ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РАЙОННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Документы для скачивания
Выступление на МО на тему: Формирование элементарных математических представлений посредством организованной образовательной деятельности Подготовила: Васькина Л. А. воспитатель гр. №7 «Цветик- семицветик» Ребёнок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было р азвивающим. Обучению дошкольников основам математики отводится большое место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6, 5 лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Программа по математике направлена на развитие и формирование математичес ких представлений и способностей, математического мышления, умственной активности, смекалки, т. е. умения делать простейшие суждения, пользоваться грамматически правильными оборотами речи. В математической подготовке, предусмотренной программой, наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциями с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребенка, представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, органи зованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности. Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий. Педагоги всех возрастных групп должны использовать все виды деятельности для закрепления у детей математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении, пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет на физкультурных и музыкальных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений воспитатели широко используют дидактические игры и игровые упражнения, отдельно для каждой возрастной группы. В летний период программный материал по математике повторяется и закрепляется на прогулках, в играх. В основе обучения математике лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не следует забывать, о повторении пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углублять знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом. На занятиях по математике воспитатели используют различные методы( словесный, наглядный, игровой) и приемы( беседа, описание, указание, объяснения, вопросы детям, ответы детей, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры) . Большое место в работе детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучени я. Это и систематизация предлагаемых им занятий, использование наглядных средств( эталоны образцов простейших схематических изображений предметов- заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных средств и отношений, способов действий в новых условиях Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требован ия, вытекающие из задач обучени я и особенностей возраста детей. Эти требования следующие: - достаточное количество предметов, используемых на занятии; - разнообразие предметов по размерам( большие и маленькие) - обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая( при обыгрыва нии игрового материала нужно указ ать ребятам его назначение) ; - динамичность( ребята действуют с предложенным им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно был о переставить, перенести с места на место, взять в руки) ; - художественное оформление( наглядный материал должен привлекать детей эстетически, красивые пособия у ребят вызывают желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала) . Ж. Ж. Руссо писал: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно на время и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час достижения». В книге Е. В. Сербиной приведены «педагогические заповеди», которыми можно руководствоваться в работе: - М аксимум внимания уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей( опережать, а не догонять группу) . - Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому. - В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности. - Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, а не с достижениями других детей. - Очень важно отвечать на вопросы детей и заним аться с ними тем, чем им нравит ся.
Выступление на РМО педагогов « Содержание работы по предупреждению заболеваемости у детей дошкольного возраста посредством внедрения инновационных технологий » В современных условиях сохранение жизни, охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколения являются одной из центральных задач развития человечества. В настоящее время для педагогической практики сформирован социальный заказ на поиск путей сохранения российского этноса и прежде всего- здоровья населения страны, начиная с раннего возраста. Результаты исследований педагогов – практиков показывают, что там, где в образовательном процессе присутствуют национальные традиции двигательной активности и художественного творчества, а ребёнку предоставлена максимальная свобода выбора решений при реализации поставленных перед ними задач, наблюдаются высокие результаты обучения в сочетании с благоприятными тенденциями в формировании здоровья. Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Развитие любого органа происходит благодаря движениям, тренировке при бездействии же он ослабевает, не получает должного развития. В инновационном направлении работы по физическому воспитани ю- «Игровой гимнастике», дети получают первые элементы знаний о самомассаже( массаж живота) , упражнения « Чебурашка », «Буратино». Упражнения под названием «Весёлый тренинг» позволяют детям в игровой форме развивать гибкость, координацию, укреплять мышцы, понимать, как они владеют своим телом. «Дорожка здоровья» улучшает кровообращение и способствует предупреждению и профилактике плоскостопия. «Алфавит телодвижений» имеет цель с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию речевого физического развития, а также способствовать предупреждению заболеваемости. Также немаловажную роль играет организация индивидуального питания с учётом характеристик состояния здоровья и выявленных отклонениях. Педагогами активно используются психопрофилактические занятия на основе использования игровых методик. Полезно предлагать детям дыхательные и дидактические игры, способствующие развитию дыхания «Пёрышко», «Король ветров», «Чей шарик дальше» звукоподражание явлениям природы, голосам животных, транспорту, использовать скороговорки, чистоговорки. Всё это улучшает вентиляцию лёгких, обогащает кровь кислородом и, в свою очередь, активизирует центры головного мозга. Эти упражнения способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, увеличению продолжительности выдоха и его силы, что в свою очередь, помогает предупреждать детскую заболеваемость. Дыхательные упражнения включаются в игры, ходьбу с постепенным замедлением движения. Их можно также включать в сюжетно- ролевые, театрализованные дидактические игры, спортивные мероприятия. В игровой форме также используется адаптированная к дошкольникам методика Э. С. Аватесова для укрепления и улучшения зрения детей. Появилась такая форма работы, как терренку р( лечебная ходьба) - одна из форм ЛФК, которая осуществляется путём естественного физического упражнения( ходьбы по определённому маршруту в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности. При назначении терренкура предусмотрено дозирование физической нагрузки с учётом протяжённости маршрут а( дистанции пути, количества станций, угла подъёма, темпа ходьбы, количества и продолжительности остановок для отдыха, использования дыхательных упражнений во время ходьбы и отдыха, количества прогулок терренкур помогает решать разные задачи: это обучение детей новым движениям, закрепление разученных ранее движений, проведение оздоровительных ги мнастик. Терренкур используют не только для образовательной деятельности, но и как один из элементов работы во время утреннего приёма детей организованного на свежем воздухе, а также на прогулке в вечернее время. Терренкур полезен детям с избыточной массой тела, клапанных пороках сердца, при бронхиальной астме. Горизонтальный пластический балет- кратко «пластик- шоу». Это прежде всего новый стиль работы с детьми, а именно «театр физического воспитания дошкольников», направленный на сохранение и укрепление здоровья детей. Первая заповедь авторской методики Н. Н. Ефименко – следуй логике природы». Все позы в программе «Пластик- шоу» горизонтированы: 4упражнения в позах лёжа на спине, на животе, на боку. Обязательным условием программы является исходная поза лёжа на спине, руки вдоль туловища, тело расслаблено и спокойно. Завершающей позой программы должна быть поза стоя на коленях, спина выпрямлена, руки вытянуты к «солнцу». ГПБ благотворно влияет на детей, потому что при выполнении программ деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной системы происходит в щадящем режиме. Он как нельзя лучше подходит для работы с ослабленными детьми, так как режим «горизонтальных» поз обеспечивает естественную последовательность движений: от положения «лёжа на спине» к положению «стоя на высоких коленях и позвоночник при этом находится в расслабленном положении. Программы ГПБ могут проводиться вместо комплексов гимнастики пробуждения. Укороченные программы могут быть использованы в качестве физминуток. Да и некоторые физкультурные занятия можно провести в этом стиле. ГПБ является новым синтетическим направлением в физическом воспитании дошкольников, объединяющим положительные черты художественной гимнастики, аэробики, балета, шейпинга, акробатики, музыкального занятия. Таким образом, именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, закладываются основы правильного физического развития, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма, а внедрение инновационных технологий этому способствует и помогает предупреждать заболеваемость у детей дошкольного возраста.
Выступление на РМО на тему: «Использование нетрадиционных технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей» Подготовила: Васькина Л. А. воспитатель группы №7 «Цветик – семицветик » Развитие науки и техники определяет возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач умственного и математического развития ребёнка и подготовка его к школе. Сейчас многие педагоги, наряду с традиционными занятиями, уделяют большое внимание проведению занятий в форме увлекательных игр, используют нетрадиционные формы организации детей на занятиях по математике. Все эти занятия строятся в форме практических заданий. В практике педагогов используются такие нетрадиционные формы занятий как: 1. Занятие- конкурс. Это: а) КВН, б) «Что? Где? Когда? », в) Математическая викторина. 2. Занятия- соревнования/ выстраиваются на основе соревнований между детьми: кто быстрее назовёт? Найдёт? Определит? Заметит и т. д. / 3. Игра- школа Это: «Школа математиков», «Школа лесных жителей» и т. д. 4. «Занятие –сказка» Эти занятия проводятся на основе сюжета одной хорошо знакомой детьми сказки. 5. «Занятия- путешествия» Сюда от носятся такие игры- путешествия, как: «Полёт в космос», «Плывём к Робинзону Крузо», «В зоопарке», «В цирке», «Возвращение на Землю». 6. «Занятие –дидактическая игра» Широко применяются в младших группах. 7. «Комплексные занятия» Например, тема занятия: Знакомство с часами» Наряду с тем, что на этом занятии закреплялись знания с детьми некоторых математических представлений: части суток, цифры, деление круга на части, это занятие имеет и огромное познавательное значение( дети знакомились с историей возникновения часов, узнали, что время раньше определяли по пению петуха, по солнцу, потом были изобретены солнечные часы, песочные, но и они были не очень удобные. Только потом появились механические, а затем кварцевые и электронные часы. В конце занятия дети учились «конструировать» из разных геометрических ф игур часы самой различной формы) . Назову ещё несколько видов нетрадиционных занятий: - Занятия- консультации: ( когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка) . - Занятия- сомнения( поиска истины) ( исследовательская деятельность детей: «тает- не тает, летает –не летает) . - Бинарные занятия( составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняется сюжет и содержание рассказа) . - Занятия- концерты( отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию) . - Занятия – диалоги( проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) . - Занятие типа «Следствие ведут знатоки»( работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) . - Занятие типа «Поле чудес»( для читающих) Экспериментирование и опыты- Один из современных методов( Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины( высокая, узкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить, что объём воды одинаков) . Взвесить на весах 2 куска пластилина разной формы( длинная колбаска и шар) , чтобы определить, что они одинаковые по массе. Экскурсии ин наблюдения. В их ходе дети знакомятся с трёхмерным пространством окружающего мира, с количественными отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада и за его территорией. На экскурсиях дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержа ния в естественных условиях. ( Наприме р: школьники идут в школу – временные представления, пешеходы переходят улицу( пространственные представления) , строители строят дом( представления о величине) и т. д. Перспективным методом обучения дошкольников математике является моделирование. Оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе числа. Дети при этом учатся использовать реальные и условные модели( заместители) . - Занятия с использованием новых информационных технологий. ( В практике педагоги используют мультимедийные и обучающие программы. Их включение дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию счетной деятельности) . Проектная деятельность Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как н а «саморазвивающуюся систему». А технология проектов в этом ему непосредственно «помогает». В основе этой технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких занятий. Осуществляя эту работу, дети могут составить задачи с любыми героями. Это могут быть « сказочные задачи», «мультяшные», «задачи из жизни группы» и т. д. В системе работы на занятиях по ФЭМП педагоги используют как свои автор ские дидактические игры и пособия, так и специальные наборы геометрических фигур: типа « Танграм », « Колумбово яйцо», «Вьетнамскую игру». «Волшебный квадрат», «Пентамино». Эти игры способствуют развитию самоконтроля, самоанализа, умения анализировать и выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы. А также игры с применением технологии ТРИЗ. Эти игры увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, учат находить нестандартные решения. Благодаря этим играм происходит тренировка ребен ка в запоминании цвета, развитии сообразительности, усиленной подготовки к школе. - У многих педагогов выстроена система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием блоков Дьенеша. - Использование кругов Эстлера( на работу с выстраиванием сериационных рядов) . - Использование палочек Д. Кюизенери с целью развития у дошкольников представлений о числе на основе счета, измерения, овладения сенсорными эталонами, умением сравнивать и сопоставля ть предметы. Также хочу предложить вашему вниманию программу математического развития « Игралочка »( авторы Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасова) . Основными задачами математического развития по программе « Игралочка » являются: 1) формирование мотивации учения, ориентированного на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2) увелич ение объема внимания и памяти. 3) формирование приемов умственных действий( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) . 4) развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей. 5) развитие речи, умение аргументировать свое высказывание, строить простейшие умозаключения. 6) выработка умения целенаправленно владеть своими умениями, видеть себя глазами окружающих. 7) формирование общеучебных умений и навыков( умения обдумывать, планировать свои действия) . Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы или поражены чем- либо неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога сделать процесс формирования ЭМП занимательным, необыкновенным, нетрадиционным. Применение нетрадиционных технологий по ФЭМП дает возможность поднять интерес у детей к изучаемому предмету, развить их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, дают возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.