a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Школьный этап конкурса "Учитель года 2017"

Автор: Пурзикова Елена Владимировна Опубликовано: 2018-11-21 20:57:22

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Учитель русского языка и литературы: Пурзикова Елена Владимировна, МОУ « Новохоперская гимназия №1» Тема урока: «Имя существительное- часть речи удивительная » Использован учебник: УМК «Русский язык. 6 класс» в 2- х частях. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нерушевич. Москва. : Просвещение, 201 3 год Класс: 6 Предмет: русский язык Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Цели урока: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи( уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи) ; совершенствовать навыки морфологического разбора; повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных; способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся; способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге; содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка. Задачи урока: Образовательные: развить навыки определения морфологических признаков имени существительного; формировать умение находить имена существ ительные в тексте, использовать имена существительные в речи; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения. Развивающие: осуществление системно- деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД( личностных, регулятивных, познавательных) : развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения работы в парах. Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; Методы урока: объяснительно- иллюстративный, фронтальный, индивидуальн о- диффер енцированный подход, групповой, использование ТСО. Планируемые результаты: Личностные- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; - развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; Метапредметные: - умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; - овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; Предметные: - обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи( уметь определять общее грамматическое значение, морфологически е признаки, синтаксическую роль, роль в речи) ; - совершенствовать навыки морфологического разбора; - повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний. Этап урока, время Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Цель этапа Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формируемые умения( универсальные учебные действия ученика) I. Оргмомент Слово учителя. Приветствие. Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке. - Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, на наших гостей и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. II. Мотивационна я( самоопределение) к учебной деятельности 1. Беседа с классом. Лингвистическая разминка. Включение учащихся в деятельность на лично- значимом уровне Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в необычную страну, которая называется Морфологией, а город – Имя существительное. Я предлагаю вам внимательно прочитать высказывание языковеда, которое записано на доске. Лев Васильевич Успенский писал: «Имя существительное – хлеб языка» Подумайте и скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа? 1. Каков смысл высказывания? Как вы понимаете? ( Человек не может обойтись без пищи, язык не может обойтись без имени существительного. Это самая важная, существенная часть речи в русском языке. Невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных Дайте синтаксическую характеристику предложения. ( По цели высказывания- повест. , п о интонации- невоскл. , п о наличию главных членов- простое, п о наличию грамматических основ- двусоставное, п о наличию втор. членов- распростр. ) - Постановка тире. Чем выражено имя существительное? Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным именем сущ. в Им. п адеже Хлеб – посчитаем буквы и звуки, в чем особенность с точки зрения фонетики? ( 1слог, букв и звуков 4) Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа. Л: мотивация, смыслообразование; П: м оделирование, построение логической цепи рассуждений; Р: коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. Объявление темы и целей урока Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите тему: «Имя существительное- часть речи удивительная». - Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? ( Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи) . Блиц- опрос. Давайте вспомним, что мы знаем об имени сущест вительном? Теория. 1. Беседа с учащимися( составление кластера) - Что обозначает имя существительное? - Назовите признаки имен существительных. ( пост. , непост. ) - Постоянные признаки: собственные и нарицательные, род, склонение, одушевленные и неодушевленные; - Непостоянные признаки: число, падеж. - Теорию хорошо знаем, а теперь посмотрим, умеем ли мы применять теорию на практике Записывают тему урока в тетрадях. Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи. Формулируют тему урока. Фиксируют возникшее затруднение. Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; в сотрудничестве с учителем и одно классниками делают вывод П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача ми и условиями коммуникации, осо знание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор III. Актуализация и пробное учебное действие Кроссворд «Спрятанное слово» Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Для чего необходимы имена существительные? Первое задание: узнайте слово- существительное по его значению. 1) Атмосферные осадки в виде белых хлопьев, предст авляющих собой кристаллики льд а( снег) 2) Учебный час, посвященный отдельному предмет у( урок) 3) Изделие для чистки, мытья, обметания чего- н. в виде плоской колодки с часто насаженными на нее пучками щетины( щетка) 4) Это слово имеет значение «соединение заметок, группа записей»( блокнот) 5) в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»( человек) 6) войсковое подразделение, состоящее первоначально из ста человек( сотня) 7) Синоним слов «работа, занятие»( труд) 8) Часть суток от захода до восхода солнца( ночь) - Какие словари помогли мне подготовить данное задание? - Какое «спрятанное» слово получилось? - Какое оно имеет отношение к существительному? Пытаются формулировать ответ( Дают названия различным предметам) Ответы записывают на доске. Называют словари( толковый, этимологический, словарь синонимов) О пределяют слово «сущность» Пытаются ответить( Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует) . Имена существительные называют предметы, живые существа, явления природы, события, действия как предмет, признаки как предмет, качество людей. П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать кон такт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника IV. Творческая практическая деятельность Эвристическая беседа Определение роли существительных в речи- Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья.          Свет ночной. Ночные тени,          Тени без конца          Ряд волшебных изменений          Милого лица. - Слов какой части речи больше всего использует поэт? - Сколько существительных в этом стихотворении? Выпишите имена существительные. Для чего они необходимы в данном стихотворении? В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа. Научная справка: ученые подсчитали, каждое второе слово – имя существительное. На каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных и только 26 глаголов. Вывод: Поэт насыщает поэтические тексты именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи. - Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку? - Как вы это определили? - А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? ( вопросы кто? или что? , смысл, форма множественного числа винительного падежа) Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух. Выписывают имена существительные в тетрад и. Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам. Правильный ответ: соловья – одушевленное, отвечает на вопрос кто? Соловей П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации V. Самостоятельная работа с самопроверкой 1. Тренировочное упражнение Формулирование правила. Распределите данные слова на два столбика Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные Дождь, ( Л, л) уна, камыш, ( В, в) олк, ( И, и) лья( М, м) уромец, Байкал, книга, Шарик, « Мурзилка », человек, Александр, ( Н, н) овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген. - Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных? - Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? ( Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Гимнастика для глаз( Посмотрите вокруг себя, зафиксируйте взглядом предметы) Глазами вправо – глазами влево. Мы ищем существительные смело Вниз и вверх, еще разок Продолжаем мы урок. Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задача ми, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки. Взаимопроверка. П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать кон такт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника 2. Работа в группах Первичное закрепление знаний. Давайте поработаем в группах. Предлагаю вам выполнить следующее задание: - Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. 1. Прочитайте слова: М_ локо, смелость, мол_ тьба, зеркало, тетра_ ь, Оле_ _ , бег, радость, олень, стр_ льба, нефть, с_ нева, в… лосипе_ , п…лот, с_ бака, м… лахит, тр… кторист, к_ рова. Распределите слова в зависимости от значения. 2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. 3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание? - Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем. - Проверим, как справились с заданием ребята 1группы. Им нужно было выписать 1 группа 1) названия людей: ( Оле_ , пилот, тр. . кторист) 2) названия предметов: ( Зеркало, тетра_ ь, в… лосипе_ ) - Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание? - Проверим, как справились с заданием ребята 2 группы. Им нужно было выписать 2 группа 1) названия признаков: ( Смелость, радость, с_ нева) 2) названия действий. ( Мол_ тьба, стр_ льба, бег) - Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание? - Проверим, как справились с заданием ребята 3 группы. Им нужно было выписать 3 группа 1) названия животных; ( Олень, с_ бака, к_ рова) 2) названия веществ. ( Нефть, м … лахит, м_ локо) - Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание? Проверим, как справились с заданием ребята 4 группы. Им нужно было выписать 4группа 1. Прочитайте слова: М_ локо, смелость, мол_ тьба, зеркало, тетра_ ь, Оле_ _ , бег, радость, олень, стр_ льба, нефть, с_ нева, в… лосипе_ , п…лот, с_ бака, м… лахит, тр… кторист, к_ рова. 2. Обсудите в группе и составьте два распространенных предложения с существительным собственным, с существительным нарицательным. 3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание? Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задача ми, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки. Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные: падеж, число П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать кон такт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника 3. Цифровой диктант- Что вы знаете о склонении имён существительных? Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению. Склонение- изменение по числам и падежам Давайте проверим умеете ли вы определять склонение. Выполним цифровой диктант. О пределите склонени я имён существительных: Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость. 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 3. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Формулируют правило Склонение- изменение по числам и падежам VI. Включение в систему знаний и повторение Морфологический разбор Обобщение полученных знаний на уроке сведений, оценивание- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор. Составление синквейна на тему «Имя существительное». Правила составления синквейна: В первой строке одним словом обозначается тема( именем существительным) . Вторая строка – описание темы двумя словами( прилагательные) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами( глаголы, причастия) Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающее отношение к теме( разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы. Существительное собственные и нарицательные обозначает, называет, ласкает Существительное – дирижер грамматического оркестра. сущность. Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта. Я, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , - имя существительное, так как обозначаю_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ и отвечаю на вопрос_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . 1. Моя начальная форма: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . 2. Мои морфологические признаки: а) постоянные: по разряду я существительное- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( одушевленное- неодушевленное) , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( рода) , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( склонения) ; б) непостоянные: стою в форме_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( числа) , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( падежа) . 3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе. Сегодня я играю роль_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации VII. Домашнее задание Обдумайте д/ з, выберите задание сами. 1. Кто хочет, может написать сказку « В гостях у имени существительного» 2. Может быть, вам захочется обратиться к существительному в письме и поразмышлять об этой удивительной части речи? « Письмо Имени существительному» 3. упр. 228 VIII. Рефлексия учебной деятельности Заключительная беседа по во просам; моно логические вы сказывания Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. - У кого в гостях мы сегодня побывали? - Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи? - Что нового вы узнали для себя на уроке? - Довольны ли своей работой? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: Пере д вами на столах лежат смайлики. И если сегодня этот урок вам открыл что- то новое, важное, то « улыбнитесь». А если вы ничего нового для себя не вынесли, если урок показался вам неинтересным, скучным, тогда «нахмурьтесь». Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задача ми, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей Определяют свое эмо циональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений( оценочная карта) П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка( выделение и осо знание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осо знание качества и уровня усвоения) .

Оставить комментарий: