a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Автор: Алимбаева Асия Раильевна Опубликовано: 2018-12-03 10:23:51

Аннотация: В статье раскрывается сущность речевого дыхания как физиологического процесса и одного из условий формирования правильного звукопроизношения у детей. Изложены цель работы над физиологическим дыханием, правила выработки правильного речевого дыхания, а также этапы постановки оптимального речевого дыхания. Данные, представленные в статье, будут полезны педагогам дошкольных учреждений и родителям, воспитывающим детей с нарушениями речи.

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. По данным ряда авторов [1, 4, 5], от 70 до 90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и более 30% младших школьников массовых школ имеют разной степени выраженности и разного качества задержки развития речи. Одним из основных компонентов произносительной стороны речи является речевое дыхание, напрямую зависящее от функционального состояния и способности к произвольной регуляции внешнего дыхания, поскольку управляется тем же мышечным аппаратом[3, 5]. Исследований, посвященных особенностям дыхательной функции у детей с нарушениями речи немного. При этом категория детей с нарушениями речи в настоящее время увеличивается. Дыхание — это процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа живыми организмами [7]. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Речевое дыхание, в свою очередь, представляет собой высоко координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Наиболее распространенными проявлениями нарушений речевой моторики у детей дошкольного возраста являются нарушения речевого (или фонационного) дыхания: слабо развитые функциональные возможности дыхательной системы или неумение использовать дыхательные ресурсы в речевом акте – учащенное, поверхностное дыхание, преимущественно грудного типа, с нарушенным ритмом, произнесение слов на вдохе, одышка во время речи, слабая опора дыхания; неправильная артикуляция, нарушения координации артикуляции с дыханием и голосом, недостаточная подвижность органов речевого аппарата 

Наша речь и процесс чтение происходят на выдохе. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укорочен- ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Поэтому так важна правильная организация речевого выдоха, что имеет решающее значение в постановке речевого дыхания. Наиболее оптимальным является диафрагмально-реберное дыхание. При постановке диафрагмально–реберного дыхания должны быть учтены следующие методические указания: дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха; для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох; все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны; большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь. Формирование правильного речевого дыхания – залог успешного овладения навыком чтения. Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был некоторый запас воздуха, достаточный для создания струи выдоха, способной вызвать вибрацию голосовых связок. Полный выдох, израсходование всего запаса воздуха вредно отражается на легких. Кроме того, слабая струя выдоха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением, а возникающая при этом естественная потребность во вдохе может создавать не предусмотренные читающим перерывы в чтении, нарушающие его плавность. Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания: вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи — через рот; вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный). Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе. Работа над речевым дыханием заключается в следующем: — в выработке длительного ротового выдоха; — в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора. Правила при работе над выработкой правильного речевого дыхания: — во время дыхания плечи должны быть неподвижны; — грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе; — живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе — опускаться; — во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот; — вдох должен быть мягким и коротким, выдох — длительным, спокойным и плавным; — сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание; — говорить только на выдохе. Последовательность работы над формированием речевого дыхания: Первый этап Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха. Второй этап Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. Третий этап Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков). Громкое и длительное произнесение изолированных гласных звуков. Сделать короткий вдох на счет «раз» (рот открыт). Задержать воздух на счет «раз» и произвести протяжный, плавный выдох с произнесением одного из гласных звуков [а], [э], [о], [у] или [и]. Длительное и с различным уровнем громкости произнесение сочетаний звуков: аа-ууууу, ааа-иии- ууу, ооо-иии-ааа-ууу. Произнесение согласных звуков [ф], [х], по мере появления звуков используются согласные [с], 560 [з], [ж], [ш]. Четвертый этап Произнесение слогов и звукоподражаний. Игровые задания и упражнения «Эхо». Заблудились мы в лесу, закричали мы «Ау!» Несли тяжелую вещь, поставили на место: «Ух! Ух! Ух!» Пятый этап Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов). 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка). 2. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3—4 слов на выдохе, например «Лола мыла куклу Милу». 3. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: «Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила». Таким образом, применение данных упражнений способствует выработке правильного речевое дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Формирование правильного речевого дыхания – залог успешного овладения навыком чтения.

Список литературы:

1. Белякова, Л.И. Логопедия: заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: B.Секачев, 2001. - 320 с.

3. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебн. пособие. – 2–е изд., стереотип. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова – М.: Советский спорт, 2004. – 240 с.

4. Маринич, В.В. Особенности нервно–психического развития детей: учебно–методическое пособие/ В.В. Маринич, Т.В. Маринич. – Пинск : ПолесГУ, 2013.– 63 с.

5. Семенова, К.А. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. – Кн I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2.: Ринолалия. Дизартрия.: пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов. / Шаховская С.Н. и др.; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2006. – 303 с.

6. Ткаченко, Б.И. Нормальная физиология человека / Б.И. ткаченко. – 2–е изд. – М.: Медицина, 2005. – 928 с.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997. - 736с.


Оставить комментарий: