык Дело в том, что до сих пор культуру речи у нас нередко отождествляют с так называемым гладким языком. Этот последний чаще всего оказывается языком бесцветным. Птичий язык Птичий язык — язык, перегруженный терминами, затемняющий смысл формулировок. “Ваши статьи- с читал- с: понимаете- с, нельзя- с, птичий язык- с. Я долго смеялся над этим приговором, т. е. долго не понимал, что язык- то у нас тогда, действительно, был скверный, и если птичий, то, наверное, птицы, состоящей при Минерве( т. е. совы) ”. ( А. И. Герцен) В современном употреблении выражение “птичий язык” — синоним псевдонаучного языка. “Щебетанье на птичьем языке” приводит к тому, что исчезает живая мысль и остается словесная шелуха”. Птичий язык — набор слов, условный язык, язык, понятный только посвященным. Суконный язык. Суконный язык, суконная речь — о грубом, тяжелом, невыразительном языке. “Наши г. г. геологи, ихтиологи, зоологи и проч. ужасно необразованные люди. Пишут таким суконным языком, что не только скучно читать, но даже временами приходится фразы переделывать, чтобы понять”( А. П. Чехов) . Ливрейный язык. Всякий раз, когда нам приходится читать несколько листов русских газет, нами овладевает какая- то бесконечная тоска. Речь идет об особой, изысканной невоздержанности в подобострастных выражениях, с которыми пишутся у нас новости, касающиеся государя или его царской фамилии. Как встарь у нас развился церковный язык, так в прошлом столетии расцвел и при Николае достиг высокой степени совершенства язык ливрейный. ( А. И. Герцен) Эзоповский( рабский) язык Выражение, означающее язык иносказательный, полный умолчаний, намеков, аллегорий, происходит от имени легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего по преданию в VI веке до нашей эры. Эзоп был рабом, так как о многом говорить свободно, открыто было для него опасно, он обратился к аллегорической, басенной форме. “Эзопов язык” — выражение, которое ввел в употребление М. Е. Салтыков- Щедрин. Заумный язык, заумь. “Мысль и речь не успевают за переживанием, вдохновением, поэтому художник волен выражаться не только общим языком, но и личным, не имеющим определенного значения — заумным”, — писал А. Е. Крученых, теоретик футуризма. Заумь, заумный язык употребляется в значении язык непонятный, вообще бессмыслица. Заумь! ! Как можно докатиться до полного разложения слова, до бессмысленной зауми: “Сержа мелепета сепял ок ризум мелева алик ”. Канцелярский язык. Канцелярит, сленг сушат живое тело языка. Это тяжелая болезнь языка, симптомы которой языковой беспредел. Жалкий язык. Язык нравоучений: “И потянут и потянут жалкие слова с обидными намеками на слабые места”. ( М. Пришвин) Крылатый язык. Крылатый язык, крылатые слова — меткие выражения, афоризмы, цитаты, ставшие ходячими поговорками: . . . Словцо Крылатое все подхватили, И все на новое лицо Свое вниманье обратили. Робкий, бесталанный, Смелый, новый язык. Для вводных предложений есть отличный знак — это двойное тире. Кавычки употребляются двумя сортами писателей: робкими и бесталанными. Первые пугаются своей смелости и оригинальности, а вторые заключают какие- нибудь слово в кавычки, хотят этим сказать: гляди, читатель, какое оригинальное, смелое новое слово я придумал. ( А. П. Чехов) Изысканный язык. Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. Лакеи должны говорить просто, без пущай и без таперича. ( А. П. Чехов) Чистый, простой язык. “Страсть к графомании” не годится, потому что само слово “графомания” содержит в себе понятие “страсть”. . . Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от “ по мере того”, “при помощи”, надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом “стала” и “перестала”. . . Описания природы художественны, вы настоящий пейзажист. Только частое уподобление человеку( антропоморфизм) , когда море дышит, небо глядит, степь нежится, природа шепчет, говорит, грустит и т. п. — такие уподобления делают описания несколько однотонными, иногда слащавыми, иногда неясными; красочность и выразительность в описаниях природы достигается только простотой, такими простыми фразами, как “зашло солнце”, “стало темно”, “пошел дождь” и т. д. — эта простота свойственна вам в сильной степени, как редко кому из беллетристов. ( А. П. Чехов) Свободный язык. Языку дарована хорошая доза свободы, и это великое дело ближе мне к сердцу, нежели другие. Но мы сами продолжаем относиться к своему языку небрежно, в этом состоит громадная наша ошибка, опасная ввиду грядущих обстоятельств. ( И. А. Гончаров) Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме. Стих, как монету, чекань Строго, отчетливо, честно, Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, Мыслям — просторно. ( Н. А. Некрасов) РЕКОМЕНДУЕМ! ЧИТАЙТЕ! Абрамов В. П. Созвездие слов. — М. , 1989. Барашков В. Ф. А как у вас говорят? — М. , 1986. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа. — М. , 1993. Граудина Л. К. , Дмитриева О. А. , Новикова Н. В. , Ширяев Е. Н. Мы — сохраним тебя, русская речь. — М. , 1995. Львова С. И. Там, где кончается слово. — М. , 1996. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа. — М. , 1993. Сергеев В. Н. Словари — наши друзья и помощники. — М. , 1984. Скворцов Л. И. Экология слова. — М. , 1996. Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М. , 1993. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М. , 1988. Откупщиков Ю. В. К истокам слова. — М. , 1988. Успенский Л. В. За языком до Киева. — М. , 1988. Чуковский К. И. Живой как жизнь. — М. , 1962. Шанский Н. М. В мире слова. — М. , 1985. О ЯЗЫКЕ Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик. Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил, Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил. . . Твои богатства по наследству, Я дерзкий требую себе. Призыв бросаю – ты ответствуй, Иду – ты будь готов к борьбе! Но побежден, или победитель, Равно паду я пред тобой: Ты – мститель мой, ты – мой Спаситель, Твой мир – навек моя обитель, Твой голос – небо надо мной. ( В. Брюсов. Родной язык)
КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ ЯЗЫК – совокупность средств, с помощью которых осуществляется важнейшая функция – общение. Все единицы языка образуют определённую систему – звук, буква, слово, словосочетание, фразеологизм, предложение. РЕЧЬ – это язык в действии. Речь может быть правильной и неправильной, точной и неточной. Язык не может. Правильность речи – соблюдение действующих норм русского литературного языка. Это отсутствие в речи н6арушений литературных норм на всех уровнях, например: звонИт, пришёл ИЗ школы. Точность речи- сохранение за предметом или явлением того значения, которое установилось в языке, например: Я одолжила Ане 50 рублей. – д олжно быть: Аня одолжила мне 50 рублей. Я заняла Ане 50 рублей. – д олжно быть: Я заняла у Ани 50 рублей. Необходимо знать точное значение слова, его сочетаемость с другими словами. Чистота речи- отсутствие в ней слов- сорняков, слов- паразитов, отсутствие в ней лишних слов, например: ну, значит, так сказать, собственно говоря, в принципе и т. д. Чистая речь – это речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов( вульгаризмов – слов, оскорбляющих человеческое достоинство, бранных слов) . Богатство речи- использо вание большого количества слов, в том числе синонимов, антонимов, например: в произведениях А. С. Пушкина насчитывается более 21 тысячи слов, в произведениях С. А. Есенина – 18890 слов.
Спишите слова, поставьте в них ударения 1. Досуг, невролог, пуловер, рефлексия, астролог, астроном, инструмент, ходатайство, обеспечение, украинский, фетиш, дефис, искра, дремота, зевота, бюрократия, возвеличение, озвучение, наотмашь, донельзя, задолго, искони, мельком, сосредоточение, упрочение. 2. Запишите фонетическую транскрипцию слов. Определите фонетическое явление. Якорь, чёрный, аллея, домов, ласкового. 3. Выполните фонетический разбор слов: Усмехаться, примечания, жюри.
( 1) …( 2) Они действуют на организм с момента рождения человека и практически всю жизнь. ( 3) Считается, что основой закаливания является свежий воздух. ( 4) Воздушные ванны воздействуют на тело температурным( холодовым) , механическим( массирующим) и химическим способом. ( 5) Р аздражение рецепторов кожи изменяет терморегуляцию организма и обмен веществ. ( 6) … человек приучается к резким контрастам температур и сквознякам. Укажите значение слова ТЕЛО в предложении 4. 1) отдельный предмет, вещь 2) организм человека 3) основная часть 4) вещество. ( 1) …( 2) Морская мышь является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. ( 3) Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. ( 4) И гра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. ( 5) Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. ( 6) … можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает( в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги. Укажите значение слова ИГРА( предложение 4) . 1) свойственное некоторым шипучим напиткам движение пузырьков газа 2) ряд преднамеренных действий, преследующих определённую цель 3) быстрая смена пятен света, красок 4) исключительное, редкое явление. 1) …( 2) Однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. ( 3) До сих пор неясно и то, обладает ли морская мышь цветным зрением. ( 4) Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. ( 5) Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как- то связаны с продолжением рода. ( 6) … для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает находить своё применение в волоконно- оптических кабелях нового поколения. Укажите значение слова ЭВОЛЮЦИЯ( предложение 6) . 1) учение о постепенном развитии жизни 2) внезапный скачок, резкий переход от одного качественного состояния к другому 3) изменение нормального положения элементов 4) постепенный переход от одного к ачественного состояния к другому( 1) Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. ( 2) Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». ( 3) Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. ( 4) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, – идеал образованного человека. ( 5) Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. ( 6) Имея свои убеждения, мы формируем определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. ( 7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений. ( 8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. ( 9) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. ( 10) В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. ( 11) Раз человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. ( 12) Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из- за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. ( 13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. ( 14) Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования. ( 15) Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил: ( 16) Грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана! ( 17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. ( 18) Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. ( 19) Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год. ( По А. Ф. Лосеву) В каком предложении употреблены контекстные синонимы? 1) 7 2) 9 3) 13 4) 19( 1) Любите ли вы литературу так, как люблю её я? ( 2) То есть любите ли вы читать книги? 3) Затратное занятие. ( 4) Но это как посмотреть. ( 5) Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. ( 6) Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей. ( 7) Ч еловек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. ( 8) Есть и другие. ( 9) Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. ( 10) Будто просидел три часа на бесполезном собрании. ( 11) После таких книг становишься только глупее. ( 12) Вечная проблема выбора. ( 13) Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. ( 14) Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. ( 15) Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две- три недели. ( 16) А в «толстяках» редакционный цикл – полгода, а то и больше. ( 17) Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. ( 18) Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются. ( 19) Хочется купить всё. ( 20) Как голодный перед колбасной витриной. ( 21) Но уже знаешь, что не всё съедобное. ( 22) А что съедобное и что несъедобное? ( 23) На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. ( 24) А те, что вытиснены, враньё. ( 25) Плавали, знаем, успели распробовать. ( 26) Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. ( 27) Казалось бы, что за беда? ( 28) Читают – и пусть себе. ( 29) Всё лучше, чем пьянствовать. ( 30) Но не так- то всё просто. ( 31) Есть книги, без которых можно спокойно прожить. ( 32) Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. ( 33) А есть книги, без которых жить трудно. ( 34) И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. ( 35) Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. ( 36) И таких читателей становится всё больше. ( 37) Но неужели всё так безнадёжно? ( 38) Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? ( 39) К счастью, нет. ( 40) Поразительная закономерность. ( 41) Живая книга чудом пробивается к читателю. ( 42) И диктат рынка ей не слишком большая помеха. ( По В. Иванову) Укажите предложение, в котором использованы антонимы. 1) 5 2) 18 3) 21 4) 26 1) Наукой заниматься трудно. ( 2) Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. ( 3) Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. ( 4) Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и что она направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. ( 5) Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм. ( 6) Наукой заниматься не только трудно. ( 7) Наукой заниматься необходимо. ( 8) Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. ( 9) По- моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. ( 10) При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе. ( 11) Наукой заниматься не только необходимо. ( 12) Наукой заниматься[ …] . ( 13) Во- первых, потому, что преодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. ( 14) Во- вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл повседневности. ( 15) В- третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы. ( 16) Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. ( 17) «Почему вы всю жизнь занимаетесь червями? » – спросили одного учёного. ( 18) «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», – ответил он. ( 19) Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли… Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. ( 20) Вы хотели бы посетить этот музей? ( 21) Хотели бы сводить туда своих детей? ( 22) Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? ( 23) А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей- одиночек к своим предметам исследования. ( 24) Труд и любовь. ( 25) Труд и удовольствие. ( 26) Труд и радость от труда, сразу же – радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании. ( 27) Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. ( 28) Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание – любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. ( 29) Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. ( 30) В этом плане наука целебна для здоровья. ( 31) Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием. ( По В. Харченко) Укажите, в каком значении употребляется слово ИСКУСНЫЙ( предложение 29) . 1) обладающий высоким мастерством 2) выполненный с большим умением и тонкостью 3) сделанный наподобие настоящего, природного 4) хорошо развитый, способный выполнять сложные задачи( 1) …( 2) Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. ( 3) Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. ( 4) Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. ( 5) Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы привести к его гибели. ( 6) … адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов. Укажите значение слова СПОСОБНОСТЬ( предложение 5) . 1) условие 2) талант 3) умение 4) причина( 1) …( 2) Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. ( 3) В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. ( 4) Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. ( 5) Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов – пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. ( 6) … оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика. Укажите значение слова ФУНДАМЕНТ в предложении 6. 1) основание из какого- либо прочного материала 2) база, основа чего- либо 3) значение, роль 4) место, участок( 1) …( 2) Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающего обезвреживать опасные для человека химические соединения. ( 3) Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. ( 4) Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. ( 5) Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле. ( 6) … эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса, в результате чего возникнет суперсорняк, против которого у сельского хозяйства не будет оружия. Укажите значение слова ДИКИЙ( предложение 6) . 1) неприручённый 2) грубый 3) некультивируемый 4) специально выращиваемый( 1) Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. ( 2) Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? ( 3) Д ругие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. ( 4) Вместо человека чести – человек принципов…( 5) Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? ( 6) Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь? ( 7) Мне вспоминается случай, связанный с именем А. П. Чехова. ( 8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. ( 9) В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. ( 10) Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. ( 11) Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. ( 12) А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. ( 13) «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». ( 14) А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание. ( 15) Убеждения, конечно, вещь необходимая. ( 16) Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. ( 17) О но не подтверждено никаким документом, справкой. ( 18) Просто слово. ( 19) Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому- то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. ( 20) Да мало ли ещё что. ( 21) Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. ( 22) Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. ( 23) Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово. ( По Д. Гранину) Укажите предложение, в котором используются синонимы. 1) 1 2) 10 3) 11 4) 19 1) …( 2) В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате. ( 3) Точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. ( 4) На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. ( 5) Собственно, само понятие «прямой» возникло, по- видимому, из оптических наблюдений. ( 6) … желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом. Укажите значение слова ПРЯМОЙ в предложении 6. 1) ровно идущий в каком- нибудь направлении, без изгибов 2) явный, выраженный однозначно 3) настоятельно необходимый, безусловный 4) лишённый необходимой гибкости( 1) Почему- то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. ( 2) Кому- то объявляли выговоры за хулиганство, кого- то оставляли на второй год, кто- то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками…( 3) Можно по- разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам. ( 4) Но больше всего беспокоит реакция подростков. ( 5) У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. ( 6) Они- то всё принимают за чистую монету. ( 7) Они далеко не всегда понимают, что рассказы о « безбашенном » детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, – это всего лишь сценическая легенда, что- то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. ( 8) Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. ( 9) Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. ( 10) Вот почему человек, который что- то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности. ( 11) На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? ( 12) Посмотрите: я «свой», такой же, как все. ( 13) Отсюда и иронично- снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак», и надменное самолюбование. ( 14) Но вот передача закончилась. ( 15) Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? ( 16) Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? ( 17) Кого он сделал лучше? ( 18) Кого он направил на путь творческого созидания? ( 19) Когда одному известному ди- джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого…( 20) И в этом недоуменном возмущении «поп- звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая « недообразованность ». ( 21) А человек, который ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей. ( 22) Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт. ( 23) Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры? ( По И. Гонцову) Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 1) 1 2) 6 3) 8 4) 22
ЛЕКСИКОЛОГИЯ. Дать характеристику слова с 5- ти точек зрения: С точки зрения происхождения( русское, иноязычное) . С точки зрения активного или пассивного запаса( устаревшее/ неологизм) . С точки зрения сферы употребления( общеупотребительное или ограниченной сферы употребления – жаргонизм, арго, диалектизм, специальное) . С точки зрения стилистической окраски( нейтральное, научное, официально- деловое, публицистическое, разговорное, просторечное, книжное – спец. , устар. ) . С точки зрения эмоционально- экспрессивной окраски( торжеств. , возвыш. , шутл. , бран. , иронич. , презрит. ) . Засим, милостивый государь, мне остаётся только благодарить вас. Самолёт шёл на бреющем полёте. Подходя к месту секрета, Лукашка приостановился и слегка свистнул. Волк из лесу в деревню забежал, не в гости, но живот спасая.
Лексический анализ. Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый шар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. 1. Какие лексические средства вы видите в стихотворении? 2. Подберите синонимы к слову « алый». Почему поэт выбрал именно этот оттенок цвета? 3. Выпишите слово « звёзды », составьте с ним словосочетания, используя различное значение слова.
Ни рыба, ни мясо, [ ни кафтан, ни ряса] . Собаку съели, [ хвостом подавились] . Ума палата, [ да ключ потерян] . Два сапога пара, [ оба левые] . Дураку хоть кол теши, [ он своих два ставит] . Рука руку моет, [ да обе свербят] . Везет как[ субботнему] утопленнику[ баню топить не надо] . Ворон ворону глаз не выклюет[ а и выклюет, да не вытащит] . Гол как сокол[ а остер как топор] . Голод не тетка[ пирожка не поднесет] . Губа не дура[ язык не лопата] . За битого двух небитых дают[ да не больно- то берут] . За двумя зайцами погонишься- ни одного[ кабана] не поймаешь. Кто старое помянет- тому глаз вон[ а кто забудет- тому оба] . Курочка по зернышку клюет[ а весь двор в помёте] . Лиха беда начало[ есть дыра, будет и прореха] . Молодые бранятся- тешатся[ а старики бранятся- бесятся] . Новая метла по- новому метёт[ а как сломается- под лавкой валяется] . Один в поле не воин[ а путник] . От работы кони дохнут[ а люди- крепнут] . Пьяному море по колено[ а лужа- по уши] . Пыль столбом, дым коромыслом[ а изба не топлена, не метена] . Рыбак рыбака видит издалека[ потому стороной и обходит] . Старый конь борозды не испортит[ да и глубоко не вспашет] . У страха глаза велики[ да ничего не видят] . Чудеса в решете[ дыр много, а выскочить некуда] . Шито- крыто[ а узелок- то тут] . Язык мой- враг мой[ прежде ума рыщет, беды ищет] .
Орфография и орфоэпия. АфЕ ра АэропОрты БАрмен БлЁклый ВзЯточник Догмат ЗвонИшь Коклюш КоллАж Кон е[ шн] о Кухонный МышлЕние НоворождЁнный ОбеспЕчение ОптОвый ПроцЕнт ПулОвер СвЁкла ТанцОвщица Туфля Форзац ХодАтайство ЩавЕль ЭкспЕрт
- "Образование для всех" Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного с детьми ОВЗ в ДОУ "Надежда"
- Школа программирования для детей
- Танец - замена злости!
- Методология математики в теме "Тригонометрические уравнения"
- Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»