«Развиваем пальчики – улучшаем речь»
Консультация для воспитателей
«Развиваем пальчики – улучшаем речь»
Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстаёт (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать.
Загляните вы сюда –
Другом станет вам игра,
Так занятна и умна.
Увлечет игрой веселой
И поможет перед школой
Руки, пальчики развить,
Чтоб отличниками быть.
Разнообразные по форме и содержанию задания развивают память и воображение ребенка, помогут ему при подготовке к школе.
ВЫКЛАДЫВАНИЕ БУКВ
Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу.
Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится их читать.
Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.
Буквы
Буквы из мозаики Нравятся и заиньке, И ежу, и мишке – Вот они, детишки.
ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор – творить наиболее понравившихся ему персонажей.
Не сдерживайте фантазию ребенка – среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего малыша.
Сказки оживают
Кусочки пластилина Катает наша Зина: Шарики, колбаски,
И оживают сказки. Пальчики стараются, Лепят, развиваются.
ИГРЫ С БУМАГОЙ
Этот комплекс игр поможет вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объёмные игрушки. Пусть ребёнок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объёмные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами.
Бумажный дом
Строим дом многоэтажный Из кубов и пирамид.
Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит.
ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ, БУСАМИ, ОРЕХАМИ
Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Карандаш
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.
РИСОВАНИЕ
Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.
Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребёнком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребёнку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторю половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.
Рисунки на песке
На песке рисую горы, Лес дремучий, а потом
Нарисую выше тучи Дом, в котором Мы живём.
НА САДОВСКОМ ОГОРОДЕ
Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра и посильная работа на огороде, на клумбах участка.
Расскажите малышу, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и т.п.).
Прополка
Зайка мало отдыхает, Грядки полет, поливает. Огород его хорош, Сорняков в нем не найдешь.
А морковка – просто чудо. – Есть один её не буду,– Так решил зайчонок,– Пусть поест слоненок.
ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку.
Ёжик
Пыхтя, тащил домой грибок Проворный маленький зверёк.
Ни головы, ни ножек, – Конечно, это ёжик.
- "Образование для всех" Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного с детьми ОВЗ в ДОУ "Надежда"
- Школа программирования для детей
- Танец - замена злости!
- Методология математики в теме "Тригонометрические уравнения"
- Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»