Конкурс стихов посвященный 65-летию образования Белгородской области
Документы для скачивания
Игры на развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста Васильченко Любовь Алексеевна, музыкальный руководитель, МАДОУ «ЦРР- д/ сад № 2 г. Шебекино» Создавая комплекс игр, я придерживалась того, что для ребёнка необходимо попробовать себя в роли слушателя, исполнителя и автора. Поэтому в разработанной методике для более эффективного подхода к решению поставленных задач затронуты все возможные виды музыкальной деятельности детей на занятиях. Слово и движени е– вот те источники, из которых родилась музыка. Главный принцип работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям. Использование элементарных музыкальных инструментов( звуков тела – шлепков, щелчков, хлопков, притопов и простейших шумовых инструментов, в том числе и самодельных) вносит в занятия разнообразие и необычность. Самые оригинальные инструменты можно изготовить своими руками. Ими станут шумелки, шуршалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из подручных материалов, и должны быть определённого и точного тембра, доступны детям по своему размеру, весу, просты по своей конструкции, прочны, пригодны для частого использования их детьми. Игры к первому этапу. Игра «То- пы- то- пы » Цель: Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней; Ход игры: Наложение нескольких простых ритмов друг на друга. Детей делим на подгруппы. Каждая из подгрупп произносят свой текст. 1 группа: С ба- ра- ба- ном хо- дит ё- жик, бум- бум- бум… 2 группа: То- пы- то- пы, то- пы- то- пы, то- пы- то- пы, то- пы- то- пы. Игра «Имена». Цель: Р азвивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней. Ход игры: В се дети одновременно называют свои имена и прохлопывают каждый слог. По аналогии можно проговаривать и фрукты, овощи и т. д. , что помогает детям освоить классификацию. Игра «Музыкальные инструменты». Цель: р азвивать у детей воображение, ритмический слух. Ход игры: Фонемы, дополненные движением, или «пластическим жестом» перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты: Барабан – бум- бум – удары по коленкам. Тарелочки – тири- тир и- скользящие хлопки «тарелки». Ксилофон( глиссандо) – трик- трак – горизонтальное ритмичное движение руки вправо- влево- и т. д. Это помогает привлечь внимание детей и сделать задание ещё интереснее. С помощью фонем и пластического жеста с детьми можно делать целые композиции, озвучивание таким образом целых сказок. “Игра с инструментами». Цель: Р азвивать ритмический слух и внимание. Задача: С облюдать чёткий ритм, темп. Ход игры: Д ети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. В руках у каждого ребёнка инструмент, который он выбрал сам. Дети садятся так, чтобы инструменты одной группы не были рядом друг с другом, т. е. должен быть контра ст в зв учании. Выбирается один ребёнок, который начинает игру. Он ударяет по своему инструменту один раз, затем ребёнок, сидящий радом ударяет по своему инструменту, далее третий, четвёртый и т. д. Каждый инструмент должен прозвучать один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить. Играть с закрытыми глазами.
Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в условиях ФГОС. Музыкальный руководитель Васильченко Л. А. Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самоста новления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие». В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием. Иными словами, музыка и детская творческая деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего" Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. Родители- непосредственные участники педагогического процесса не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений. Родители должны быть осведомлены о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях. Иметь представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и т. д. Цель моей формы работы заключается в создании единого образовательного пространства с учетом изменения позиции родителей из « сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники» в процессе музыкального развития детей. Вовлечение родителей в музыкально- образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях: • повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей( индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, изготовление папок- передвижек) ; • вовлечение в музыкально- образовательный процесс( открытые занятия, участие в них, создание развивающей предметно- пространственной среды) ; • совместная культурно- досуговая деятельность( написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей, изготовление театральных атрибутов) . Данные формы работы музыкального руководителя направлены на решение программных задач художественно- эстетического развития дошкольников. Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей. Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско – родительских отношений. Наш детский сад в условиях модернизации системы образования стремится творчески осмыслить всё новое, осознать и пробовать внедрять это на практике.