Организация здоровьесберегающего пространства в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование).
Документы для скачивания
Организация здоровьесберегающего пространства в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»( рисование) . « Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж. Ж. Руссо Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий- становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно- ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью Технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка- дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально- эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого- педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Детский сад- особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. Поэтому огромное внимание в своей работе необходимо уделять предметн о- развивающей среде, особенно ее здоровьесберегающему характеру. Необходимо обогатить такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов должны отвечать определенному возрасту. Их размещение, планировка должны иметь свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей( на столе, полу, стене, в подвешенном состоянии) . Предметн о- развивающая среда должна позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Инновационный подход к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции как образовательных областей, определенных ФГОС, так и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции. • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком" глаза в глаза" , которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей( регулируемые ножки у столов, доска, мольберты на уровне глаз детей и др. ) . • Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно- ролевых игр, настольного театра. • Принцип стабильности- динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей. • Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству. • Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов. • Принцип открытости- закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию. • Принцип" половых и возрастных различий" как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также требования и нормы СанПиН. Столы с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей. Доска, мольберты находятся на уровне глаз детей. Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметн о- развивающей среды, обладающей разносторонними потенциалами активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность, с целью формирования интеллектуальных, творческих, личностных, физических качеств; познавательной, социальной, художественно- эстетической мотивации к развитию самореализации. " Центр изобразительного творчества" . В группе необходимо создать пространство для творческой деятельности детей( столы, мобильный уголок художника, стулья, мольберты, магнитные доски, фланелеграф) . Для активизации интереса к деятельности материалы необходимо расположить на уровне глаз детей, эстетически привлекательно. Можно использовать традиционные красящие материалы: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры, ориентированные на недостаточное развитие технических умений и позволяющие создавать интересные работы. Их способ расположения и систематизации( в коробках, на полках) облегчает детям начало деятельности. Для развития художественно- эстетического восприятия Центр изобразительного творчества необходимо оснастить предметами народного искусства( по 3- 4 предмета разных народных промыслов- Дымково, Хохлома, Городец: барышни, тройки, кони) . В Центре можно разместить детские книги. Используем иллюстрации таких авторов, как Е. Чарушин, В. Конашевич, А. Пахомов и др. , соответствующих возрастным возможностям детей, предусмотрено по 2- 3 книги одного автора. В Центре могут находится книги разного назначения( книги- игрушки, книги- раскраски и т. п. , формата( книги- малышки, книги формата А4) . Для активизации интереса к книге( иллюстрации) можно организовывать выставки книг согласно осваиваемой теме. Использовать репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей( натюрморты с изображением цветов, фруктов, знакомых предметов) . Для центра творчества отводится самое светлое место в группе. Ребенок смотрит в окно и сразу может на мольберте нарисовать удивительный пейзаж. В доступном для детей пространстве необходимо расположить многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые, и акварельные мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины; ткани и нитки; печатки, проволочные и деревянные модели. Лучше если в группе предусмотреть наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно- прикладному искусству, музей народных игрушек. Дети нуждаются в позитивной оценке результатов деятельности( которая носит в большей степени мотивирующий характер) . Поэтому в центре можно оборудовать место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями. Расположение центра должно быть рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы, которая во время работы может обменяться мнением и опытом. При организации центра необходимо учесть интересы мальчиков и девочек( раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия) . Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно- творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, изготавливая поделки из ниток, рассматривая репродукции картин, портреты художников, детское творчество. Художественно- эстетическое развитие предполагает близость к жизни, музыке, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
- "Образование для всех" Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного с детьми ОВЗ в ДОУ "Надежда"
- Школа программирования для детей
- Танец - замена злости!
- Методология математики в теме "Тригонометрические уравнения"
- Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»