a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Содержание музыкально-эстетической деятельности детей и этапы руководства музыкальной игрой-сказкой

Автор: Шишкина Мария Сергеевна Опубликовано: 2019-01-22 11:25:13

Документы для скачивания

Содержание музыкально- эстетической деятельности детей и этапы руководства музыкальной игрой- сказкой Музыкально- эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс чувственного и рационального познания эстетических явлений в искусстве и окружающей жизни, формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, и оценивать красоту и выразительность музыки, создавать эстетические образы в музыкальной, игровой и художественной деятельности. Музыкально- эстетическое воспитание решает задачи развития и формирования интегративных качеств личности, связанных с эмоционально- чувственным и художественно- образным познанием музыкального искусства в сравнении с другими видами искусств и со способностью соотносить выразительность музыки с окружающей ребенка жизнью в ходе общения и взаимодействия с природой, взрослыми, сверстниками. Основные задачи музыкально- эстетического воспитания связаны с формированием основ музыкально- эстетической культуры детей дошкольного возраста, что предполагает: - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; - обогащение опыта восприятия произведений музыкального и других видов искусства( живопись, литература, танец) ; - расширение знаний в области музыкальной и художественной культуры, овладение умениями и навыками музыкального восприятия и исполнительства; - развитие музыкальности и музыкально- творческих способностей; - воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке, танцу, живописи, литературе; - овладение способностью замечать, ценить красоту окружающего мира, человеческих отношений, переживать и создавать эстетически выразительные образы в музыкально- игровой деятельности. Наряду с общими задачами музыкально- эстетического воспитания дошкольников, при включении сказки в процесс воспитания решаются и частнопедагогические задачи: 1. Ознакомление детей с речевыми и музыкальными способами интонирования, используемыми для передачи эмоционально- смыслового содержания высказывания. 2. Освоение способов вербального, пластического, вокального и инструментального интонирования для воплощения переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на воспринятое ими произведение. Закрепление способов вербального, пластического, вокального и инструментального интонирования в процессе комплексных занятий. 3. Осознание детьми своих эмоциональных переживаний, вызванных произведением, и воплощение их разными способами творческой деятельности. 4. Формирование детьми собственного «интонационного словаря»( Б. В. Асафьев) – интонации просьбы, грусти, жалобной интонации, интонации призыва, радости и др. 5. Сравнение своих переживаний, выраженных разными способами творческой деятельности, с эмоционально- смысловой интонацией музыкального произведения. Методы и приемы руководства музыкальной игрой- сказкой выстраиваются в соответствии с логикой развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста: - этап музыкально- образного уподобления, где через систему разнообразных ориентировочных действий развивается способность ребенка определять характер и настроение музыкального произведения; - эмоционально- импровизационный этап, на котором развивается способность ребенка воплощать эмоциональное переживание, возникшее при восприятии музыки в выразительном движении, жесте, интонации, слове, в разнообразных видах музыкально- ритмической, изобразительной и художественно- речевой деятельности; - эмоционально- смысловой этап, на котором развивается способность эмоционально- осмысленного переживания содержания музыки и сопоставления художественно- образного содержания произведений искусства с образами героев музыкальной игры- сказки. При включении музыкальной игры- сказки в педагогический процесс выделяются этапы педагогического руководства. Таким образом, подготовительный этап руководства музыкальной игрой- сказкой включает: - первоначальное знакомство со сказкой; - слушание фрагментов музыкальных произведений, включенных в содержание музыкальной игры- сказки; - метод первоначальной ориентировки в произведении( определение настроения произведения, главных героев, выделение значимых событий) ; - метод контрастного сопоставления( выявление контраста в настроении, характере, определение героев разных по настроению) . В ходе ознакомительного этапа работы по руководству музыкальной игрой- сказкой доминируют методы: - уподобления характеру художественного образа( разнообразные творческие действия ребенка: моторно- двигательные, словесные, вокальные, темброво- инструментальные, интонационные и другие, соответствующие характеру художественного произведения) ; - метод творческой интерпретации содержания музыкального произведения( И. В. Груздова) . Поисково- творческий этап педагогического руководства музыкальной игрой- сказкой предполагает опору на методы: - словесные( эмоционально- выразительные пояснения характера художественного произведения, использование сравнений, метафор, слов- образов, создание словесного рисунка, беседа о содержании музыкального произведения и характере музыкального образа, отражающего сюжеты сказки) ; - моделирования художественно- творческого процесса( воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника) ; - озвучивания интонации разными способами( вербальной, ритмической, инструментальной, вокальной) использовался для передачи ребенком собственных переживаний, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение; - интерпретации и фантазирования, методы определения художественного контекста; - методы творческого сюжетосложения, основанного на анализе драматургии музыкального произведения, и моделирования художественно- творческого процесса( воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника) . Творческий этап работы включал такие методы, как: - метод рассуждения о художественном произведении( направленный на самостоятельное, творчески- индивидуальное нахождение ребенком личностного смысла произведения) ; - метод сопереживания( направленный на освоение детьми искусства через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей) ; - метод обобщения( направленный на сравнение ребенком эмоции пережитой им от восприятия искусства с личностной эмоцией) . Последовательность этапов педагогического руководства музыкальной игрой- сказкой реализуется комплексом взаимосвязанных методов музыкально- эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Идея применения музыкальной игры- сказки в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку – это один из подходов к решению проблемы музыкально- эстетического воспитания детей и формирования начал музыкально- эстетической культуры личности.

Оставить комментарий: