a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Луковые истории"

Автор: Яхонтова Екатерина Игоревна Опубликовано: 2019-01-26 16:13:20

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад №22»

 

Проект «Луковые истории»

Авторы проекта:

Вдокичева Екатерина Игоревна – воспитатель первой квалификационной категории.

Коченова Наталья Алексеевна – воспитатель первой квалификационной категории.

 

Аннотация

Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели группы.

Срок выполнения проекта: две недели.

Цель проекта: развивать познавательный интерес детей, знакомить со свойствами растений.

Задачи проекта:

  • Формировать представления детей об особенностях внешнего вида лука, учить находить донце с корнями и верхушку.
  • Формировать навыки посадки лука, выявлять условия, необходимые для роста растения.
  • Вызывать интерес к наблюдению за процессом роста лука.
  • Обогащать словарь, вводить слова, обозначающие качества.
  • Учить детей оценивать полученные результаты, развивать желание и умение делиться своим опытом.

 

В ходе проекта дети изучают свойства лука, его строение, самостоятельно выращивают зеленый лук, учатся готовить блюда, содержащие зеленый лук.

Ход проекта

Проблематизация. В период профилактики гриппа дети приносили луковицы для приготовления фитонцидного масла. Несколько луковиц через некоторое время начали прорастать. У детей возник интерес, который был поддержан воспитателями.

Целеполагание.  Дети решают узнать, как в условиях северной весны вырастить хороший урожай зеленого лука.

Работа над проектом включала в себя три этапа.

Первый этап (подготовительный). В ходе обсуждения дети решают, что надо, во-первых, хорошо изучить внешний вид лука, узнать его отличия от других растений. Во-вторых, собрать информацию о луке (его особенностях, потребности в воде,  свете, земле, тепле), а также загадки, пословицы, игры, художественные произведения, посвященные луку, лечебные и кулинарные рецепты с использованием лука. В-третьих, попробовать самим посадить и вырастить лук.

Второй этап (основной).  В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познание». Дома вместе с родителями дети изучают разные сорта лука. На занятии в группе они рассматривают иллюстрации, картины, натюрморты с изображением овощей, изучают лук и свеклу (чеснок) – отмечают сходство и различия растений по цвету, форме, вкусу. Воспитатель рассказывает о луке. Проводятся беседы о истории возникновения лука, о строении лука, о использовании лука в медицине и кулинарии.

Лук относится к семейству луковых. Это двухлетнее растение с крупной луковицей, состоящей из сочных утолщенных листов-чешуй. В них и находятся все питательные вещества. Сверху луковица покрыта двумя-тремя сухими чешуями. Листья лука трубчатые. Цветочная стрелка заканчивается соцветием-зонтиком из 300-400 мелких цветков. Плод – коробочка с двумя черными семенами (чернушка). Выращивают лук как одно- или двухлетнее растение, размножают сменами или вегетативным способом. При первом способе из семян получают лук-репку, при втором выращивают «севок» - маленькие (0,7 – 2 см) луковички, из которых на следующий год получают лук – репку. Лук требует плодородной, легкой, влагоемкой почвы. Уход заключается в прополке, поливе. Лук отзывчив на  фосфатно-калийные удобрения.

Проводится экскурсия в магазин «Дачник» или «Семена». Ребята собирают «советы бывалых огородников», а в группе вместе с воспитателями проводят опыты, показывающие потребность лука в воде, свете, земле, тепле. На основе полученной информации дети составляют схему «Что нужно для посадки лука». Совместно с родителями дети готовят дома и приносят в группу необходимый инвентарь для посадки. В группе под наблюдением воспитателей сажают лук, затем ухаживают за ним и наблюдают за ростом растения, зарисовывая наблюдения в календаре наблюдений. Также в рамках образовательной области «Познание» с детьми проводились дидактические игры «Где растет?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Угадай на вкус».

«Здоровье». В рамках этой образовательной области проводилась экскурсия в кабинет медицинской сестры ДОУ, где с ребятами состоялась беседа о пользе лука. Дети узнали, что  летучие вещества – фитонциды, которыми богат лук, защищают наше здоровье.

«Физическая культура». Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Также с детьми проводились подвижные игры – «Собери лук в корзину» и «Огород».

«Чтение художественной литературы», «Развитие речи». В группе воспитатели читали детям сказку Джанни Родари «Чиполлино». Дома с помощью родителей дети собирали загадки и пословицы о луке и других овощах. Во второй половине дня дети просматривали мультфильм «Чиполлино», а после просмотра делились своими впечатлениями. Для младших дошкольников детьми старшей группы была организована театрализованная  деятельность  «Путешествие в страну овощей».

«Художественное творчество».  Проводились занятия по рисованию: «Какой бывает лук», «Овощи», «Рисуем Чиполлино», коллективная работа «Луковая грядка». Организовывалась выставка детских работ. Также дети лепили лук, выполняли аппликации «Луковичка», «Лук и чеснок». В ходе подготовки инвентаря к посадке лука дети сами украшали свои горшочки, используя различные по фактуре и цвету материалы.

«Социализация». В ходе работы над проектом были поставлены цели: развитие дружественных качеств, умение работать в коллективе, воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережного отношения к окружающей среде.

 

Работа с родителями.

  • Привлечение родителей к сбору информации и проблеме проекта, к приготовлению инвентаря для посадки лука.
  • Проведение консультаций для родителей по теме проекта: «Лук от семи недуг», «Лук в кулинарии».
  • Оформление совместно с родителями альбома «Луковые истории».

Презентация проекта.

  1. Ребята демонстрируют родителям и детям из других групп созданный своими руками «Огород на подоконнике».
  2. Участники проекта оформляют альбом «Луковые истории», содержащий сказку о луке, загадки о луке, рецепты лечения луком, рецепты блюд с использованием лука.

Приложение.

Пословицы о луке

Лук добр и к бою и во щах.

Лук, что царь, стрелы, что посланнички.

Лук да баня все правят.

Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.

Лук от семи недуг.

Облупил как луковку.

Миряне – родом дворяне: луковки во щах нет, а пуговка светленькая. Голо, голо, а луковка во щи есть.

Хрен да редька, лук да капуста – лихого не попустят.

 

Загадки о луке.

Пришел барин с грядки,

Весь в заплатках,

Кто ни взглянет,

Всяк заплачет.

 

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

 

Под землей невелик

В шубе золотой старик.

 

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

 

Сидит Игнатка на грядке,

Кафтан Игнатки в заплатках.

Кто Игнатку тронет,

Тот слезу обронит.

 

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто …(лук).

 

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть не драчун, а просто…(лук).

 

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Начали щипать –

Стали плакать и рыдать.

 

Скинули с Егорушки

Золотые перышки.

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

 

Художественное творчество (рисование).

Занятие №1. «Какой бывает лук?».

Программное содержание. Познакомить детей с разнообразными видами лука (лук – репка, красный лук). Формировать умения рисовать лук, уметь отображать в рисунке  строение луковицы, передавать ее форму.  Закреплять умение правильного закрашивания предметов.

Занятие №2. «Овощи».

Программное содержание. Закреплять образные представления об овощах. Продолжать формировать умение рисовать овощи, передавая их форму, цвет, характерные особенности.

Занятие №3. «Рисуем Чиполлино».

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить детей рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов).

Занятие №4. Коллективная работа «Луковая грядка».

Программное содержание. Учить детей отражать в рисунке строение и форму луковиц, рисовать разнообразные луковицы (большие, маленькие, округлые,  продолговатые). Закреплять умение работать кистью, красками. Развивать активность, творчество.

 

Художественное творчество (лепка).

Занятие №1. «Лепим лук».

Программное содержание. Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной, эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев.

Художественное творчество (аппликация).

Занятие №1. «Луковичка».

Программное содержание. Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника.

Занятие №2. «Лук и чеснок».

Программное содержание. Продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение.

 

Познание

Беседа №1. Тема: «Почему растения растут?».

Цель: выявить необходимые условия для роста растения.

Беседа №2. Тема: «Зачем растениям нужен свет?»

Цель: Показать, что для роста растения необходим свет.

Беседа №3. Тема: «Почему растения нельзя поливать холодной водой?»

Цель: Определить влияние тепла и холода на рост растений.

Беседа №4. Тема: «Во саду ли, в огороде!»

Цель: закрепить понятия: овощи, фрукты. Закрепить умение выделять характерные признаки овощей и фруктов. Побуждать детей проводить классификацию овощей и фруктов. Осваивать понятия: овощная база, овощехранилище

 

Литература.

  1. Разговор о правильном питании: Медическое пособие для учителя, Олма-Пресс, 2000
  2. Дурейко Л. И. Питание и здоровье. Минск: Персей, 1999.
  3. Мартынов С. М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. М.:Просвещение, 1993.
  4. Гуркин В. А., Докучаева Г. Н. «Лук от 100 недуг», изд. «АиН», 1998.
  5. Николаев Л. Аптека на подоконнике, Феникс 2006
  6. Надеждина Н. «Где щи, там нас и ищи!».- М.: Малыш, 1989.
  7. Н. А. Карпухина Программная разработка образовательных областей «познание» и «Социализация». Воронеж.2013
  8. Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности. Мозаика Синтез, Москва 2012.
  9. Е. А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. Изд. Каро, Санкт-Петербург, 2007.

Оставить комментарий: