a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы.

Автор: Акулина Тамара Яковлевна Опубликовано: 2019-01-10 19:49:33

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБ УЧА Ю ЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АКУЛИНА ТАМАРА ЯКОВЛЕВНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОАЛТАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ TAMARA_ AKULINA@ MAIL. RU Широка и величава наша ма тушка Россия. Много в ней разно образных селений: больших и маленьких, городских и деревенских. Любое селение уникально по- своему: в некоторых чуд есная природа, в других много достопримечательностей, в третьих жив ут настоящие народные умельцы. Наша Родина неоднократно представляла всему миру самоб ытных, талантливых самородков – людей неординарных, удивительных, творческих – «Маяков» времени. Талан тливые творческие самородки всегда являлись гордостью общества, прославляли свою Родину, играли основную роль в прогрессе цивилизации. Это они создатели новых нешаблонных, материальных и духовных ценностей, помощники в исследовательских начинаниях, в обнаружении н еизведанного, интересного в обычных явлениях. В настоящее время в нашей стране образовался дефицит творческих, инициативных людей, способных находить новейшие о ригинальные подходы к решению государственных, социально- экономических, к ультурных задач. Наше государство, во главе президента Путина Владимира Владимировича, министерство образования решают проблему выявления, поддержки и сохранени я одарённых, творческих людей. Поэтому очень важно, чтобы из стен школы выходило как можно больше учащихся со своими проявленными и развитыми особыми способностями, активных, неравнодушных, всесторонне развитых, творче ских. Такие люди нужны стране. Задача школы: создать условия для выявления и развития творческих способностей у дете й. Считаю, что высказывание ве ликого русского педагога В. А. Сухомлинского: «Дети должны расти в мире красоты, игры, сказки, му зыки, рисунка, творчества. . . »  [ 1] в с егда было и будет актуальным. Актуальность высказывания основывается на существовании проблемы развития творческих способностей и активности школьников. Эта проблема существовала всегда и существует сейчас, она являетс я фундаментальной основой учебного процесса. Её решением занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинште йн, Н. С. Лейтес, педагоги Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукина, В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков, И. Ф. Харламов. Поэтому, главная идея федерального компонента государственного образовательного стандарта заключается в интеллектуальном и творческом развитии об уча ю щихся н а всех ступенях обучения. Одна из принципиальных целей соврем енного образования – развитие свободной, творческой, образованной, культ урной и активной личности. Развитие тво рческих способностей обучающихся нелёгкая и небы страя задача, заниматься этим развитием нужно с детского сада и по одиннадцатый класс. Именно школа создаёт условия и предоставляет каждому ребён ку возможности всестороннего развития. Это подтверждается словами русского и советского философа, педагога и психолога П. Блонского: «Раз в жизни мы бываем творцами, именно в детстве и юноше стве»[ 2] В своей педагогической деятельности я постоян но работаю над творческим развитием каждого ребёнка, его активностью и создаю д ля этого приемлемые условия. Считаю, что у всех детей есть оп ределённые творческие задатки. Разделяю мнение знаменитого баснописца Ивана Андреевича Крылова: «У всякого талант есть свой. . . »[ 3] . Одни люди рождаются с творческими задатк ами, другим они могут быть пе реданы генами предков. А так же творческими людьми становятся в процессе жизни, когда ребёнка грамотно воспитывают и о бучают, развивают. Творчество нужно постоянно поддерживать, чтобы оно не угасло в ребёнке. Это должны помнит ь и педагоги, и родители. Ведь родители – это люди, которые с первого дня яв ляются для своего родившегося ребёнк а первым учителем. От мамы и папы, в первую очередь, зависит, будут ли их дети успешными в жизни. Совместно со школой они обязаны создавать условия для развития творческих способностей с малых лет, помня при этом, что, если упустить время, то способности не вернуть, их нельзя купить за деньги. Надо верить в ребёнка, в его успешность, уникальность. Всем взрослым немало надо потрудиться, чтобы пробудить ростки проявившегося творчества. Трудолюбие и только трудолюбие является главным залогом успеха творческих людей. Все знаменитые актёры, композиторы, учёные, писатели, врачи, учителя заслужили право быть известными, потому что трудились и трудятся в п оте лица день и ночь. А трудолюбие развивается, в первую очередь, на уроках технологии, которые можно назвать жизненными уроками. Здесь учащиеся приобретают навыки, без которых не обойтись. Эти уроки особенные, носят воспитательный характер, помогают нравственно воспитывать личность, делать её трудолюбивой и работоспособной. Они помогают погрузить ребёнка в атмосферу творчества, развить умственную активность, смекалку, изобретательность. Поэтому я всегда стараюсь так организовать свою деятельность, чтобы она носила творческий характер, чтобы учащиеся с восхищением, удивлением познавали материал, стремились к нахож дению своих индивидуальных ре шений в нестандартных ситуациях. Постоянно применяю инновационные технологии, нестандартные формы, способы и приемы обучения. Учу ребят делать увлекательные, эстетически красивые и полезные вещи из бумаги, различных тканей, природного материала. Занимаемся шитьём, вышиванием, лепкой, вязанием, выжиганием, ролевыми играми. Когда об уча ю щиеся мастерят своими руками, они фантазируют, иногда внимательны, сосредоточены на выполняемой работе, иногда шумные, подвижные, если нужно что- то изобретать коллективно. На этих уроках учатся б ыть аккуратными, настойчивыми и терпеливыми, у них развивается художественный вкус и логика, формируется пространственное воображение, ребёнок становится самим собой, избавляется от неуверенности, становится более раскрепощённым. В классе создан уголок для творческих работ учащихся. Часто организую для детей экскурсии на природу, в рощу, которая находится рядом со школой. Если мы ходим собирать природный материал для поделок, то всегда берём с собой ручки, блокноты, фотоаппараты, телефоны с камерами. Находим интересные растения, ягодки, причудливые веточки. Рассматриваем, изучаем, делаем выводы. Дети становятся настоящими юными исследователями. На таких экскурсиях дети счастливы, радуются каждой найденн ой травинке, веточке, букашке. Важно в такие моменты поддержать ребёнка, похвалить, чтобы он почувствовал себя значимым и полезным человеком. По мере возможности помогаем школе в уборке урожая. Практические навыки, приобретённые на уроках технологии, пригождаются в жизни: пришивание пуговиц, приготовление завтрака, ухаживание за комнатными растениями, изготовление своими руками подарков родителям, ветеранам, знакомым, друзьям. Главная цель моей профессиональной деятельности – создание условий для формирования творческой, интеллектуа льно- развитой, духовно- нравственной, здоровой личности, способной успешно адаптироваться в социу ме. В своей работе практикую проведение нетрадиционных( нестандартных) уроков. То мы оказываемся в какой- нибудь сказке, где находим разных чудищ в корягах, животных, прекрасных бабочек или других сказочных героев. Иногда сами( осенью) создаём сказки из овощей, которые выросли причудливо в огородах( морковь, картофель) , мастерим героев из овощей, фруктов. То мы совершаем виртуальное путешествие в прошлое нашей Родины, знакомимся с народными умельцами, декорат ивно- прикладным искусством. На пришкольном участке собираем семена цветов, выращиваем некоторые из них на окне для исс ледований. В классе постоянно дети ухаживают за комнатными растениями, взрыхляют землю, опрыскивают листики водой, собирают и обрезают засохшие части цветов. Ролевые игры, организованные на занятиях, преображают детей, развивают артистические данные. Они вживаются в роль героев, серьёзно разыгрывают роль кулинара, офиц ианта, археолога, портного. В ходе игры становятся инициативными. На них находит вдохновение. И здесь опять вспоминаются слова Сухомлинского: «Ребенок от своей природы- пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и дрожащих звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, которая вдохновляет его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, через неповторимое детское творчество – определе нная дорога к сердцу ребенка»[ 4] . Системное применение инновационных образовательных технологий на уроках, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого ребёнка помогает мне в достижении поставленных ФГОС целей по учебно му предмету. Использование ИКТ н а уроках технологии помогает сделать урок эффективным, интересным, эстетически красивым. Показываю детям интересные, познавательные презентации, составленные мною, что тре бует много времени, терпения. Иногда заимствую презентации из ресурсов Интернета. Они помогают на все х этапах урока, в организации работы в гр уппах, в парах, индивидуально. В результате к оллективной работы, групповой на блюдается повышение учебной познавательной активности школьников, каждый желает высказаться, исчезает стеснительность ребёнка, страх. В парах делают поделки вместе, высказывают идеи, берут интервью друг у другу, задают вопросы, проверяют свои ответы с ответами, находящимися на слайдах. Помогают презентации при проведении тестов, викторин. Применение ИКТ усиливает индивидуализацию обучения. Очень эффективно реализация принципа наглядности осуществляется п ри применении на занятиях мультимедиа технологии. Дети на практических занятиях наглядно знакомятся с правильными алгоритмами и приёмами работы, с особенностями каждого этапа работы, с их последовательностью. Учебные фильмы, которые иногда применяю на технологии, предварительно тщательно анализирую, определяю степень сложности со держания, затем темы, задания дифференцирую, учитывая подготовленность учащихся класса, возможности каждого ребёнка. Подготовка к урокам технологии требует большой ответственности со стороны учителя, поэтому я продумываю каждый этап урока. Стараюсь на каждом уроке проводить минутки нравственности, работаю над развитием творчества, индивидуальности каждого ребёнка, вовлекаю детей в разрешение проблемных ситуаций. Это организуется через самостоятельные исследования и творческую деятельность. В ходе таких заданий, в зависимости от этапа урока, об уча ю щиеся работают над определением тем и задач урока, самостоятельно формулируют проблемы, ищут причины её возникновения и обоснование решения проблемы, определяют последовательность выполнения работы, приводят доказательства своих высказываний. Проблемное обучение заставляет ученика мыслить, рассуждать, делать выводы, формирует прочные знания. На уроках технологии в обязательном порядке использую здоровье сберегающие технологии. Учу детей ответственно относиться к своему здоровью, осознавать роль ОБЖ в жизни каждого человека. С целью предупреждения травматизма провожу с об уча ю щимся инструктажи по п равилам использования и работы с различными инструментами, приборами. Разрешаю детям при организации работы в группах двигаться, вставать. Чередую виды активности и деятельности, рационально распределяю нагрузку в течение урока, провожу физкультминутки с целью профилактики переутомления. Постоянно создаю ситуации успеха, благоприятную, эмоционально доброжелательную атмосферу в классе. Регулярно выполняется режим проветривания помещения, оцениваются режимы воздушно- тепловой и световой. Считаю проектно- исследовательские технологии самыми эффективными в своей работе. Начинаю заниматься проектно- исследовательской деятельностью с первого класса, постепенно включая детей в самостоятельный творчес кий, исследовательский поиск. Поэтапно формирую исследовательскую культуру школьников. Умения и навыки развиваю по нарастанию требований. Обу ча ю щиеся, вовлечённые в проектно- исследовательскую деятельность более адаптированные в социуме, у них развиты креативные способности, они научены ориентироваться в информационном пространстве. На уроках технологии нами разрабатываются и реализуются различные проекты: «Помоги птицам пережить зиму», «Порадуй малышей», «Поздравь учителя», «Построим кормушку», «Сотвори сказку», «Я люблю тебя, мамочка! », «Поздравь ветерана», «Моя любимая бабушка », « Защитники Отечества», «Ухаживаем за растениями», «Новогодня я игрушка», «Осенний вернисаж. Учащиеся моих классов- победители, призёры, учас тники по разным направлениям( декоративно – прикладное, проектно- исследовательское) конкурсов различного уровня: Международного предметного конкурса «Старт»( «Осенние мотивы») , III Международного конкурса «Мериада открытий» проекта « И нфоурок », районных и школьных выставок детского декоративно- прикладного и изобразительного творчества: «Новый год в стиле ЭКО! », «Парад фантазий», «Парад Победы», творческого конкурса « Зимняя сказка» для детей с ОВЗ, «Новогодняя игрушка», «Новогодняя ги рлянда», «Новогодний плакат». В 2017 году класс( 100% ) стал победителем( 1 место) в финале районного фестиваля «Новое Поколение» в номинации «Театрализация», костюмы и декорации изготовлялись на уроках технологии и во внеурочное время. Дети ежегодно защищают исследовательские работы на районных научно- практических конференциях. В 2018 году защитили работу «История любой семьи – маленькая частица истории большой страны», в которой затрагивался вопрос о развитии способностей каждого ребёнка, заняли 2 место. Мои воспи танники являются соавторами сов ременной детской писательницы Ивановой Натальи Владимировны из Москвы, членом Международного творческог о объединения детских авторов. Фотографии творческих работ детей уже четвёртый год печатают во Всероссийском методическом журнале « Начальная школа" в разделе «Наука – первые шаги», есть фото поделок Всероссийском познавательном журнале « Шишкин лес». В заключении мне хочет ся обратить внимание на слова американского исследователя А. Блума: « Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, дети вряд ли достигли бы тех высот, покори в которые они стали знаменитыми»[ 5] . Поэтому задача каждого из нас не только выявлять индивидуальные способности каждого ребёнка, но и поддерживать, используя н а занятиях различные инновации. Библиографический список 1. http: / / жемчужины мысли. р ф/ В. А Сухомлинский. / Лучшие цитаты/ 2. pdf. knigi- x. ru › Научно- методический электронный журнал Приложение № 16 • 2015 год Выпуск 12. / Сборник материалов по результатам курсов повышения квалификации «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС ». Стр. 183/ 3. https: / / basni- krylova. ru/ skvorets/ Басня «Скворец» 4. pedlib. ru › Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. / «Школа под голубым небом» Стр. 10/ 5. урок. р ф › «Доклад «Таксономия Блума и пути реализации смешанного обучения на уроках физики»

Оставить комментарий: