Программа взаимодействия с родителями
Документы для скачивания
Программа взаимодействия с родителями на 2018- 2019гг. Музыкальный руководитель: Шишкина Мария Сергеевна. П рограмма взаимодействия музыкального руко водителя с семьями воспитанников Пояснительная записка. На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования процесса дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями. Эффективное сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников способствует повышению педагогической компетентности родителей, положительно влияет на качество воспитания и развития дошкольников позволяет осуществить личностно- ориентированный подход к каждому ребенку, дает возможность самосовершенствоваться в работе педагогам. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является « взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, в достаточной степени реализованный в теории и практике дошкольного образования, позволяет обеспечить эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого- педагогических знаний, личностной зрелости и компетентности, способствует успеш ному освоению дошкольниками образовательной программы детского сада. Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально- творческие способности, формировать нравственно- эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому. Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время. Цель: создание оптимальных условий для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учетом ФГОС ДО. Задачи: Повысить уровень психолого- педагогической культуры родителей по образовательной области « Художественно – эстетическое развитие » путем оказания консультативной помощи. Развивать музыкально- художественную деятельность родителей и приобщать их к музыкальному искусству. Просветить родителей в вопросах создания музыкально- развивающей среды в семье. Разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении. Привлечь родителей к активному участию в образовательно- воспитательном процессе ДОУ через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей( Приобщение родителей к совместной музыкальной, творческой и игровой деятельности со своими детьми. ) Нормативно- правовая основа программы: 1. Конвенция о правах ребенка 2. Конституция РФ 3. Закон РФ «Об образовании» 4. П риказ ФГОС ДО_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями: 1. Информационно- аналитическое направление: Целью данной формы взаимодействия является сбор и обработка информации( на основе собранных данных) , анализ специфики семьи, музыкальных общесемейных и детских предпочтений, особенности семейного досуга, для определения дальнейшей тактики общения с родителями( законными представителями) . Критерий «включенности» родителей в образовательный процесс отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса( создании музыкальной предметно- развивающей среды ДОУ и группы) . К ачественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной музыкально- досуговой деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно- образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей. Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности; Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями педпроцесса, не желающие участвовать в каких- либо мероприятиях. 2. Информационно- наглядное направление: стенды, альбомы, папки- передвижки, фотовыставки, в ыступления на родительских собраниях, консультирование, индивидуальные беседы, круглые столы, совместное создание развивающей среды; Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 3. Информационно- коммуникационное направление( информационно- коммуникационные технологии( ИКТ) : Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями и умениями, п рактической частью в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста посредством ИКТ. 4. Музыкально- досуговое направление: открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты, участие в городских мероприятиях. прививать детям любовь и уважение к членам семьи. Целью музыкально- досуговых мероприятий является сближение родителей со своими детьми. Совместное мероприятие позволяет родителям: • Устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями; • увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; • укреплять детско- родительские связи; • апробировать разные подходы к воспитанию ребенка; • делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью группы. Задачи: 1. Повышать психолого- педагогическую культуру родителей; 2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи Для повышения педагогич еской компетентности родителей используются активные формы: Выступления на родительских собраниях; Индивидуальные беседы с родителями; Использование сети Интернет, сотовой связи для обсуждения острых вопросов и распространения информации. Так же осуществляется знакомство родителей с: динамикой развития муз ыкальных способностей их детей, достижениями детей в области музыкального развития, репертуаром, осваиваемым детьми в дошкол ьном образовательном учреждении. Обсуждаются организационные и технические моменты предстоящих мероприятий. Ожидаемые результат ы( общие) : Повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания. Создание открытой социально- педагогической системы в образовательном учреждении, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью. Усиление роли семьи в воспитании детей. Создание в образовательном учреждении информационного пространства для родителей и общественности. Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка. Осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ожидаемые результаты( «Художественно- эстетическое развитие») : Р одители принимают активное участие в мероприятия х( раскрываются как артисты, оформители, костюмеры) ; лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду. П овышение уровня развития музыкальных способностей детей; П овышение уровня воспитательно- образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально- педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ; П овышение внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ; Р одители становятся более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста; О богащение опыта межличностного взаимодействия детей и родителей. Примерный план программы Сроки Тема Форма взаимодействия Ответственные В течение года «Особенности формирования музыкальности у дошкольника » Индивидуальные консультации( по запросу родителей) Родители, музыкальный руководитель В течение года «Юные дарования» Индивидуальные беседы с родителями детей, участвующих в городских смотрах конкурсах Родители, музыкальный руководитель В течение года «Мы поём» Альбом песен по программе Музыкальный руководитель Сентябрь «Рекомендации родителям по слушанию музыки с детьми ». Папка- передвижка Р одители. Музыкальный руководитель Октябрь «Что такое музыкальность » «Как вы, родители, можете повлиять на развитие музыкаль- ных способностей вашего ребенка». Выступление на родительском собрании Рекомендации Музыкальный руководитель, воспитатели. Музыкальный руководитель, родители. Ноябрь «День матери» Концертная программа Музыкальный руководитель, воспитатели, родители. Декабрь «Как организовать в семье праздник Новогодней елки». «В свободную минутку» Консультация Папка- передвижка Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Январь «Игры- самоделки, шумовые инструменты своими руками» Конкурс- выставка Музыкальный руководитель, родители. Родители Февраль «Влияние музыки на развитие ребенка ». «Знакомим детей с временами года» Консультация Аудиотека Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Март «Условия для музыкального развития ребенка в семье ». «Мамин день» Информационный стенд Совместный праздник Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель, воспитатели Апрель «Давайте поговорим о музыке всерьёз ». «Композиторы детям» Музыкальная гостиная Фотовыставка и аудиотека Музыкальный руководитель, родители. Музыкальный руководитель Май «Если Ваш ребенок поступает в музыкальную школу » Рекомендации Музыкальный руководитель Используемая литература 1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей/ / Дошкольное воспитание. 2002. № 9. 2. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. / / Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. № 4. 3. Белоногова Г. , Хитрова Л. Педагогические знания- родителям/ / Дошкольное воспитание. 2003. № 1. 4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями/ / Дошкольное воспитание. 2004. №1. 5. Зверева О. Л. , Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005. 6. Козлова А. В. , Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004. 7. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 8. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 2007. 9. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2006.