Методические материалы
Документы для скачивания
Методическая рекомендация «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда» Подготовила: Пимушкина Елена Дмитриевна, учитель- логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» Аннотация Рекомендация раскрывает понятие, сущность, требования, структуру современных диагностических технологий в работе учителя- логопеда, в частности- технологию логопедической экспресс- диагностики, где отдельный современный «скрининг- метод» является показательным при дифференциальной диагностике. Это было сделано для того, чтобы учитель- логопед мог комплексно оценивать уровень сформированности всех компонентов языковой системы ребенка при минимальных временных затратах. А технология «дидактический синквейн» облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса у дошкольников с ОНР. Эти технологии могут быть использованы в работе учителей- логопедов дошкольных образовательных организаций. Об авторе Пимушкина Елена Дмитриевна, учитель- логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области », первая квалификационная категория, педагогический стаж работы 30лет. Участвует в проблемно- исследовательской деятельности, в мероприятиях муниципальной программы по реализации стратегии развития дошкольного образования по теме: «Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного в системе коррекционной работы». Проводила открытое мероприятие на семинаре заведующих и старших воспитателей ДОО по теме «Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста». А также использует в работе с детьми инновационную методику «Логопедическая ритмика в детском саду» М. Картушиной, так как считает использование логоритмических занятий эффективным средством коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР. В 2011 г. награждена грамотой Управления Образования за добросовестный труд. В 2015 г. награждена почетной грамотой Управления Образования администрации Шебекинского района за внедрение здоровьесберегающих технологий и в связи с Международным женским днем. Список литературы: 1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно- метод. пособие. - Ростов н/ Д; изд. Феникс, 2008. 2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/ Д; изд. Феникс, 2011. 3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5( 2005) . В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня. В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. •Технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве( толковый словарь) . •Педагогическая технология- совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса( Б. Т. Лихачев) . Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство, логос – учение. В учебно- методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н. М. , Шеховцова Т. С. , представлено определение педагогической( образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам: • Технология логопедического обследования. • Технология коррекции звукопроизношения. • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. •Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи. • Технология развития интонационной стороны речи. • Технология коррекции темпо- ритмической стороны речи. • Технология развития лексико- грамматической стороны речи. • Технология логопедического массажа. Не секрет, что успех коррекции недостатков речи во многом зависит от качества планирования логопедической работы, а планирование, в свою очередь, базируется на диагностике. Именно на результатах диагностики строится основной путь коррекционно- образовательного процесса. Однако до настоящего момента нет единства в подходах к логопедическому обследованию. Многие исследователи отмечают, что проблемы диагностики речевых нарушений в современной логопедии остаются очень актуальными[ Балаева В. И. , Акименко А. К. , Шацкова А. М. и др. ] . Традиционные отечественные методики логопедической диагностики предусматривают качественный анализ данных. Они бывают, как правило, очень громоздки и неудобны в практическом применении[ Грибова О. Е. , Иншакова О. Б. , Филичева Т. Б. , Каше Г. А. ] . Российскими специалистами предпринимаются попытки разработать стандартизированный диагностический материал по логопедии, удобный в обработке данных и показательный при анализе результатов[ Архипова Е. Ф. , Фотекова Т. А. ] , однако на практике он также оказывается сложным для осуществления. Учитывая интенсивность работы логопеда в логопункте, особенную важность приобретает вопрос о необходимости разработки эффективной системы диагностики речевой сферы воспитанников путем отбора и комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных. В то же время логопеды- практики нуждаются в инструментарии, удобном в применении, простом в обработке полученных данных и доступном. Проанализировав различные методики диагностики речевого развития, включая тестовые, было решено разработать и апробировать технологию логопедической экспресс- диагностики. При отборе содержания технологии предпочтение было отдано как зарекомендовавшим себя традиционным методам с комплексным подходом к обследованию речи дошкольников, так и отдельным современным « скрининг- методам », наиболее показательным при дифференциальной диагностике. Это было сделано для того, чтобы учитель- логопед мог комплексно оценивать уровень сформированности всех компонентов языковой системы ребенка при минимальных временных затратах. А для самого процесса диагностики, обработки и анализа результатов были отобраны и адаптированы современные программные средства ИКТ, доступные большинству современных пользователей компьютеров( Microsoft Office Excel и Microsoft Office Access) . Это в значительной степени оптимизировало трудовые затраты специалиста, как в плане применения диагностического материала, так и в плане ведения и заполнения документации. Новизной данной технологии является отбор минимальных диагностических средств и приемов и отсев «избыточного» материала в содержании, а также создание шаблонов для автоматизации самого процесса, обработки и учета полученных результатов. Она проста и удобна для применения в процессе обследования, а также для получения разнообразных отчетов по ее итогам: протокола обследования, таблиц( особенностей звукопроизношения, слоговой структуры и др. ) , диаграмм( структуры речевого профиля и профиля звукопроизношения) , отражающих состояние на определенный момент и динамику. Данная технология апробировалась в течение двух лет в логопедическом пункте ДОО и в частной практике. За это время в первоначальный вариант содержания и оформления вносились поправки, и автор отдает себе отчет в том, что и в будущем такие коррективы не могут быть полностью исключены. Велась работа по отслеживанию корректности логопедического заключения, основанного на критериях предлагаемой технологии, и, надо сказать, мы убедились в правильности рассмотрения количественных показателей не в общем, а по отдельным блокам в сравнении друг с другом. Ведь существующая психолого- педагогическая классификация нарушений речи как раз предусматривает рассмотрение нарушения отдельных сторон в целостной системе речи. Авторский шаблон Т. Л. Вербицкой на базе Microsoft Office Excel" Экспресс диагностика речевого развития дошкольника" Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Лексико- грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане. - Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. - Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. - Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн. Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что: - Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя- л огопеда. - Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. - Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. - Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. - Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ( памяти, внимания, мышления) . Таким образом, технология « Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Образовательная область: речевое развитие. Тема: «День защитника Отечества» Подготовила: Пимушкина Е. Д. , учитель- логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» Цель: закреплять представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Коррекционно- образовательные зада чи: - учить образовывать существительные в творительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы. - развитие умения употреблять имена существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом; - закрепление навыков употребления антонимов. Коррекционно- развивающие задачи: - активизация и обогащение словарного запаса по теме «День защитника Отечества. Виды войск»; - развитие умения отвечать на вопросы полным предложением; - развитие навыков языкового анализа и синтеза на уровне предложения; - развитие мышления, слухового восприятия, внимания. Воспитательн ые: - воспитание чувства патриотизма; - воспитание у детей са моконтроля за собственной речью; - формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение работать в коллективе. 1. Организационный этап. Мой барабан стучит, заливается И ребята вокруг собираются. Настал день, я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу, вы веселы, бодры, здоровы, а играть вы готовы? - Давайте поздороваемся. - Здравствуйте, ребята! - З дравствуйте, гости! 2. Мотивационно- ориентировочный этап- Ребята, какой праздник приближается? Посмотрите, нам пришло письмо. Давайте, прочтем кому и от кого это письмо. Посмотрите на фото, это- Алексей, он служил в Армии в воисках. А сейчас он работает в полиции. Проблемно- поисковый этап. Как вы думаете, зачем Алексей положил в конверт эти карточки и звездочки. Может эти звездочки должны получить за что- либо? Когда задание выполним, расставим все звездочки, сфотографируемся и пошлем фото Алексею. Практический этап. - Кто такие защитники Отечества? Сегодня поговорим о военных профессиях. 1- задание «Кем хотят стать мальчики? »- Кем станут мальчики, если они хотят: охранять границу — пограничниками плавать на корабле — моряками летать на самолёте — лётчиками плавать на подводной лодке — подводниками управлять танком — танкистами запускать ракеты — ракетчиками летать на вертолёте — вертолётчиками прыгать с парашютом — парашютистами разведывать обстановку — разведчиками служить в армии — солдатами 2. Упражнение “Скажи много”. Кому попадет мя ч, тот должен сказат ь- много. См елый летчик – смелые летчики. Жел езная каска – железные каски. Быстрая ракета- …. . Военный корабль- …Взлетная полоса- …Пограничная полоса- …Опасный путь- …Государственная граница- …- С заданием справились все. 3. Игра" Кем или чем управляют? " - Я кидаю мяч одному из вас и называю профессию. А вы ловите мяч, говорите, чем или кем управляют эти люди, и возвращаете мяч. - Летчики управляют чем? . ( самолетами) - Капитаны военного корабля управляют чем? . ( кораблями) - Танкисты управляют чем? . ( танками) - Подводники управляют чем? . ( подводными лодками) - Парашютисты управляют чем? ( парашютами) - Вертолетчики управляют чем? . ( вертолетами) - Летчики истребители управляют чем? …( истребителями) - Генерал управляет кем? . ( солдатами) - Ракетчики управляют чем? …( ракетами) 4 задание. - Послушайте предложения. В них допущены ошибки. Ваша задача их исправить и произнести предложение правильно. Корабль служат на моряках. Вертолеты управляют вертолетчиками. Снаряды стреляют артиллеристами. Моря плавают в подводных лодках. Собаки защищают Родину с пограничниками. Снаряды стреляют пушками. Пули стреляют пистолетами. Танк управляет танкистами. Солдат командует генералами. Физминутка На одной ноге постой- ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди, Да смотри, не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Раз, два – дружно в ногу, Три, четыре – тверже шаг. 5. Деление слов на слоги. 6. Составьте предложения по своим картинкам 7. Работа со схемами предложений. Рефлексивно- оценочный этап. Просмотр видеоролика. - Ребята, как вы думаете, справились с заданиями? - Какие задания вам понравились, какие вызвали затруднения? Давайте сфотографируемся и пошлем наше фото Алексею. Технология изучения указанной темы № Этап занятия Ход непосредственно образовательной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Время 1 Организационный этап- Мой барабан стучит, заливается И ребята вокруг собираются. Настал день, я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу, вы веселы, бодры, здоровы, а играть вы готовы? - Давайте поздороваемся. - Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте, гости! Дети становятся в круг. Дети повторяют движения руками вслед за педагогом. Дети здороваются. 1 мин. 2 Мотивационн о- ориентировочный этап- Ребята, какой праздник приближается? Посмотрите, нам пришло письмо. Давайте, прочтем кому и от кого это письмо. Посмотрите на фото, это- Алексей, он служил в Армии в ………. . воисках. А сейчас он работает в полиции. Дети находятся вокру г педагога и рассматривают фотографии 2 мин 3 Проблемно- поисковый этап Как вы думаете, зачем Алексей положил в конверт эти карточки и звездочки. Может эти звездочки должны получить за что- либо? Когда задание выполним, расставим все звездочки, сфотографируемся и пошлем фото Алексею. Дети: . Дети предлагают свои варианты 2 мин. 4 Практический этап- Кто такие защитники Отечества? Сегодня поговорим о военных профессиях. 1. 1- задание «Кем хотят стать мальчики? »- Кем станут мальчики, если они хотят: охранять границу — пограничниками плавать на корабле — моряками летать на самолёте — лётчиками плавать на подводной лодке — подводниками управлять танком — танкистами запускать ракеты — ракетчиками летать на вертолёте — вертолётчиками прыгать с парашютом — парашютистами разведывать обстановку — разведчиками служить в армии — солдатами 2. Упражнение “Скажи много”. Кому попадет мяч, тот должен сказат ь- много. Смелый летчик – смелые летчики. Железная каска – железные каски. Быстрая ракета- …. . Военный корабль- …Взлетная полоса- …Пограничная полоса- …Опасный путь- …Государственная граница- …- С заданием справились все. 3. Игра" Кем или чем управляют? " - Я кидаю мяч одному из вас и называю профессию. А вы ловите мяч, говорите, чем или кем управляют эти люди, и возвращаете мяч. - Летчики управляют чем? . ( самолетами) - Капитаны военного корабля управляют чем? . ( кораблями) - Танкисты управляют чем? . ( танками) - Подводники управляют чем? . ( подводными лодками) - Парашютисты управляют чем? ( парашютами) - Вертолетчики управляют чем? . ( вертолетами) - Летчики истребители управляют чем? …( истребителями) - Генерал управляет кем? . ( солдатами) - Ракетчики управляют чем? …( ракетами) 4 задание. - Послушайте предложения. В них допущены ошибки. Ваша задача их исправить и произнести предложение правильно. Корабль служат на моряках. Вертолеты управляют вертолетчиками. Снаряды стреляют артиллеристами. Моря плавают в подводных лодках. Собаки защищают Родину с пограничниками. Снаряды стреляют пушками. Пули стреляют пистолетами. Танк управляет танкистами. Солдат командует генералами. Физминутка На одной ноге постой- ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди, Да смотри, не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Раз, два – дружно в ногу, Три, четыре – тверже шаг. 5. Деление слов на слоги. 6. Составьте предложения по своим картинкам 7. Р абота со схемами предложений Ответы детей. Ответы детей Ответы детей Дети произносят правильно предложения Дети выполняют движения по тексту Дети выкладывают схемы предложений 20 мин 5 Рефлексивно- оценочный этап Ребята о чём мы сегодня с вами говорили? - Какие задания выполняли? - Какие вам понравились, какие вызвали затруднения? Посмотрите видеоролик 3 мин 6 Последующая работа. На следующем занятии мы поговорим еще о других военных профессиях и подготовим поздравления для пап и дедушек. 1мин.
Технологическая карта ОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: « Ах, ты, Зимушка – зима» Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Учитель- логопед: Пимушкина Елена Дмитриевна Образовательная область: Речевое развитие. ( Познавател ьное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие) Тема О ОД: «Ах, ты, Зимушка – зима » Цель: обобщение и уточнение знаний, обогащение словаря детей о зиме и ее приметах. Задачи: Коррекционно – образовательные: 1. Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. 2. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, подбирать слова- признаки. 3. Учить подбирать однокоренные слова. 4. Совершенствовать умения словоизменений – преобразовывать существительное в прилагательное( мороз- м орозная, снег – снежная и т. д. ) 5. Развивать связную речь, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А 6. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Коррекционно- р азвивающие: 1. Развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие. 2. Развивать координацию движений, тонкую моторику. 3. Развивать фонемат ический слух. 4. Развивать познавательную активност ь в течение образовательной деятельности, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения. 5. Развивать правильн ый речевой выдох, координацию речи с движением. Коррекционно- в оспитательные: 1. Продолжать воспитывать умение детей работать сообща. 2. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к взрослым и друг к другу. 3. Воспитывать любовь к родной природе. Планируемые результаты: дети знают о зиме и ее приметах, владеют навыками словообразования, подбирают прилагательные, подбирают однокоренные слова, умеют делить слова на слоги, могут говорить сложносочиненными предложениями. Организация пространства: магнитная доска; мультимедийный проектор и презентация на флэшке; колокольчик; сундучок с подарками; мешочек; слоговой «поезд» и картинки для него( снеговик, рыбка, снежинка, волк, дом) ; пл ан- схема; массажные коврики; снежки; снежинки; игрушка собаки; минилипучие шарики на каждого ребенка; материал для рефлексии- бумажные снежинки. Подготовительная работа: беседы, чтение и ра ссматривание картинок о зиме; деление слов на слоги, разучивание физкультминутки. Технология изучения указанной темы № Этап занятия Ход непосредственно образовательной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Время 1 Организационный этап- Мой колокольчикзвенит, заливается И ребята вокруг собираются. Настал день, я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу, вы веселы, бодры, здоровы, а играть вы готовы? - Давайте поздороваемся. - Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте, гости! Дети становятся в круг. Дети повторяют движения руками вслед за педагогом. Дети здороваются. 1 мин. 2 Мотивационн о- ориентировочный этап- Ребята, отгадайте загадку: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках пр о катила. - Какое это время года? А вы любите зиму? - Ребята, кто- то нам звонит, включим скайп. ( Демонстрация видео по компьютеру: Фея Зимы, говорит, что исчез весь снег, возмож но его похитила Снежная Королев) Дети: Зима. Дети находятся вокруг педагога и рассматривают видео 2 мин 3 Проблемно- поисковый этап- Ребята, как нам быть, как нам помочь Фее Зимы? - Да, правильно, нужно помочь разыскать снег. - Я хочу предлож ить вам вот такой план. Педагог показывает детям план- схему. ( В первом «окошке»- нарисовано снежное королевство, во втором- знак вопроса, в третьем- снежинки. ) Мы отправимся в Снежное Королевство и, выполняя интересные задания, будем получать волшебные снежинки, которые будем складывать вот в этот мешочек. Дети: Да, мы сможем помоч ь, нужно разыскать снег. Дети предлагают свои варианты 2 мин. 4 Практический этап- Ребята, закрывайте глаза, открывайте, вот мы и в Снежном Королевстве. Слышите, что это за звуки. Как вы думаете, что звучит? - Правильно, когда вь юга воет, какой звук она издает? Давайте изобразим вьюгу. Она воет сначала тихо, постепенно усиливается. Получаем мы снежинку и кладем в мешочек. - А теперь поиграем в игру «Подбери слово» Я буду говорить каждому из вас зимнее слово, а вы придумайте, какая бывает зима, а затем бросите снежок в обруч. Я первая начну: стужа – значит студенная зима. ( з атем детям: мороз, снег, ветер, холод, вьюга, сказка) Получаем снежинку и кладем в мешочек. - Ребята, садитесь за столы. Давайте поиграем в игру «Поймай зимнее слово» Хлопните в ладоши, когда услышите слово, относящееся к зиме: сугроб, лыжи, санки, велосипед, мороз, сосулька, ромашка, коньки, снег, сандалии. Получаем снежинку и кладем в мешочек. - Ребята, посмотрите, это «слоговой поезд». Будем делить слова на слоги. Если в слове один слог, то постави м картинку в первый вагон, е сли- два слога- во второй вагон, а если три слога- в третий вагон. Давайте сначала все вместе поделим слова с псом- помощником. Вы прохлопывайте слова. ( Игушка собаки с открывающейся пастью; слова: снег, сосулька, санки) А теперь возьмите каждый себе картинку, назовите, прохлопайте по слогам и поставьте в нужный вагон. Получаем снежинку и кладем в мешочек. Ф ИЗМИНУТКА на массажных ковриках. «Наконец пришла зима, Стали белыми дома, Снег на улице идёт, Дворник улицу метёт, Мы катаемся на санках, Пишем на катке круги, Ловко бегаем на лыжах, И играем все в снежки. - Ребята, помогите собрать снеговика. Какой ком сначала возьмем? Следующий ком какой будет? Для головы какой ком возьмем? Для шапки снеговику, что возьмем? Что осталось нам прикрепить? - У вас на столах лежат маленькие снеговички, вы должны б удете сравнить своего снеговика с большим снеговиком и ответить чем они отличаются. Получаем снежинку и кладем в мешочек. - Ребята, давайте посмотрим на эту интересную схему. Что это изображено в верхнем кармашке? Будем учиться подбирать слова- родственники к слову СНЕГ по этой схеме. Слова- родственники, слова, которые все будут начинаться на сло г- СНЕ. Первое окошко – нужно назвать слово, кторое говорят, когда много- от слова- Снег. Закрываем одно окошко. Второе, назвать слово, о бозначающее большущий снег. Закрываем одно окошко. Третье, назвать слово, кторое говорят, когда маленький снег. А одна? Закрываем два окошка. Четвертое, кто внучка у Деда Мороза? Закрываем одно окошко. Пятое, назвать слово- дейсвие. Что делает? Я вам подскажу – есть такое слов о- снежит. Закрываем одно окошко. И последнее, назвать слова- признаки от слова- С НЕГ. Зима какая? Ком какой? Закрываем два окошка. Получаем снежинку и кладем в мешочек. - Ребята, на какой звук начинается слово СНЕГ. А сейчас нужно каждому из вас выложить шариками- липучками букву С. Вот буква на доске, посмотрите, кто затрудняется. Получаем снежинку и кладем в мешочек. - Ребята, п осмотрит е, вот 6 снежинок, если вы правильно подуете, сдуете их с ладошек, то мы сможем положить их в мешочек. Плечи не поднимать, щеки не надувать, плавно сдувайте. Дети: вьюга Дети: уууу уууУУУ Затем выполняют дети( морозная, снежная, в етренная, холодная, вьюжная, сказочная) Дети выполняют задание. Дети выполняют все согласно инструкции. Шесть детей, шесть картинок; дети по- очереди находят картинки, затем делят хлопками их на слоги и ставят в нужный вагон. Дети проговаривают и повторят движения за педагогом. Дети разводят руки в стороны Складывают руки домиком над головой Двигают руками сверху вниз Имитируют Приседают, руки вытягивают вперёд Руки закладывают за спину, Имитируют Лепят и бросают снежки Дети: большой Дети: средний Дети: маленький Дети: синее ведро Дети: руки и метлу. Дети по очереди называют различия снеговиков. Дети: снег. Дети: снега. Дети: снежище. Дети: снежок, снежинка. Дети: Снегурочка. Дети: снежная; снежный Дети: На звук С Дети выкладывают букву С шариками- липучками. Дети сдувают снежинки с ладошек. 1 3 мин 5 Рефлексивно- оценочный этап- Р ебята, посмотрите, сколько снежинок мы собрали. Посмотрите, какой красивый снежный лес. ( Включить видео зимнего леса) Как вы думаете, помогли вы Фее Зимы вернуть снег? Рефлексия. - Давайте, порадуемся снегу, подбросим снежинки. - Ребята, понравилось вам наше путешествие? - Если вы считаете, что спр авил ись с заданиями, у вас всё получилось, было и нтересно, весело и занимательно, то возьмите ажурные снежинки. А, если кто думает, что у него не все получилось, было трудно, волнительно, возьмите бумажные снежинки. ( Демонстрация видео по компьютеру: Ф ея Зимы, говорит, что дети упешно справились с заданиями и вернули снег и предлагает найти подарки в волшебном сундучке. ) Дети: Да, помогли. Дети подбрасывают снежинки. Дети соответствующий предмет и объясняют свой выбор. 2 мин 6 Последующая работа. - Ребята, наша встреча по дошла к концу. Мы следующий раз мы поговорим о зимних видах спорта.
План мероприятий недели логопедии в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Ш ебекино Белгородской области» учителя- логопеда Пимушкиной Е. Д. с 04. 02. 2019 по 08. 02. 2019г День недели, число Мероприятие Время Участники Ответственные Понедельник 04. 02. 2019 г. Выставка дидактических игр по обучению грамоте; новой литературы, соответствующей ФГОС 13. 00 Учитель- логопед, педагоги Учитель- логопед Вторник 05. 02. 2019г. Мастер- класс «Логоритмика – праздник красивой речи»( на конкурсе «Воспитатель года 2019» 10. 00 Учитель- логопед, педагоги Учитель- логопед Среда 06. 02. 2019г. Квест- игра для педагогов Анкетирование «Готовы ли вы отдать ребенка в школу? » 13. 15 16. 30 Педагоги, учитель- логопед Родители, учитель- логопед Учитель- логопед Четверг 07. 02. 2019г. Презентация для педагогов комплекса дидактических игр «Веселые музыканты» 13. 00 Педагоги, учитель- логопед Учитель- логопед Пятница 08. 02. 2019г. Квест- игра для детей с ТНР «Путешествие на поезде» 11. 00 учитель- логопед, дети Учитель- логопед Отчет о проведенных мероприятиях во время « Логопедической недели» с 04. 02. 2019 г. по 08. 02. 2019 г. учителя- логопеда МАДОУ№7 Пимушкиной Е. Д. Неделя логопедии проводилась в соответствии с планом работы МБУ «ЦДК», ориентирована на повышение профессионального уровня учителей- логопедов, творческого потенциала и значимости логопедических знаний у всех участников образовательного пространства в образовательных организациях и пропаганду логопедических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности и эффективности образования. Все запланированные мероприятия на «Логопедическую неделю» б ыли проведены. Задачи Недели логопедии о создании условий для самореализации обучающ ихся и раскрытия их творческого потенциала, закрепления знаний, получе нных на логопедических занятиях, были выполнены. В понедельник 04. 02. все было готово для проведения запланированных мероприятий, мы с детьми украсили группу, в уголке логопеда для родителей была предоставлена информация о проведении всех мероприятий: план мероп риятий, заверенный заведующим МАДОУ. В понедельник 04. 02 была проведена презентация дидактических игр по обучению грамоте для воспитателей с таршей и подготовительной групп. Целью данной презентации было познакомить воспитателей с изготовлением и использованием различных дидактических игр по обучению детей грамоте. Воспитатели с интересом рассматривали дидактические игры и отметили такие игры, как «Рассели картинки», «Где нужный квадрат? », «Найди буквы» и другие. А затем познакомила педагогов с новой методической литературой: «Логопедические занятия с детьми 4- 5лет( ФГОС: п рактика) ; О. Е. Громова «Говорю правильно»; «Веселая арт икуляционная гимнастика». Во вторник 05. 02. 2019г. я участвовала в конкурсе «Воспитатель года 2019», где представила свой мастер- класс по логопедической ритмике. Тема: «Веселые артисты»( С использованием здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного) . Целью мастер- класса было познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо- моторной координации, слухового внимания, развитие физиологического речевого дыхания, преодоление нарушений слоговой структуры слова. В среду 06. 02. была проведена квест- игра для педагогов. Целью квест- игры было повышение творческой активности педагогов дошкольного учреждения, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и иетодов в работе с детьми. Квест- игра прошла в дружественной приятной атмосфере, все участники были активны, с интересом и творчеством подходили к выполнению различных заданий. В среду вечером родители заполнили анкеты «Готовы ли вы отдать ребенка в школу? », где у родителей был положительный настрой. Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения" первоклашки" является психологическое настроение родителей к началу обучения. Известно, что как чрезмерная тревожность так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Некоторые родители задавали вопросы по обучению грамоте, по обучению чтению. В четверг 07. 02. была проведена п резентация для педагогов ДОУ комплекса дидактических игр «Веселые музыканты». Целью данной презентации было познакомить педагогов с тем, как можно использовать такие игры, где главными задачами являются развитие чувства ритма и мелкой моторики пальцев. Педагоги были заинтересованы изготовлением и применением этих игр. В пятницу 08. 02. 2019г. была проведена квест- игра для детей с ТНР «Путешествие на поезде». Цель ю данного праздника было: закреплять приобретённые произносительные умения детей; совершенствовать интонационную и ле ксическую выразительность речи; закреплять графические обр азы печатных букв; активи зировать творческие способности детей. Детям очень понравился праздник, у всех было веселое настроение. Дети с интересом и непринужденно выполняли все задания в игровой форме. Готовы ли вы отдать ребенка в школу? Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения" первоклашки" является психологическое настроение родителей к началу обучения. Известно, что как чрезмерная тревожность так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Результаты этого теста дадут Вам ответ на выше поставленный вопрос. Если Вы согласны с утверждением поставьте 1 балл. 1. Вы считаете, что Вашему ребенку трудно учится в школе? 2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть? 3. Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом? 4. Вы думаете, что он не сможет быть лучше всех 5. Вы считаете, что дети- " первоклашки" не умеют быть достаточно самостоятельными? 6. Вас волнует вопрос, будет ли" первый" учитель внимательный к вашему ребенку? 7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка? 8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка? 9. Без Вас ребенок часто плачет, угнетен? 10. По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе? 11. Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе 12. Вам кажет ся, что в начальной школе дети мало чему могут обучиться? 13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным? 14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас? 15. Вы уверены, что дети- первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку? 10 и более баллов Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился- обратитесь к психологу. 5- 10 баллов Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе. 4 и менее баллов Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хорошим советом для Вас будет не быть беспечным и невнимательным.
Мастер- класс по логоритмике Составитель: Пимушкина Е. Д. , учитель- логопед МАДОУ№7 г. Ш ебекино Тема: «Веселые артисты»( С использованием здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного) Цель мастер- класса: познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувст ва и слухо- моторной координации, слухового внимания, развитие физиологического речевого дыхания, преодоление нарушений слоговой структуры слова. Оборудование: Шапочки медвежат; имитация музыкальных инструментов: дудки, клавиши; погремушки; султанчики; массажные коврики; видеоклип. Мастер- кла сс вкл ючает: — вводное слово по теме «Что такое логоритмика? »; — практическое занятие с педагогами. Предполагаемый результат: Внедрение элементов логоритмики в педагогическую деятельность. Что такое логоритмика? Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. По мнению известного швейцарского педагога, основателя ритмической гимнастики Э. Жака- Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Сегодня под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии( терапия движением) , направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. В результате занятий логоритмикой происходят положительные изменения в развитии ребенка: нормализация темпа и ритма речи развитие речевой моторики для правильного произношения звуков развитие слухового внимания развитие фонематического с луха( очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе) развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики развитие пространственной организации движений( как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе) развитие физиологического речевого дыхания преодоление нарушений слоговой структуры; воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощатьс я. Ход логопедической ритмики. - Друзья, хотите превратиться в веселых живот ных и отправиться в веселое музы кальное путешествие. ( надеваю колпак волшебницы) - 1, 2, 3, 4, 5- начинаю колдовать, ребят в медвежат превращать, наденьте шапочки медведей. ( Надевают шапочки медвежат) Давайте поиграем в игру «Медвежата»( предлагается стать на массажные коврики) Медвежата в чаще жили, ( Движения по тексту) Головой своей крутили Вот так и вот так, Еще эдак, еще так Медвежата мед искали Дружно дерево качали Вот…………………… Вперевалочку ходили И из речки воду пили Вот…………………… А потом они плясали Дружно лапы поднимали Вот так и вот так Дружно лапы поднимали. Задание второе. Гимнастика для глаз «Белка»- Играли наши пальчики и язычки, а теперь поиграют глаза. Белка дятла поджидала, ( вправо- влево) Гостя вкусно угощала- Ну- ка, дятел посмотри- ( вверх вниз) Вот орехи: раз, два, три( перемещать взгляд 3 р. ) Пообедал дятел с белкой И пошел играть в горелки( помор гать) Потом сели отдыхать( погладить веки) Медвежаток в гости ждать. Задание третье. Пальчиковая игра « По клавишам стучим»- Возьмите клавиши пианино, присаживайтесь, сейчас будем играть на пианино, повторяйте за мной Играем, играем, по клавишам стучим, Указательный пальчик мой не сможет, Средний пальчик мне поможет Играем, играем, по клавишам стучим Средний пальчик мой не сможет Безымянный пальчик мне поможет Мизинчик мне поможет Большой пальчик мне поможет Играем, играем, по пальчикам стучим. Задание четверто е. Упражнение на развитие речевого дыхания, отработки плавной воздушной струи «Подуй на султанчик»- Ребята, прежде чем поиграть на дудучках, давйте подуем на султанчики, вдох через нос, выдох и подуйте, щеки не надувайте. З адание пятое. Игра на повторение ритмического рисунка «Дудочки»- Я буду играть на барабане, а вы такую же ритмическую пропевку слогом- ДУ Задание шестое. Игра с погремушками. ( Развитие слухового внимания на речевом материале) - Если фраза правильная, тогда отбивайте ритм и пойте: Да, д а, да- да- да. А если фраза не верна: Нет, н ет, нет- нет- нет. Зимой на деревьях появляются почки. Зимой медведь спит в берлоге. Зимой птицы вьют гнезда. Зимой листья зеленеют. После зимы наступит весна. Задание седьмое. Видеоклип( Выполнение движений и пропевание по тексту за ведущей видео «Звериный разговор») Релоксация. - Друзья, если вы считаете, что вы справились со всеми заданиями, вам было интересно, познавательно, то возьмите улыбки, а если вам не все понравилось, было трудно, не интересно, тогда возьмите грустный смайлик. Литература: 1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. M. , 1985. 2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. , 2004. 3. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. М. , 2002. 4. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. М. , 2006.
- "Образование для всех" Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного с детьми ОВЗ в ДОУ "Надежда"
- Школа программирования для детей
- Танец - замена злости!
- Методология математики в теме "Тригонометрические уравнения"
- Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»