Сценарий праздника "День Матери+мастер-класс "Куколка- оберег"
Сценарий праздника ко дню Матери «Пусть всегда будет мама!»
для старшей группы
Цель: создать праздничное настроение, способствовать становлению положительных детско-родительских отношений.
Задачи:
1. Развивать физические качества детей: силу, ловкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, быстроту, равновесие.
2. Развивать эмоциональную и нравственную сферу ребёнка.
3. Воспитывать любовь и уважение к матери и побуждать детей сделать приятное маме своими стихами, песнями, танцами.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы отмечаем самый главный, самый важный для каждого человека день — день Матери! Ведь именно мама подарила нам жизнь, окружила нас заботой и лаской, вниманием и душевным теплом, именно мама поддерживает нас в трудные минуты и радуется вместе с нами нашему успеху. Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов: «мами», «мутти». Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. А как ласково можно назвать маму по-русски? (Ответы детей: мамуля, мамочка, мамуличка).
- А теперь давайте скажем чудесные слова о маме, каждый по слову.
Ведущий: А что же такое мама в сознании детей? Сейчас мы это и узнаем.
Ребенок :
Что такое мама?
Это яркий свет,
Это много знаний,
Ужин и обед!
Ребенок :
Что такое мама?
Веселье, радость, смех!
Мама как сердечко,
Ведь сердце есть у всех!
Ребенок :
Что такое мама?
Это как стена,
Защитит от драмы
Папу и меня!
Ребенок :
Что такое мама?
Это гордость, честь!
Но это не реклама,
Это то, что есть!
Ребенок :
Что такое мама?
Это все на свете!
Мам мы поздравляем,
С любовью, ваши дети!
Ребенок : Сегодня мы вас пригласили,
Чтоб громко и дружно сказать:
«Любимые мамы, мы вас поздравляем
И счастья хотим пожелать!
А чтобы улыбка с лица не сходила,
Мы будем с ребятами вас развлекать!»
«Песня для мамы»
Ведущий: Сегодня в такой замечательный день мы будем веселиться, петь, танцевать, играть. А, чтобы мамам не было скучно, мы и для них приготовили различные задания и конкурсы. Ну. Вы все готовы? Тогда начинаем. И первое задание будет для мам. Сейчас мы проверим помнят ли они сказки. Отвечать можно хором.
Рубрика «Читающая семья»
Проверим, как вы внимательно читаете детям сказки.
Вопросы:
- Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(мышка)
2.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(семеро козлят)
3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля из сказки «По щучьему веленью»)
4. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех до сыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(скатерть - самобранка)
5. Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем.
(Жар-птица)
6. Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таиться.
Что же это за предмет?
Дай дружок скорей ответ.
(Игла)
7. Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
(ступа)
8. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
(Федора)
9. И зайчонок, и волчица –
Все бегут к нему лечиться.
(Айболит)
10. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
11. У Золушки с ножки
Свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной.
(Туфелька)
Ведущий: Молодцы мамы! Благодарим Вас, за участие
Здорово! А вы с мамами часто обнимаетесь? Давайте мы сейчас пообнимаемся!
Дети, вставайте в круг, А теперь мамы тоже вставайте в круг.
Игра «Игралочка - обнималочка»
Дети и мамы образуют два круга: мамы – большой круг, а дети внутри – маленький. Под музыку дети и мамы идут противоходом, держась за руки. Как только музыка смолкнет, дети бегут к своим мамам, крепко их обнимают.
Ведущий: А теперь поиграем в игру «Мамочка моя». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «Мамочка моя»
- Кто пришел ко мне с утра?
- Кто сказал «Вставать пора?
- Кашу кто успел сварить?
- Чаю в чашку кто налил?
- Кто косички доченьке заплёл?
- Целый дом один подмёл?
- Кто тебя поцеловал?
- Кто ребячий любит смех?
- Кто на свете лучше всех?
Второй конкурс «Заморочки из бочки»
Ведущий: У меня в корзинке спрятаны муляжи овощей. Сейчас нужно отгадать, что лежит в нем?
Загадки:
1. Под землей птица гнездо свило, яйца нанесла. (Картофель).
2. Лежат у матки телятки гладки, лежат рядками зеленые сами. (Огурец).
3. Заплата на заплате, а иглы не бывало. (Капуста).
4. Пришла панья, в желтом сарафане, начали раздевать, стали слезы проливать. (Лук).
5. Я красна – не девица, зелена – не дубрава, с хвостом, а не мышь. (Морковь).
6. Сначала растут, потом цветут, потом зеленеют, а как поспеют – краснеют. (Помидор).
Ведущий: Ай да, молодцы мамы. Все овощи отгадали.
Игра с бубном «Ты катись весёлый бубен»
Взрослые и дети становятся в круг, и передают друг другу бубен говоря слова:
«Ты катись весёлый бубен,
быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам».
Ведущий: Теперь посмотрим, кто из детей окажется самым ловким.
Следующий конкурс «Спортивный»
Делимся на две команды. Вам надо пробежать между предметами, добежать до стула, позвенеть в бубен и вернуться назад. Последний берет бубен и с ним бежит к команде.
Ведущий: Замечательно! Наши дети быстрые и ловкие. А мы продолжаем дальше.
Ребенок :
Маму крепко поцелую,
Обниму мою родную.
Очень я люблю ее.
Мама – солнышко мое!
Ребенок :
— Я сегодня утром встал,
С удивлением узнал
Что у нашей мамы праздник
Вот такой вот я проказник.
Проводится конкурс для мам «Веникобол».
Участвуют 2 мамы. Нужно провести «змейкой» воздушный шарик между кеглей при помощи веника и вернуться обратно. Побеждает мама, которая быстрее справится с заданием.
Ведущий: Все вы знаете, что в нашем мире все построено на любви. Предлагаю ответить на последние вопросы.
Вопросы:
1. Кто любил Мальвину? (Пьерро).
2. Кого любила Крошечка – Ховрошечка? (Коровушку).
3. Кого любило Чудовище? (Настеньку).
4. Кого любила Герда? (Кая).
5. Кого полюбил принц, плывущий под алыми парусами? (Ассоль).
6. Кого полюбила Снегурочка? (Леля).
7. Кого полюбила Царевна – Лебедь? (Гвидона).
8. Кого полюбила Царевна – Несмеяна? (Емелю).
9. Кого любит мать? (Своих детей).
Ведущий: Ребята, а что вы подарите своим мамам?
Ребенок : Мы подарок маме
Покупать не станем –
Приготовим сами.
Своими руками.
Ребенок : Можно вышить ей платок.
Можно вырастить цветок.
Можно дом нарисовать.
Речку голубую.
А ещё расцеловать
Маму дорогую!
И сегодня ваши дети подарят вам свои небольшие скромные подарки, которые они с любовью изготовили для вас.
Воспитатель:
Мы хотим, чтобы ваши семьи всегда были крепкими, никто из членов семьи не болел, поэтому с детками решили предложить вам сделать куколок «Берегинь».
У нас все для этого готово.
Давайте приступим к работе.
Мастер-класс с пошаговым фото. Кукла - оберег из ниток
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУКОЛ
В современном высокотехнологичном мире, к счастью, все- таки осталось место народным ремёслам. Многим людям очень интересна сегодня история своего народа, диковинные обряды и национальные забавные игрушки.
Среди них особое место занимает кукла, которая горячо любима детьми и по сей день, ведь она мягонькая, нарядная, теплая. И с ней столько ролевых игр можно придумать.
Сейчас стало модно коллекционировать кукол из ниток и материи в различных нарядах. Довольно часто организуются выставки народного промысла, где можно не только полюбоваться красивыми и самобытными куколками, но и с помощью них прикоснуться к истории родного края. Ведь тряпичные и нитяные куклы вот уже много веков привлекают к себе внимание как оберег, хранящий в себе тепло человеческих рук и надежно защищающий от горестей и болезней.
По своей основной роли куклы из ниток или материи делятся на три группы: куклы – обереги, обрядовые и игровые.
Куклы обереги появились много веков назад, еще во времена язычества, когда люди поклонялись всем природным явлениям.
Основу для куклы брали натуральную, в основном, из лесу: веточки, лозу, солому и лесные цветы и травы. К примеру, верили, что куклы, сделанные из берёзового бруска, берегут семейное счастье. Осину боятся злые духи, поэтому куколки с осиновой основой отгоняют от дома нечистую силу.
Характерная особенность русских народных кукол-оберегов – это чистый лик без обозначения глазок, рта и носа. По древним поверьям считалось, что в куклу без лица не может вселиться злой дух и принести вреда обладателю. Безликая кукла считалась неодушевленной вещью, которая приносила только здоровье, счастье и благополучие.
Вообще русскую куклу относят к загадочных символам Древней Руси, так как она была не просто милой детской игрушкой, а обязательным атрибутом всех важных обрядов в жизни. Именно в искусстве изготовления кукол ясно отображены русские обычаи и национальные культурные традиции.
В каждой области Руси кукол изготовлялись в традиционных неповторимых нарядах. Костюмы эти всегда были яркими, красивыми, украшенными вышивкой. У кукол обязательно были длинные волосы, в которые вплетались пёстрые ленточки, бусинки и нитки.
Такие игрушки из северных губерний украшались ярким сарафаном и твердым кокошником, который вышивали белым и прозрачным бисером.
Куклы из Рязани отличались буйством красок, одеты они были в традиционную поневу с прошвой, которая богато украшалась. Рукава рубахи имели симпатичную вышивку, и завершался наряд куклы головным убором «сорока». Так, что уже по таким древним куколкам можно изучать историю славянского народа .
Кукла была частью девичьего приданного, поэтому она бережно хранилась в сундуке до замужества. Ведь раньше очень рано выдавали замуж (с 14 лет), поэтому юные невесты частенько играли с этими куклами.
Взрослые поощряли игру в куклы, так как с с помощью игры дети имели понятия о составе семьи, о роли матери в семье, учились вести хозяйства. Такая игрушка символизировала продолжение рода и была незаменимым атрибутом всех гуляний и праздников
Еще дети в игровой форме легко учились шить, вышивать наряды куклам, прясть, и обучались ремеслу одевания
В старину в семье, где появлялся малыш, обязательно в колыбель клали тряпичную куклу, которая оберегала новорожденного от злого глаза и болезней на протяжении его жизни и выступала настоящим талисманом. Создавалась такая кукла сразу после родов из разноцветных натуральных нитей и тканей. Пол ребенка определял и пол его куклы-оберега. По поверьям в этой куколке будет находиться частичка души малыша.
Были еще куклы — обереги неразлучники. Она изготовлялась любящей женщиной, которой хотелось надолго сохранить любовь и страсть в отношениях с желанным мужчиной. Делали пару таких кукол и хранили в укромном месте дома.
Люди верили, что куклы, обязательно сделанные своими руками из простых натуральных материалов, обладают магическими свойствами: приносят счастье в дом и уберегают от злых духов. Поэтому очень часто тряпичные куколки или куклы из ниток использовались людьми как обереги семейного счастья, которые передавались из поколения в поколение.
По традиции у каждого крестьянина в доме была кукла-оберег, которая надёжно охраняла счастье в доме и здоровье хозяев. Она сопровождала человека с самого рождения и до смерти.
Таких кукол женщины изготовляли много, и у каждой было свое предназначение. Бабушки и дедушки, матери дарили этих кукол своим внукам, детям и вкладывали в них свою любовь и жизненную мудрость, на энергетическом уровне это чувствовалось, поэтому детки бережно относились к таким подаркам.
Ход работы:
1.Берем пряжу бежевого цвета. Это будет голова и лицо куклы. Наматываем на прямоугольный предмет (книга, разделочная доска). Длина 15-18см. Делаем 30 витков вокруг ширины книги. Разрезаем с одной стороны намотки. Аккуратно снимаем.Складываем нити пополам. Разрезаем нити с другой стороны.
2.Берем пряжу рыжего цвета. Это будут волосы куклы. Наматываем на прямоугольный предмет. Длина 20-22см.Делаем 50 витков вокруг длины книги. Разрезаем вначале одну часть намотки. Хорошо сложим вдвое, проверяем ,что бы была одинаковая длина .Разрезаем другую часть намотки.
3.Берем разрезанную пряжу рыжего цвета. Вокруг этой пряжи обложим равномерно разрезанные части бежевой пряжи . Отступая примерно 2см обвяжем ниткой в 2оборота бежевого цвета весь пучок ниток. Туго завяжем. Переворачиваем бежевую пряжу.
- В середину пучка кладем немного синтепона. Нити равномерно расправляем вокруг синтепона, делаем форму головы куклы. Завязываем вокруг ниткой бежевого цвета.
5.Пряжу рыжего цвета делим пополам. Заплетем 2 косички.
6.Наматываем пряжу другого цвета. Я взяла розовый цвет. Делаем 50 витков на книгу .Длина намотки 20-22см.
7.Разрезаем пряжу с одной стороны. Складываем пополам. Выравниваем концы. Отступая 2см от концов пряжи, туго завязываем ниткой того же цвета. Разрезаем с другой стороны.
8.Заплетаем слабо косичку. Завязываем концы косички, оставляя 2см. Мы изготовили руки - кофточку куклы.
9.Разделим пополам бежевую пряжу. В середину вставим ручки- кофточку. Завяжем бежевой ниткой талию куклы.
10.Складываем альбомный лист конусом, склеиваем , обрезаем ровно низ конуса. Если так трудно сделать, даю схему конуса.
11.Располагаем куклу на конус(вставляем конус в куклу).Обязательно намазать бумагу конуса клеем-карандашом. Нитки прижимаем к конусу, т.е. приклеиваем. Выравниваем подол куклы, обрезая лишние нитки. Далее оформляем куклу.
В завершении нашего мероприятия позвольте нам прочесть вам стихотворение.
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье - короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Фото- отчет о проведенном празднике
ч
Сценарий праздника ко дню Матери «Пусть всегда будет мама!»
для старшей группы
Цель: создать праздничное настроение, способствовать становлению положительных детско-родительских отношений.
Задачи:
1. Развивать физические качества детей: силу, ловкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, быстроту, равновесие.
2. Развивать эмоциональную и нравственную сферу ребёнка.
3. Воспитывать любовь и уважение к матери и побуждать детей сделать приятное маме своими стихами, песнями, танцами.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы отмечаем самый главный, самый важный для каждого человека день — день Матери! Ведь именно мама подарила нам жизнь, окружила нас заботой и лаской, вниманием и душевным теплом, именно мама поддерживает нас в трудные минуты и радуется вместе с нами нашему успеху. Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов: «мами», «мутти». Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. А как ласково можно назвать маму по-русски? (Ответы детей: мамуля, мамочка, мамуличка).
- А теперь давайте скажем чудесные слова о маме, каждый по слову.
Ведущий: А что же такое мама в сознании детей? Сейчас мы это и узнаем.
Ребенок :
Что такое мама?
Это яркий свет,
Это много знаний,
Ужин и обед!
Ребенок :
Что такое мама?
Веселье, радость, смех!
Мама как сердечко,
Ведь сердце есть у всех!
Ребенок :
Что такое мама?
Это как стена,
Защитит от драмы
Папу и меня!
Ребенок :
Что такое мама?
Это гордость, честь!
Но это не реклама,
Это то, что есть!
Ребенок :
Что такое мама?
Это все на свете!
Мам мы поздравляем,
С любовью, ваши дети!
Ребенок : Сегодня мы вас пригласили,
Чтоб громко и дружно сказать:
«Любимые мамы, мы вас поздравляем
И счастья хотим пожелать!
А чтобы улыбка с лица не сходила,
Мы будем с ребятами вас развлекать!»
«Песня для мамы»
Ведущий: Сегодня в такой замечательный день мы будем веселиться, петь, танцевать, играть. А, чтобы мамам не было скучно, мы и для них приготовили различные задания и конкурсы. Ну. Вы все готовы? Тогда начинаем. И первое задание будет для мам. Сейчас мы проверим помнят ли они сказки. Отвечать можно хором.
Рубрика «Читающая семья»
Проверим, как вы внимательно читаете детям сказки.
Вопросы:
- Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(мышка)
2.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(семеро козлят)
3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля из сказки «По щучьему веленью»)
4. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех до сыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(скатерть - самобранка)
5. Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем.
(Жар-птица)
6. Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таиться.
Что же это за предмет?
Дай дружок скорей ответ.
(Игла)
7. Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
(ступа)
8. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
(Федора)
9. И зайчонок, и волчица –
Все бегут к нему лечиться.
(Айболит)
10. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
11. У Золушки с ножки
Свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной.
(Туфелька)
Ведущий: Молодцы мамы! Благодарим Вас, за участие
Здорово! А вы с мамами часто обнимаетесь? Давайте мы сейчас пообнимаемся!
Дети, вставайте в круг, А теперь мамы тоже вставайте в круг.
Игра «Игралочка - обнималочка»
Дети и мамы образуют два круга: мамы – большой круг, а дети внутри – маленький. Под музыку дети и мамы идут противоходом, держась за руки. Как только музыка смолкнет, дети бегут к своим мамам, крепко их обнимают.
Ведущий: А теперь поиграем в игру «Мамочка моя». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «Мамочка моя»
- Кто пришел ко мне с утра?
- Кто сказал «Вставать пора?
- Кашу кто успел сварить?
- Чаю в чашку кто налил?
- Кто косички доченьке заплёл?
- Целый дом один подмёл?
- Кто тебя поцеловал?
- Кто ребячий любит смех?
- Кто на свете лучше всех?
Второй конкурс «Заморочки из бочки»
Ведущий: У меня в корзинке спрятаны муляжи овощей. Сейчас нужно отгадать, что лежит в нем?
Загадки:
1. Под землей птица гнездо свило, яйца нанесла. (Картофель).
2. Лежат у матки телятки гладки, лежат рядками зеленые сами. (Огурец).
3. Заплата на заплате, а иглы не бывало. (Капуста).
4. Пришла панья, в желтом сарафане, начали раздевать, стали слезы проливать. (Лук).
5. Я красна – не девица, зелена – не дубрава, с хвостом, а не мышь. (Морковь).
6. Сначала растут, потом цветут, потом зеленеют, а как поспеют – краснеют. (Помидор).
Ведущий: Ай да, молодцы мамы. Все овощи отгадали.
Игра с бубном «Ты катись весёлый бубен»
Взрослые и дети становятся в круг, и передают друг другу бубен говоря слова:
«Ты катись весёлый бубен,
быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам».
Ведущий: Теперь посмотрим, кто из детей окажется самым ловким.
Следующий конкурс «Спортивный»
Делимся на две команды. Вам надо пробежать между предметами, добежать до стула, позвенеть в бубен и вернуться назад. Последний берет бубен и с ним бежит к команде.
Ведущий: Замечательно! Наши дети быстрые и ловкие. А мы продолжаем дальше.
Ребенок :
Маму крепко поцелую,
Обниму мою родную.
Очень я люблю ее.
Мама – солнышко мое!
Ребенок :
— Я сегодня утром встал,
С удивлением узнал
Что у нашей мамы праздник
Вот такой вот я проказник.
Проводится конкурс для мам «Веникобол».
Участвуют 2 мамы. Нужно провести «змейкой» воздушный шарик между кеглей при помощи веника и вернуться обратно. Побеждает мама, которая быстрее справится с заданием.
Ведущий: Все вы знаете, что в нашем мире все построено на любви. Предлагаю ответить на последние вопросы.
Вопросы:
1. Кто любил Мальвину? (Пьерро).
2. Кого любила Крошечка – Ховрошечка? (Коровушку).
3. Кого любило Чудовище? (Настеньку).
4. Кого любила Герда? (Кая).
5. Кого полюбил принц, плывущий под алыми парусами? (Ассоль).
6. Кого полюбила Снегурочка? (Леля).
7. Кого полюбила Царевна – Лебедь? (Гвидона).
8. Кого полюбила Царевна – Несмеяна? (Емелю).
9. Кого любит мать? (Своих детей).
Ведущий: Ребята, а что вы подарите своим мамам?
Ребенок : Мы подарок маме
Покупать не станем –
Приготовим сами.
Своими руками.
Ребенок : Можно вышить ей платок.
Можно вырастить цветок.
Можно дом нарисовать.
Речку голубую.
А ещё расцеловать
Маму дорогую!
И сегодня ваши дети подарят вам свои небольшие скромные подарки, которые они с любовью изготовили для вас.
Воспитатель:
Мы хотим, чтобы ваши семьи всегда были крепкими, никто из членов семьи не болел, поэтому с детками решили предложить вам сделать куколок «Берегинь».
У нас все для этого готово.
Давайте приступим к работе.
Мастер-класс с пошаговым фото. Кукла - оберег из ниток
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУКОЛ
В современном высокотехнологичном мире, к счастью, все- таки осталось место народным ремёслам. Многим людям очень интересна сегодня история своего народа, диковинные обряды и национальные забавные игрушки.
Среди них особое место занимает кукла, которая горячо любима детьми и по сей день, ведь она мягонькая, нарядная, теплая. И с ней столько ролевых игр можно придумать.
Сейчас стало модно коллекционировать кукол из ниток и материи в различных нарядах. Довольно часто организуются выставки народного промысла, где можно не только полюбоваться красивыми и самобытными куколками, но и с помощью них прикоснуться к истории родного края. Ведь тряпичные и нитяные куклы вот уже много веков привлекают к себе внимание как оберег, хранящий в себе тепло человеческих рук и надежно защищающий от горестей и болезней.
По своей основной роли куклы из ниток или материи делятся на три группы: куклы – обереги, обрядовые и игровые.
Куклы обереги появились много веков назад, еще во времена язычества, когда люди поклонялись всем природным явлениям.
Основу для куклы брали натуральную, в основном, из лесу: веточки, лозу, солому и лесные цветы и травы. К примеру, верили, что куклы, сделанные из берёзового бруска, берегут семейное счастье. Осину боятся злые духи, поэтому куколки с осиновой основой отгоняют от дома нечистую силу.
Характерная особенность русских народных кукол-оберегов – это чистый лик без обозначения глазок, рта и носа. По древним поверьям считалось, что в куклу без лица не может вселиться злой дух и принести вреда обладателю. Безликая кукла считалась неодушевленной вещью, которая приносила только здоровье, счастье и благополучие.
Вообще русскую куклу относят к загадочных символам Древней Руси, так как она была не просто милой детской игрушкой, а обязательным атрибутом всех важных обрядов в жизни. Именно в искусстве изготовления кукол ясно отображены русские обычаи и национальные культурные традиции.
В каждой области Руси кукол изготовлялись в традиционных неповторимых нарядах. Костюмы эти всегда были яркими, красивыми, украшенными вышивкой. У кукол обязательно были длинные волосы, в которые вплетались пёстрые ленточки, бусинки и нитки.
Такие игрушки из северных губерний украшались ярким сарафаном и твердым кокошником, который вышивали белым и прозрачным бисером.
Куклы из Рязани отличались буйством красок, одеты они были в традиционную поневу с прошвой, которая богато украшалась. Рукава рубахи имели симпатичную вышивку, и завершался наряд куклы головным убором «сорока». Так, что уже по таким древним куколкам можно изучать историю славянского народа .
Кукла была частью девичьего приданного, поэтому она бережно хранилась в сундуке до замужества. Ведь раньше очень рано выдавали замуж (с 14 лет), поэтому юные невесты частенько играли с этими куклами.
Взрослые поощряли игру в куклы, так как с с помощью игры дети имели понятия о составе семьи, о роли матери в семье, учились вести хозяйства. Такая игрушка символизировала продолжение рода и была незаменимым атрибутом всех гуляний и праздников
Еще дети в игровой форме легко учились шить, вышивать наряды куклам, прясть, и обучались ремеслу одевания
В старину в семье, где появлялся малыш, обязательно в колыбель клали тряпичную куклу, которая оберегала новорожденного от злого глаза и болезней на протяжении его жизни и выступала настоящим талисманом. Создавалась такая кукла сразу после родов из разноцветных натуральных нитей и тканей. Пол ребенка определял и пол его куклы-оберега. По поверьям в этой куколке будет находиться частичка души малыша.
Были еще куклы — обереги неразлучники. Она изготовлялась любящей женщиной, которой хотелось надолго сохранить любовь и страсть в отношениях с желанным мужчиной. Делали пару таких кукол и хранили в укромном месте дома.
Люди верили, что куклы, обязательно сделанные своими руками из простых натуральных материалов, обладают магическими свойствами: приносят счастье в дом и уберегают от злых духов. Поэтому очень часто тряпичные куколки или куклы из ниток использовались людьми как обереги семейного счастья, которые передавались из поколения в поколение.
По традиции у каждого крестьянина в доме была кукла-оберег, которая надёжно охраняла счастье в доме и здоровье хозяев. Она сопровождала человека с самого рождения и до смерти.
Таких кукол женщины изготовляли много, и у каждой было свое предназначение. Бабушки и дедушки, матери дарили этих кукол своим внукам, детям и вкладывали в них свою любовь и жизненную мудрость, на энергетическом уровне это чувствовалось, поэтому детки бережно относились к таким подаркам.
Ход работы:
1.Берем пряжу бежевого цвета. Это будет голова и лицо куклы. Наматываем на прямоугольный предмет (книга, разделочная доска). Длина 15-18см. Делаем 30 витков вокруг ширины книги. Разрезаем с одной стороны намотки. Аккуратно снимаем.Складываем нити пополам. Разрезаем нити с другой стороны.
2.Берем пряжу рыжего цвета. Это будут волосы куклы. Наматываем на прямоугольный предмет. Длина 20-22см.Делаем 50 витков вокруг длины книги. Разрезаем вначале одну часть намотки. Хорошо сложим вдвое, проверяем ,что бы была одинаковая длина .Разрезаем другую часть намотки.
3.Берем разрезанную пряжу рыжего цвета. Вокруг этой пряжи обложим равномерно разрезанные части бежевой пряжи . Отступая примерно 2см обвяжем ниткой в 2оборота бежевого цвета весь пучок ниток. Туго завяжем. Переворачиваем бежевую пряжу.
- В середину пучка кладем немного синтепона. Нити равномерно расправляем вокруг синтепона, делаем форму головы куклы. Завязываем вокруг ниткой бежевого цвета.
5.Пряжу рыжего цвета делим пополам. Заплетем 2 косички.
6.Наматываем пряжу другого цвета. Я взяла розовый цвет. Делаем 50 витков на книгу .Длина намотки 20-22см.
7.Разрезаем пряжу с одной стороны. Складываем пополам. Выравниваем концы. Отступая 2см от концов пряжи, туго завязываем ниткой того же цвета. Разрезаем с другой стороны.
8.Заплетаем слабо косичку. Завязываем концы косички, оставляя 2см. Мы изготовили руки - кофточку куклы.
9.Разделим пополам бежевую пряжу. В середину вставим ручки- кофточку. Завяжем бежевой ниткой талию куклы.
10.Складываем альбомный лист конусом, склеиваем , обрезаем ровно низ конуса. Если так трудно сделать, даю схему конуса.
11.Располагаем куклу на конус(вставляем конус в куклу).Обязательно намазать бумагу конуса клеем-карандашом. Нитки прижимаем к конусу, т.е. приклеиваем. Выравниваем подол куклы, обрезая лишние нитки. Далее оформляем куклу.
В завершении нашего мероприятия позвольте нам прочесть вам стихотворение.
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье - короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
- "Образование для всех" Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного с детьми ОВЗ в ДОУ "Надежда"
- Школа программирования для детей
- Танец - замена злости!
- Методология математики в теме "Тригонометрические уравнения"
- Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»