Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: Былина «Никита Кожемяка»
Цели: Воспитание патриотических чувству у старших дошкольников, чувства любви к Родине.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и укреплять знания детей об истории Родины, об исторических событиях
- Развивающие:
- развивать творческое воображение, любовь к поэтическому слову
- развивать умение сравнивать, делать выводы, давать связанный ответ.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные понятия: отвагу, верность, способность на поступок, долг, ответственность.
Предварительная работа:
Знакомим со сказочно-былинной живописью, чтение былин «Илья-Муромец и Соловей разбойник», «Про Добрыню-Никитича и Змея-Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Оборудование:
Иллюстрации с изображением русского героя, мультимедийная презентация "Никита Кожемяка", компьютер.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в мир былины. Что такое былина! Как вы думаете!
Дети отвечают.
Воспитатель: Слово «былина» происходит от слова быль. То, что было, но очень давно. В старину былины рассказывали сказители и гусляры нараспев, аккомпанируя на древнем музыкальном инструменте-гуслях. Люди слушали былину, и вставали перед их взором могучие богатыри, защищавшие родную землю от врагов.
Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
-Вот так слагалась былина. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение-загадку.
Силен как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!
-О ком говорится в этом стихотворении?
Дети - О богатыре.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Каких богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитича, Алеша Попович
Воспитатель: Вы правильно назвали, обратите внимание на экран ( слайд № - картина В.М. Васнецова «Три богарытя».)
Воспитатель: С кем сражались Русские богатыри? Кого они защищали?
Дети: Со змеем Горынычем, Соловьем – Разбойником, Тугариным Змеем.
Воспитатель: Кого они защищали?
Дети: Слабых, беззащитных-женщин, стариков, всех кто живет на родной земле.
Динамическая пауза
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру «Русские Богатыри».
Я буду произносить слова, как Микула Селянович, а вы повторяйте за мной движения.
Нивка, нивка
(Дети идут по кругу, взявшись за руки,
Яровая жинка,
Уроди пшеничку,
Горох да чечевичку
(Делают взмахи руками снизу вверх) .
На поле копнами
(руки вверх,
На столе пирогами
(Лепят пироги) .
Нивка золотая
(Идут по кругу,
Добра, медовая,
Принеси нам хлеба
Стебелек до неба
(руки вверх)
Матушка рожь,
Встань стеной сплошь
(Взявшись за руки, поднимают вверх)
Стебель в оглоблю
Колос в дугу
(Наклоны вправо-влево)
Встань, рожь большая,
Вот такая
(Руки вверх)
Расти, копна золотая, -
Вот такая.
(Присели, медленно встать, поднимая вверх)
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики
Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой (слайд № - иллюстрация «Никита Кожемяка») – посмотрите на экран.
Послушайте былину «Никита Кожемякин».
Воспитатель: Все ли слова в былине понятны?
Дети отвечают.
Воспитатель: Поборы – сборы, Промыслы – охота, Сыскал – нашёл, Лютый – злой, Авось – может быть, Берлогу размечу – разнесу, Межа – граница, Пуд пеньки – 16 кг грубых нитей, Соха в триста пуд – соха весом в 4800 кг.
Воспитатель: Ребята, похож ли Никита на русского богатыря?
Дети отвечают
Воспитатель: Ребята, а какой подвиг совершил Никита Кожемяка?
Дети отвечают
Воспитатель: Какая беда постигла жителей города Киева?
Дети отвечают
Воспитатель: Почему пришлось отдать змею царскую дочку?
Дети отвечают
Воспитатель: Почему змей не съел красавицу?
Дети отвечают
Воспитатель: Кто мог спасти царевну? Как она об этом узнала?
Дети отвечают
Воспитатель: Чем занимался Никита?
Дети отвечают
Воспитатель: Как Никита и змей делили землю и воду?
Дети отвечают
Воспитатель: Что осталось от змея?
Дети отвечают
Воспитатель: Ребята, мне кажется пришло время и нам попробовать стать богатырями. Ну, а как вы сейчас узнаете. Вставайте в круг и повторяйте за мной.
Динамическая пауза «Богатыри».
Богатырь - вот он каков: (Показывают силу богатыря)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с древним русским творчеством - былина воспевающим подвиги древнерусских богатырей. Вам понравилась былина «Никита Кожемякин»!
Дети отвечают.
Воспитатель: Былина рассказала нам о сильном человеке Никите Кожемякине который любил свою Родину, уважал старших защищал малых.
- "Образование для всех" Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного с детьми ОВЗ в ДОУ "Надежда"
- Школа программирования для детей
- Танец - замена злости!
- Методология математики в теме "Тригонометрические уравнения"
- Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»