Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста
«Играют дети — играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются потребностью детского организма, естественным состоянием. Малыш всегда играет по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса игры. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах развиваются способности, и формируется личность ребенка.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, музыкальные, творческие, познавательные, строительные, театрализованные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.
Итак, чем же полезна игра?
- Игра способствует развитию у детейПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ: т. е. закрепляются основные знания о цветах, формах, социальных явлениях, закрепляются наблюдательность, память, внимание, логическое мышление.
- Также игра способствует развитиюКОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ: через игру ребенок учится общаться со сверстниками, детьми, сопереживать им, учится понимать чувства и состояние других людей. Ведь это так сейчас актуально! Так как люди не умеют общаться, сейчас много негатива, злости. Ведь даже ребенок, приходя вновь в группу, не знает, как реагировать на ситуацию, когда, например, у него отобрали игрушку….
- Играобладает прекрасным ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИМ ЭФФЕКТОМ: т. к. через игру ребенок может неосознанно и непроизвольно освобождаться от негатива, учиться справляться со своими эмоциями, переживаниями, как бы «отыграть их»- а это очень важно для последующего поступления в школу!
ИТОГ: ребенок недоигрывает в дет. саду – а это может аукнуться в школе. В режиме дня дет. сада мало времени для игры детям (зарядка, завтрак, занятия и т. д.) , поэтому необходимо дома давать играть детям. Все взрослые заняты своими делами, гаджеты заполняют время ребенка. Но хотя бы 5 минут в день родители должны играть с ребенком!
Есть игры, которые помогут организовать интересное общение с ребенком дома. При условии участия в этих играх всех членов семьи, они могут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью.
- Игра «Какое что бывает?»
(взрослый задает вопрос, бросает мяч. Ребенок отвечает, бросает мяч обратно.)
Что бывает зеленым? Желтым? ….
Что бывает широким? Узким? Высоким? Мягким? Толстым? И т. д.
- Игра «Разложи овощи и фрукты»
(Играют 2 человека: 1- выбирает в кастрюльку все овощи для супа, 2-в другую кастрюльку все фрукты для компота (фруктового салата).
- Игра «Разноцветные флажки»
(Берется несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок- дети должны хлопнуть в ладоши, синий- шагать на месте, зеленый- взяться за руки, желтый- подпрыгнуть.)
- Игра «Похлопай, потопай столько же».
(Взрослый показывает цифру, дети хлопают или топают столько же.)
- Игра «Назови на 1 больше или меньше».
(Взрослый показывает цифру, ребенок называют на 1 больше или меньше. Второй вариант: взрослый называет цифру, бросает мяч, ребенок называют на 1 больше или меньше.)
- Игра «Счетные полочки».
Ребенку предлагается выложить из счетных палочек цифры, или буквы или геометрические фигуры или предметы из геом. фигур (солнышко, елочку, домик, заборчик и т. д.)
- Игра с мячом «Скажи наоборот».
(тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно, пустой - полный, узкий -широкий, черный -белый, толстый -тонкий и т. д.)
- Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?»
(заяц какой? Белый, серый, пушистый, быстрый и т. д.
Елка какая? Солнце какое? Зима какая)
- Игра «Рыба- птица-зверь».
(Взрослый идет по кругу, называя слова: рыба-птица-зверь. На ком он остановился, ребенок соответственно называет)
Уважаемые родители, очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребенку найти занятие? Чем может занять себя ребенок, используя следующие материалы?
- «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина- это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
- «Тесто».
Лепите все, что захочется.
- «Макаронные изделия».
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
- «Манка и фасоль».
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки, затем и с закрытыми глазами.
- «Горох, фасоль».
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль.
- «Геркулес».
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдет.
- «Различные мелкие крупы».
Предложить ребенку нарисовать крупой картинки. Или высыпать небольшое количество на поднос и рисовать пальчиком: волны, дождик, солнышко, забор, цифры, буквы и т. д. Для совсем маленьких- пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
- «Одноразовые стаканчики».
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
- «Сухие завтраки-колечки».
Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.
- «Овощи и фрукты».
Угадай на вкус с закрытыми глазами.
Выбор игрушек для ребенка.
Игрушка может быть хорошей и плохой, нужной и ненужной. Вы должны следить, чем играет ваш ребенок. Не покупайте страшных мутантов, страшных масок, роботов-убийц и т. д., так, как они вызывают агрессию у детей и оказывают разрушительное воздействие на детскую психику.
Помните, игра –прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Открывайте мир вместе с ребенком.
- "Образование для всех" Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного с детьми ОВЗ в ДОУ "Надежда"
- Школа программирования для детей
- Танец - замена злости!
- Методология математики в теме "Тригонометрические уравнения"
- Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»