Альбом дидактических пособий по развитию речи
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬ НОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15 Утверждаю: заведующий МБДОУ «Детский сад № 15» Г. Н. Стаканова Альбом дидактических пособий по развитию речи Подготовила: воспитатель Ульянова Наталья Владимировна Саров 2018 Пояснительная записка Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Одним из направлений в подготовке детей к обучению грамоте является знакомство с предложением. Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без этой работы представление о слове и умение проводить анализ состава слова у дошкольника развивается очень медленно. На помощь приходит дидактическая игра, так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, они помогают длительное время удерживать внимание( то есть концентрировать) на учебной задаче. Деятельность детей сопровождается меньшими затратами нервной энергии. В игре ребенок применяет минимальные волевые усилия. Наглядный материал дошкольниками усваивается лучше, использование схем, картинок позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, помогает ребенку в обогащении связного высказывания. Таким образом, изученная мною тема представляется весьма актуальной, потому что дидактические игры и игровые упражнения, дадут нам возможность проводить занятия по грамоте более живо и интересно Тема: « Работа с детьми старшего дошкольного возраста над предложением с использованием дидактических игр и пособий» Цель: Способствовать формированию системы знаний у детей старшего дошкольного возраста о предложении как смысловой единицы речи. Дидактическое пособие « Составь предложение по двум картинкам » Цель: формировать у детей умение составлять предложения с двумя заданными словами. Описание. По собие состоит из карточек, на которых изображены две картинки, а между ними вопросительный знак. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход игры Воспитатель д етям предлагается вместо вопросительного знака подобрать слово- действие, и составить предложение. Например «Курочка снесла яичко». Например: Дидактическое пособие « Составь предложение с заданным словом » Цель: формировать у детей умение составлять предложения с заданным словом. Описание. По собие состоит из планшета, на котором изображена графическая схема, состоящая из трех слов и набора картинок( снеговик, солнышко, зонт, яблоко и т. д. ) Возраст: Данное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, используется во время занятий и индивидуальной работы с детьми. Ход игры. Воспитатель д етям предлагается составить предложение так, чтобы слово снеговик было в начале предложения( вставив картинку) . Например: Снеговика слепили дети. Или составить предложение так, чтобы слово снеговик было в середине слова. Например: Дети снеговика слепили. В конце предложения: Дети слепили снеговика. Дидактическое пособие « Составь предложение по заданной схеме » Цель: формировать у детей умение составлять простые предложения по заданной графической схеме, состоящей из двух слов. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход игры. И спользуется планшет, на котором изображена графи ческая схема, состоящая из двух слов. Сверху над схемой кармашки, которые соответствуют количеству слов в предложении. Детям предлагается подобрать картинки, вставив их в кармашки и составить предложение. Цель: формировать у детей умение составлять простые предложения по заданной графической схеме, состоящей из трех слов. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход игры. И спользуется планшет, на котором изображена графи ческая схема, состоящая из трех слов. Сверху над схемой кармашки, которые соответствуют количеству слов в предложении. Детям предлагается подобрать картинки, вставив их в кармашки и составить предложение. Дидактическое пособие «Выложи графическую схему к предложению» Цель: учить детей состав лять предложение по сюжетной картинке и вы кладывать соответствующую графическую схему. Например: Дидактическое пособие «Карусель» Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения. Описание. Д ва круга( один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход игры. Воспитатель называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложение типа: Мальчик рисовал дерево. И т. д. Дидактическое пособие « Предложения с предлогами » Цель: развивать пространственные представления детей, работать над простыми и сложными предлогами. Описание. По собие состоит из карточек. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход игры. Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, над, под нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например, «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». «Я положил книгу в ящик». На первом году обучения мы не знакомим детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях. Дидактическое пособие «Продолжи предложение» Цель: учить детей согласовывать глаголы настоящего и прошедшего времени с существительными единственного и множественного числа. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход игры. Воспитатель называет действие предмета в единственном числе. Ребенок должен подобрать соответствующую картинку, составить предложение, согласовывая глагол с существительным во множественном числе. Например: Дятел стучит, а дятлы стучат. Дидактическое пособие «Собери предложение из кубиков» Цель: научить детей определять количество слов в предложен ии, правильно подбирать глаголы; закреплять знания о том, что в конце предложения стави тся точка, вопросительный или восклицательный знак; развивать связную речь детей. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход игры. Воспитатель, показывает детям кубики заданного предложения и еще дв а кубика добавляет лишние, произносит слова и говорит что предложение рассыпалось. Затем предлагает составить правильное осмысленное предложение из этих слов, подружить его. Например: Девочка поймала бабочку. Дидактическое пособие « Предложение рассыпалось » Цель: научить детей определять количество слов в предложен ии, правильно подбирать глаголы; закреплять знания о том, что в конце предложения стави тся точк а, вопросительный или восклицательный знак; развивать связную речь детей. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход игры. Воспитатель, показывает детям картинки заданного предложения и еще две картинки добавляет лишние, произносит слова и говорит что предложение рассыпалось. Затем предлагает составить правильное осмысленное предложение из этих слов, подружить его. Например: Мальчик идет домой. Дидактическое пособие « Подбери пару » Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. Описание: Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого слева и справа наклеено одинаковое количество кармашек( по 4 шт. ) . На диск в центр прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход игры. Воспитатель помещает перед детьми диск с картинками( в левой половине) . Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе воспитателя. Предлагает детям поиграть в игру «Подбери пару». Объясняет: «Этот диск разделен на две части. В левой половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кармашек справа. В этот кармашек нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает стрелка слева». Ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие( «Лук –ж ук») . Затем воспитатель передвигает стрелку на следующую картинку. Дидактическое пособие «Собери слово» Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги Описание: планшет, с кармашками. Р азное количество разноцветных кругов Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход игры. На столе разложены круги. Р ебенку предлагается выбрать круги одного цвета. П рочитать слоги на каждом круге. Собрать из слогов слово. Прочитать получившееся слово. Подобрать картинку. Дидактические пособия «Ракеты» Цель: дифференциация гласных и согласных( твердых и мягких, звонких и глухих) звуков. Описание: три ракеты с кармашками разных цветов( красная, синяя, зеленая) Возраст: пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ход игры Ведущий( может быть ребёнок, показывает играющим де тям по одной карточке) . Ребёнок произнос ит звук, объясняет, почему этот звук подходит именно к этой ракете. Например, звук «З», живёт в синей ракете со звоночком, потому что звук «З» - согласный звонкий; Звук «А» живёт в красной ракете, потому что звук «А » гласный, а гласный звук обозначается красным цветом. Выигрывает тот, кто правильно расселит все звуки по ракетам.