Урок "Путешествие по природным зонам России" 4 класс
Документы для скачивания
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс УРОК- ИГРА «Путешествие по природным зонам России» Тип урока: нетрадиционный- обобщение изученного материала. Цели урока: - обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»; - закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ, взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования; - проверить знания, умения и навыки учащихся по теме. Формируемые УУД: познавательные — понимать информацию, представленную в различных формах; коммуникативные — учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. ; регулятивные — самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. ; личностные — ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Планируемый результат: Развитие интереса к изучению природы России. Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России. ХОД УРОКА Орг. м омент. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок наш пошё л каждому впрок, Активно включайся в работу дружок! - Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга. Я желаю вам хорошей плодотворной работы. Садитесь. Актуализация опорных знаний. - Послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём мы будем говорить на уроке. Если долго- долго- долго В самолёте нам лететь, Если долго- долго- долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Место, где звенит весна, И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна. - О чём это стихотворение? - Как называется наш раздел? - О чём вы узнали, изучая раздел? Какая карта помогала нам изучать природу России? - Сегодня к нам пожаловал гость. ( п оявляется домовёнок Кузя) Домовёнок Кузя сегодня пришёл в гости не с пустыми руками. Что находится в его сундучке? - Отгадайте загадки: Я — травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. ( ирис- степь) Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одёжке, Свесив серёжки. ( берёза- леса) В тундре мёрзлой он растёт, Среди северных болот. Там пасут олений лагерь, А растение то- . . . ( ягель- тундра) . Мои листочки так остры, Что называются – шипы. Я лакомое блюдо В пустыне для верблюда. ( верблюжья колючка- пустыня) - Домовёнок Кузя очень хозяйственный и домовитый. Спрашивает вашего совета, можно ли посадить эти растения на одной грядке? Почему? - Домовёнок Кузя заинтересовался, ч то называют природной зоной? Он ни когда раньше не слышал такого словосочетания. Попробуйте объяснить, ведь этого определения не было в учебнике. - Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Пришло время проверить наши знания. - Сформулируйте тему урока. Какую це ль мы поставим перед собой? Где в жизни пригод и тся знание природных зон? Как будем достигать цели? - Сегодня у нас обобщающий урок- игра по теме “Природные зоны России”. Наша задача – проверит ь и обобщить свои знания. Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний. Для лучших знатоков природы Домовёнок Кузя приготовил сюрприз. - Положите перед собой маршрутный лист. Заполните фамилию, дату, класс. - На нашей дорожке знаний несколько остановок. - Если вы будете внимательно и правильно выполнять задания, сможете преодолеть большое расстояние. Используйте все знания, которые вы приобрели, изучая наш раздел. Какие качества нам пригодятся? Не забудьте взять с собой смекалку, наблюдательность, честность, дружелюбие, взаимовыручку и другие хорошие качества. В добрый путь! Работа по теме урока. 1 остановка называется “Узнай меня”- Как мы будем работать? ( индивидуально) - Послушайте описание природной зоны, запишите её название. Эта зона – царство снега и льда. К жизни в суровых условиях приспособились немногие организмы. Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песками. Здесь редко бывают дожди. Человек, побывавший здесь, начинает особенно ценить воду. Это холодная безлесная равнина на севере нашей страны. Земля промерзает на большую глубину. Здесь много болот и озёр. Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима короткая. Лето жаркое, дождей выпадает немного. Почвы плодородны. Зона занимает больше половины территории России. Богат и разнообразен животный и растительный мир. Эта зона занимает Черноморское побережье Кавказа. - Проверим друг друга. Поменяйтесь маршрутными листами. Если ответ неверный, зачеркните слово. На доске правильные названия природных зон: 1) Арктические пустыни 2) Пустыня 3) Т ундра 4) Степь 5) Лес 6) Субтропики- Верните лист другу. Подведём итоги 1 остановки, отметим результаты на дорожке. - Зарисуйте столько клеточек, сколько у вас правильных ответов. Если у вас все ответы правильные, зарисуйте 6 клеточек, если 5 ответов верны – 5 клеточек и т. д. 1 клетка – это 1 км. Сколько километров вы прошли? – Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? ( Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по- разному) – Расположите природные зоны по порядку их следования с севера на юг. На 2 й остановк е вам нужно “Сдела ть выбор”- Как будем работать? ( в паре) - Перед вами контрольный тест. Вместе с другом в паре выберите правильный ответ. Выполнение контрольного теста. Проверим себя( самост. ) 1а, 2в, 3б, 4г, 5а, 6а, 7в, 8г, 9в, 10б. Зарисуйте столько клеточек, сколько у вас правильных ответов. Физминутка. - В какой природной зоне мы живём? ( степь) Встречается ли эта зона в других частях России? Мы посвятим этот этап зоне степи. Наша 3 остановка называется “То ли правда, то ли ложь”. - Что будем делать? ( фм) - Послушайте утверждение, если оно верно – поднимитесь на носочки, тяни тесь вверх, если неверно – присядьте. Зона степи протянулась с запада на восток по побережью северных морей. ( - ) В степи части дуют горячие сухие ветры – суховеи. ( + ) Растения степи тянутся высоко к солнцу. ( - ) Редкими животными степи считают журавля- красавку, дрофу, степного орла. ( + ) Главное занятие населения степи – оленеводство. ( - ) Степная зона славится самой плодородной почвой – чернозёмом. ( + ) Степи занимают больше половины территории России. ( - ) Одна из экологических проблем степи – браконьерство. ( + ) Природа этой зоны нуждается в охране. ( + ) - Молодцы! Двигаемся дальше. Продолжение работы по теме урока. На 4 остановк е мы узнаем “Кто здесь лишний”. - Как будем работать? ( в группе – по рядам) - Найдите и зачерните лишнее слово в каждой строчке. Амурский тигр, тюлень, белый медведь. ( л еса- арктика) Клён, лиственница, дуб. ( т айга- широколиственные леса) Тополь, карликовая берёза, полярная ива( леса- тундра) Белая куропатка, кедровка, глухарь. ( т ундра- леса) Ковыль, верблюжья колючка, тюльпан. ( п устыня- степи) Ящерица, черепаха, бархан. ( в ал из песка – животные) - Для проверки приглашаю от каждого ряда по 2 человека. Я читаю названия, дети поочерёдно называют лишнее слово и объясняют. Остальные ученики условными знаками( + - ) показывают, согласны или нет. Подведение итогов на дорожке. 5 остановка “Сам себе художник”( инд. ) В д омашнем задании вы изобразили ту природную зону, в которой хотели бы побывать. Расскажите, почему вас заинтересовала эта зона? Подтвердите свой выбор, продекламируйте нам синквейн. Дополните дорожку своим рисунком по теме “Природные зоны России” – зарисуйте клеточку, если подготовили рисунок и синквейн. Мы прибыли на 6 остановк у «Перекличка природных зон»- Как будем работать? ( в исследовательских группах) - Уважаемые исследователи природных зон, п о моей команде с оберитесь в группу той природной зоны, которую вы изобразили на рис унке. На шести партах стоят таблички с названием природной зоны. Оставьте всё на своей парте, встаньте, задвиньте стул. Спокойно, вежливо, не задевая других исследователей, найдите свою группу. Начинайте. - На парте конверт с заданием. В конверте находятся различные карточки, но только 4 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы о географическом положении, климате зоны, занятии населения и заповедниках. Лишние карточки уберите в конверт. Выберите докладчика. Вернитесь на своё место в классе. ( Ученики работают в группах, находят 4 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску, возвращаются на свои места в классе) - Уважаемые исследователи, дайте, пожалуйста, интервью «Первому лицейскому каналу»: — Смогла ли группа справиться с заданием? — Что помогло в работе группы? — Что мешало выполнять задание группе? — Кого из ребят группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями? — Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы? — Как ты оцениваешь свою работу в группе? - Проверим и подведём итоги остановки в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы. - Географ показывает на карте положение зоны, докладчик рассказывает о климате, занятиях населения, заповедниках зоны. Класс «ловит» хлопками ошибки. Подведение итогов на дорожке. ( 4 балла) Рефлексия. - Вот и закончились наши остановки. Оцените свои достижения на Д орожке знаний и запишите, сколько километров вы прошли. ( 1 клетка – 1 км) - Условно разделим наш пройденный путь по природным зонам. В зону субтропиков попали те, кто прошёл 25 км, наградой за ваш труд будет отдых в прекрасном туристическом центре России – г. С очи. Кто прошёл 20 км, остановился в тёплой зоне степей, поторопитесь, побольше читайте и изучайте природу родного края. Кто прошёл 10 км замерзает в зоне тундры, вам срочно нужно найти ответы на вопросы, вызвавшие затруднения на уроке. - Что полезног о вы нашли в сегодняшнем уроке? Какие задания сегодня были трудными? - Домовёнку Кузе очень интересно узнать, на какой остановке вам было особенно интересно. Прикрепите свою пр ищепку к одному из этапов урока на маршрутном листе. ( Мне особенно хочется отметить ребят, которые активно работали на уроке. . . ) - Домовёнок Кузя приготовил памятные медали для знатоков природы России. Итог. Домашнее задание. И в любое время года Хороша у нас природа. Хоть всю землю обойдёшь- Лучше Родины любимой, Краше места не найдёшь. Для любознательных ребят, которые любят сами исследовать, я хоч у предложить следующее дом. з адание. Выясните, а есть ли у нас на планете, территории, с такими же природными условиями как ваша природная зона, возможно, они имеют ещё какие- то названия. Узнайте, какие там обитают животные, растут растения, есть ли отличия. - Закончить урок я хочу пословицей. Собери предложение. Имеешь друзей – широк, как степь; не имеешь- узок, как ладонь. - О какой природной зоне говорится? Как понимаете пословицу? Я желаю вам идти по дороге знаний с верными друзьями.
- "Образование для всех" Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного с детьми ОВЗ в ДОУ "Надежда"
- Школа программирования для детей
- Танец - замена злости!
- Методология математики в теме "Тригонометрические уравнения"
- Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»