Экологическое воспитание детей раннего возраста (презентация)
Документы для скачивания
Экологическое воспитание детей раннего возраста
1 слайд
Тема: Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста
2 слайд
Экологическое воспитание — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Так как в этом возрасте дети постоянно соприкасаются с природой и первые их ощущения связаны именно с компонентами природы: светом и темнотой, Солнцем и Луной на небе, теплом и холодом, явлениями погоды – ветром, осадками, звуками, красками, формой объектов природы, жизненными проявлениями разнообразных организмов, которые ежеминутно вторгаются в мир ребенка.
Необходимо с самого раннего возраста обучать детей любить и бережно относиться к природе, ведь в этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают переданную информацию.
Мы даем детям понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как люди. Сломанная ветка плачет и просит помощи, оторванные листочки погибнут, кошки или собачки могут поцарапать или укусить, если причинить им боль. Учим их заботиться о живой природе, правилам поведения в природе. Объясняем почему необходимо беречь и заботиться об окружающем мире, убирать за собой мусор. Но при этом мы сами должны служить примером для ребенка.
3 слайд
Мною были поставлены следующие задачи: заложить первые элементарные представления и ориентиры в мире природы; способствовать развитию у детей познавательных и речевых умений; воспитывать у детей гуманное и эстетическое отношение к природе.
4 слайд
Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования детей является правильная организация предметно – развивающей среды. Экологически предметно - развивающая среда уголка природы нашей группы включает: комнатные растения, календарь погоды, дидактические и развивающие игры экологического содержания, стол для игр с песком и водой, кинетический песок, предметы для игр с водой и песком, различные природные материалы для игр и опытно – экспериментальной деятельности.
5 слайд
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включая в нее работу с семьей. Для родителей оформляются различные стенды с информацией о воспитании экологической культуры детей, проводятся родительские собрания по теме, беседы, просьбы о помощи в оформлении и обогащении предметно-развивающей среды, участие в зимних постройках и конкурсах. Задания по совместной работе родителей с детьми дома и на улице.
6 слайд
Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, опытно-экспериментальная деятельность.
Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам и природе является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.
Наша основная задача обогатить мир ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений.
Свою работу по экологическому воспитанию мы должны выстраивать, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста. В первую очередь мы должны заинтересовать ребенка. Поэтому начинаем с того, что можем увидеть, потрогать (вода, камни, ракушки, песок, веточки, комнатные растения). А с помощью музыки со звуками природы мы можем дать возможность детям почувствовать всю красоту и доброту природы.
Малыши с раннего детства исследует окружающий мир, тянутся к красивому, яркому.
Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.
7 слайд
Чтобы разнообразить и сделать занятия более интересными можно проводить с детьми различные опыты, эксперименты и наблюдения (например, Игры с песком – пересыпают из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и рисуют).
8 слайд
Игры с водой – льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, делают фонтанчики, игры с водяной мельницей).
Вода помогает детям лучше изучить свойства предметов: легкие-тяжелые, тонут-плавают
9 слайд
Так же дети изучают свойства воды, снега и льда. Игры с водой и песком отлично помогают в адаптационный период, так как вода и песок имеют релаксационные свойства, а значит успокаивают и снимают нервное напряжение. Играя, дети развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику рук.
Поэтому детское экспериментирование можно рассматривать как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
10 слайд
Наиболее близки для детей комнатные растения. Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности порыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но если перестать за ними ухаживать они могут погибнуть. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам.
Итак, знакомство маленького ребенка с зелёным царством формирует первые эстетические представления о жизни «зелёных друзей», способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное отношение к растениям.
11 слайд
Наблюдения проводятся и на территории детского сада. Дети знакомятся и получают элементарные представления о деревьях и растениях (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена).
В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе. В процессе изучения дерева, на которое ребенок раньше не обращал внимания, он открывает много неожиданного, нового. Оказывается, дерево может быть разным в разную погоду, в разное время года на нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц).
При знакомстве детей с зимующими и перелетными птицами получают элементарное представление о птицах (клюв, крылья, хвостик, перья, летают, клюют). Узнают, чем питаются, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, поэтому их нужно подкармливать.
12 слайд
Успех экологического воспитания детей 2-3 лет обеспечивается пониманием психофизиологических особенностей. Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Воспитатель осуществляет экологическое воспитание детей младшего возраста при помощи дидактических игр с игрушками изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.
Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
13 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!