Сенсорное развитие
Документы для скачивания
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов ( форме, цвету, величине) . Я разрабатывала развивающие игры с учётом возраста и интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и р езультативно. Мною были изготовлен ы следующие игры: «Парные картинки», « Найди мою тень ». Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. Дидактический материал я подбирала с учётом следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности. Предлагаемые мной игры многофункциональны, красочны, эстетичны и могут быть использованы не только педагогами детских дошкольных учреждений, работающими с детьми младшего дошкольного возраста, но и родителями, а также бабушками и дедушками, которые очень любят играть со своими внуками. «Парные картинки» Цель игры состоит в том, чтобы учить малышей сравнивать окружающие их предметы по совокупности отличительных признаков, а также по их назначению. Для этого детям предлагается специальный набор красочных парных картинок с привлекательным и разнообразным содержанием. Содержание картинок отвечает естественной потребности детей приобщиться к окружающей действительности — предметной, природной и общественной. Игровая ситуация дает возможность детям активно обмениваться впечатлениями и, решая обучающую задачу, осмысливать и осознавать свой пока еще небольшой и несистематизированный жизненный опыт. Выполнение правил игры и вопросы взрослого, направляющие рассматривание картинок, сравнивание их, создают благоприятные условия для систематизации и обогащения представлений ребенка об окружающем мире. Сравнивая картинки, дети учатся выделять знакомые им качества предметов( цвет, форму, величину, назначение, а также знакомятся с действиями живых объектов) . Таким образом, решая задачу — подобрать к каждой картинке точно такую же, дети приучаются производить элементарный анализ и синтез отличительных особенностей объектов, устанавливать их тождество или различие и определять, в чем оно состоит. Одновременно малыши учатся передавать в связной речи совокупность признаков и качество изображенных объектов и таким образом делают важный шаг на пути к их описанию. В игре принимает участие небольшая группа детей, между которыми возникает познавательное общение, что имеет, важное значение для их сближения и развития взаимопонимания. Дидактическая игра «Составь пары предметных картинок» Цель: учить различать и сравнивать предметные картинки между собой, правильно их называть, развивать способность концентрировать внимание. Содержание игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать предметы, какие изображены. Обращает внимание, что картинки повторяются, т. е. являются парными. Воспитатель показывает, как находить пару одинаковых картинок. Затем предлагает выполнить это задание детям. Дидактическая игра «Составь пары по цвету» Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака; развивать зрительное восприятие. Содержание игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с наклеенными цветными квадратами, просит назвать цвет. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых цветных квадратов. Дидактическая игра «Подбери картинку по цвету» Цель: закреплять знание основных 4- х цветов, развивать зрительное восприятие. Содержание игры: Воспитатель показывает детям, например, картинку с жёлтым цветом, спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать предметную картинку такого же цвета. Затем показывает картинку с зелёным цветом, дети называют цвет и также подбирают картинку. Дидактическая игра «Отгадай предмет, какой опишу» Цель: обогащать словарь детей прилагательными; развивать мышление, внимание. Содержание игры: Воспитатель берёт карточку так, чтобы дети не видели картинку на ней, и начинает описывать предмет. Дети отгадывают, что это. Если ответ правильный, воспитатель показывает отгадку. Дидактическая игра «Угадай, что спрятала » Цель: развивать внимание. Содержание игры: Воспитатель раскладывает перед детьми 3- 4 карточки с картинками либо небольшие игрушки, просит их внимательно рассмотреть. Дети называют предметы. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель прячет 1 карточку( игрушку) . Дети отгадывают, какого предмета не стало. Дидактическая игра «Найди мою тень» Цель: развитие образного мышления, внимания, зрительной памяти, совершенствовать речь детей; формирование знаний об окружающем мире. Содержание игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и силуэты