Мастер-класс " Игры Воскобовича"
Документы для скачивания
Мастер- класс для педагогов по внедрению в образовательный процесс развивающих игр В. В. Воскобовича Подготовила: Клевцова В. Н. , воспитатель Цель мастер- класса: - повышение профессиональной компетентности воспитателей ч ерез использование игровых технологий В. Воскобовича. - знакомство с игровой развивающей технологией В. В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в ДОУ. Теоретическая часть. Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают дети, педагоги и родители. Автор методики В. В. Воскобович по специальности инженер- физик и на протяжении многих лет не имел прямого отноше ния к педагогике и психологии. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90- х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. Следует отметить, что основу развивающих игр Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение. Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы. Принципы методики Воскобовича 1. И нтересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. 2. И гра с пользой. Кроме увлекательной игры, ребёнок развивает мелкую моторику и усваивает учебную задачу. 3. Р азвитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей. Специфика развивающих игр Воскобовича Развивающие игры Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Широкий возрастной диапазон игр достигается за счет того, что каждая игра является комплексной и содержит множество задач, которые доступны как двухлетним малышам, так и дошкольникам. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. Популярные развивающие игры Воскобовича «Фиолетовый лес» С остоит из ковролиновой основы, жестко крепится на стене, размер 1* 1, 25. Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом ( показ методички) . В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам. Задачи, которые мы можем решать: - Ознакомление детей с окружающим миром( времена года, природные явления, растительный и животный мир) ; - Развитие познавательных процессов( пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение) ; - Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, классификации. - Развитию аргументированной и доказательной речи; « Коврограф ларчик» Представляет собой игровое поле из ковролина размером 1м\ 1м с нанесённой сеткой; в его набор входит: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные липучки», «Эталоны цвета», «Буквы, цифры». Оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность занятий. Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей, так и педагогов. Игра- конструктор « Геоконт » Игра- конструктор « Геоконт » представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у малышей. « Геоконт » вводит детей в мир геометрии, развивает у них мелкую моторику рук, помогает изучить цвета, величины и формы. С помощью данной игры ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыс лить. «Квадрат Воскобовича » Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами» и т. д. «Квадрат Воскобовича » состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. Квадрат легко трансформируется, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т. д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Р азвивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи ребенку помогут мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и прочие сказочные герои. «Квадрат Воскобовича » является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве. Кораблик «Плюх- Плюх» И гра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками- парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. Играя корабликом «Плюх- Плюх» ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые при глашают его в мир приключений. Кораблик «Плюх- Плюх» является многофункциональной игрой, которая знакомит малыша с различными цветами, формирует математические навыки, умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет. Кораблик Брызг Брызг Ларчик Кораблик «Брызг- Бры зг»- уникальное пособие для детей старшего дошкольного возраста. Игра учит разли чать цвета, знакомит с порядковым и количественны м счетом, помогает понять, как решать логико- математические задачи. Пособие представляет собой кораблик с семью мачтами. На каждой их них размещаются флажки в соответствии с цветами радуги. Количество флажков отражает порядковый номер мачты. Получается, что на первой расположен один красный флажок, а на последней мачте- семь фиолетовых. Основная задача детей – размещать на мачтах флажки. Вы можете предложить ребенку отсортировать их по цвету. Первый ряд снизу – фиолетовый, второй – синий и т. д. Или попросить собрать флажки лесенкой, то есть по диагонали( первый диагональный ряд – фиолетовый, второй – синий и т. д. Кораблик Брызг- Брызг входит в серию приложений к коврографу « Ларчик ». «Математические корзинки» Данное пособие приглашает малыша в сказочную страну математики. Ребенок с веселыми героями зверятами- цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия. Ребёнок в ходе игры помогает своим друзьям складывать в корзины грибы- вкладыши. При этом выясняя, кто собрал грибов больше, а кто меньше. Сколько грибов необходимо положить в корзину, чтобы она была полной. В предложенной автором инструкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малышом. Также ребенок в ходе игры выполняет задания на развитие мелкой моторики рук: разукрашивает, обводит и штрихует грибы. «Математические корзинки» являются универсальной игрой для детей от двух 1977390357505 лет и старше. Игра- шнуровка «Ромашка» Красивая ромашка поможет малышам составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить 200 слов. Для детей 2–3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук. «Теремки Воскобовича » «Теремки Воскобовича » признаны уникальной учебной моделью для подготовки ребенка к раннему чтению. Малыши в игровой форме учатся соединять буквы в слоги, а слоги преобразовывать в слова. Пособие включает в себя 12 разноцветных кубиков- теремков, на которых расположенные различные звуки. Каждый теремок оснащен окошком или аркой для гласных букв. В мир гласных букв малыша приглашают веселые артисты, имена которых начинаются с гласных букв: Орлекин, Арлекин, Ерликин, Урлекин и т. д. Чтобы соединить буквы в слог, нужно вложить соответствующий сундучок в теремок и пропеть слог, который после этого образовался. Также малыш знакомится со знаком ударения, мягким и твердым знаками. Далее ребенок учится составлять и читать первые слова. «Теремки Воскобовича » обогащают словарный запас ребенка, развивают его психические процессы и творческие способности. «Конструктор букв» Развивающая игра «Конструктор букв» является прекрасным помощником в период знакомства ребенка с буквами. В состав игры входит специальная фанерная основа с резинками, которые фиксируют части букв. Также детям предлагаются 15 деталей различной формы. Ребенок в ходе игры складывает графические образы различных букв, превращая их из одн ой в другую. Помогают сказочные обитатели Леса, которые желают узнать о секрете фокусника Филимона Коттерфильда. «Конструктор букв» помогает малышу быстрее понять взаимосвязь между звуком и буквой, та кже формирует у него графический образ б уквы. «Волшебная восьмёрка»" Волшебная Восьмерка" Воскобовича поможет развить у ребенка память, внимание, воображение, мелкую моторику рук, пространственное и логическое мышление, умение считать, составлять цифры и образные фигуры. Э та увлекательная и развивающая игра представляет собою основу, изготовленную из дощечки. На дощечку с помощью резинок крепятся разноцветные детали цифр, тоже фанерные. Ребенок должен научиться складывать из этих деталей- палочек все цифры от 0 до 9. Попутно ребенок усваивает понятие о цвете при помощи особой считалки Воскобовича. Она звучит так: " Кохле- Охле- Желе- Зеле- Геле- Селе- Фи" . В этой считалке начальные буквы соответствуют 7 цветам радуги. Самое основное правило- цвета должны идти в строго определенном порядке. Это позволит ребенку составлять цифры не только из палочек, но и мысленно. Следует отметить, что игры Воскобовича отличаются статичностью. В связи с этим устраивайте небольшие перерывы, выполняйте с детьми разминку. Игры Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с ребенком на протяжении 10 минут. Через время можно вернуться к выполнению заданий. Плюсы и минусы методики Воскобовича Многие детские учреждения успешно апробировали методику Воскобовича и были приятно удивлены полученным результатам. Малыши, с которыми систематически играли в развивающие игры Воскобовича, умели быстро анализировать и сравнивать полученную информацию. Дети также отлично ориентировались на плоскости, легко считали, имели навыки чтения, умели различать геометрические фигуры и цвета. Кроме этого, ребята, обучавшиеся по методике Воскобовича, умели долго концентрировать свое внимание на выполнение поставленных задач, всегда доводили дело до логического конца и обладали высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания. Все задания ребята выполняли с интересом и большим желанием. К минусам методики Воскобовича можно отнести лишь то, что авторские игры невозможно сделать самостоятельно.