Казачьи игры как элемент патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Игры имеют огромное значение в жизни ребёнка, так как представляют собой
незаменимое средство получения ребёнком знаний и представлений об
окружающем мире. Они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки,
ловкости, морально — волевых качеств, укрепляют физическое здоровье.
Казачьи народные игры -самодостаточные произведения народного
творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков.
Как правило, в каждой казачьей семье было много детей, игры были такими,
что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. С помощью
подвижных игр Дети обучались основным видам движения, развивали меткость,
внимание, глазомер и другие необходимые в жизни качества, отвечающие
традициям воспитания воинского духа казаков. Игры для девочек и мальчиков
были разные. Для девочек — спокойные, чаще хороводные. Для мальчиков —
кулачные бои, скачки, попадание в мишень и т.д. Одной из любимых игр были
«Дзига», «Салки», «Чехарда», «Лапта», в которые играли с утра до вечера.
Главное преимущество казачьих игр — это выразительность и доступность, они
не требуют специального спортивного инвентаря. Сам игровой процесс начинается
с зазывалок, призывающий участников к игре. В играх используются пословицы,
поговорки, считалки, зазывалки.
Сегодня я покажу несколько казачьих игр (звучит музыка, под музыку выходят
дети и строятся в круг).
Воспитатель: Есть в нашем садике дружные ребята,
Как же вас зовут?
Дети — КАЗАЧАТА!
Ребенок,—зазывала: «Собирайся, народ
Кто со мной играть идет?
Тай-тай, налетай,
В интересную игру,
А какую … не скажу.
Поиграйте с нами,
Догадайтесь сами!»
Тай—тай, налетай
Никого не принимай!
Воспитатель: Прежде чем начать игру, напомним казачье поверье
Ребёнок: «Кто найдет подкову — тому она счастье принесет».
Проводится игра «Подкова».
Эта игра создает большие возможности для проявления инициативы и
творчества, помогает детям освоится в коллективе и получить эмоциональное
удовлетворение, развивает творческие способности детей, умение использовать
знакомые движения в свободной пляске.
Следующая игра называется «Кривой петух».
Эта хороводная игра способствует развитию памяти и умению ориентироваться
в пространстве, развивает чувство ритма и такта.
Дети: « Это кто там по утру
Прокричал Ку-ка-ре-ку?» (дети стоят в кругу, один в центре)
Дети: «Кривой петух, на чем стоишь?»
Ребенок в центре: «на иголочках»
Дети: «А тебе не колко?»
Ребенок в центре: «А я на подковачках»
Дети идут по кругу и поют:
«Ступай в кут
Там блины пекут
Там блины пекут
Тебе блин дадут»
Дети: «Кто там?»
Ребенок: «Это я, казак Артем»
Дети: «Лови нас, не открывая глаз, кого поймал — в круг позвал»
(в кругу пары кружатся, а дети делают пружинку; теперь в кругу тот, кого
поймали)
Воспитатель — Эй, ребята, казачата
А ну кубаночку поймайте
К сабле подвое вставайте!
Ребенок выбирает водящего с помощью считалочки: «Пчелы в поле полетели
Зажужжали, загудели
Сели пчелы на цветы
Мы играем — водишь -ты!
Дети стоят в кругу, один ребенок держит саблю с кубанкой. Под музыку он идет по
кругу и выбирает между кем встать. Дети, стоящие по краям водящего бегут по
кругу. Кто первый снимет кубанку с сабли, тот становится водящим, Эта игра
развивает ловкость, быстроту, снорорвку, координацию, вырабатывает умение
ориентироваться В пространстве И сопереживать за своих товарищей.
Воспитатель: «Мой ДОМ — моя крепость» — так говорили казаки И это стало их
поговоркой. И сейчас мы с вами будем строить дом казака, который называется
«курень».
Дети разбиваются на три команды, у каждой команды стоит стульчик, на нем
платок. Звучит музыка, дети гуляют по всему залу. С окончанием музыки они
бегут к своим стульям, берут платок и вытягивают его над головой — это «крыша
курня». Побеждает та команда, участники которой быстрее и аккуратнее построят
«курень». Эта игра развивает ловкость, быстроту, воспитывает чувство
коллективизма, способствует достижению цели и помогает самоутвердиться.
Следующая игра «Карусель». Это самая любимая игра у детей. Она
способствует хорошему настроению у детей, а также активизирует дыхание,
кровообращение и развивает способность реагировать на сигнал воспитателя. В
этой игре участвуют дети по количеству ленточек на карусели.
ведущий стоит в центре, держит карусель и говорит слова
«Еле, еле, еле, еле
"Закружились карусели
(дети идут спокойным шагом)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом
— (дети бегут по кругу)
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите»
Дети: «Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра»
(дети отпускают ленточки)
Воспитатель благодарит детей за участие в играх, дети отправляются в группу,
а для гостей звучит музыкальный сюрприз в исполнении юной казачки Оли,
Заключение:
Таким образом, казачьи игры — это яркое выражение народа в них играющего,
отражение народа и истории его развития. Игры это отличный способ укрепить
свой дух, своё тело, развить процесс мышления, фантазёрства, эмоциональную
составляющую нашей жизни.
- "Образование для всех" Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного с детьми ОВЗ в ДОУ "Надежда"
- Школа программирования для детей
- Танец - замена злости!
- Методология математики в теме "Тригонометрические уравнения"
- Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»