Мастер-класс по пдд "Применение кейс-технологий в ДОУ"
Документы для скачивания
Мастер-класс: «Применение кейс – технологии в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах».
Цель: научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми.
Задачи:
-расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении;
-создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов;
-повысить их профессиональное мастерство.
Оборудование: проектор, ноутбук, игрушки, дорожные знаки, дипломы «Юный автоинспектор», кейсы с дорожными ситуациями и атрибутами.
Ход мастер-класса. (Слайд № 1)
- Вступительная часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Для мастер-класса прошу выйти 6 человек. Нужно поделиться на 2 команды по 3 человека и присесть за столы. Спасибо.
Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон, и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии.
В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс-метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах.
Слайд № 2. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Слайд №2. Родиной кейс-технологии являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета, в России она появилась
3-4 года назад, но быстро приобрел популярность.
В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик.
Слайд №3. Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Слайд №4. Виды кейсов:
-Печатный кейс;
-Мультимедиа кейс;
-Видео кейс.
Слайд №5. Что может содержать кейс?
-Текстовый материал;
-Иллюстративный материал.
Слайд №6. Типы кейсов:
Кейсы-инциденты |
Кейсы-вариации и догадки |
Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации. Кейсы-драматизации. Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений. |
Серия опорных картинок. Предметные картинки, демонстрирующие источник опасности. Кейсы наоборот. Кейсы-варианты развития событий. |
Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
- Знакомство с ситуацией.
- Выделение основной проблемы.
3.Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.
- Формулирование правила, вывода по основной проблеме.
Слайд № 7. Пример работы с фото-кейсом.
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, для того чтобы вы лучше поняли основную суть кейс-метода, предлагаю на практике изучить несколько видов кейсов. Как вы понимаете, работать будем по подгруппам: 1-ая и, соответственно, 2-ая подгруппа (на столе таблички с номером подгруппы). Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.
Слайд №8. «Фото-кейс» рассмотрим с 1-ой подгруппой воспитанников.
- Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?
- А теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. Отвечает один из подгруппы. (Ответы детей, формулировка правила: « Переходи дорогу в положенном месте, по «зебре» или по светофору)
- Молодцы! Верно!
Слайд №9. 2- ой подгруппе предлагаю рассмотреть «Кейс-иллюстрацию». - Что изображено на картинках? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге) Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей) А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. ( Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)
Словесное поощрение за правильные ответы.
Слайд № 10. «Кейс - наоборот» (каждой подгруппе).
1-ой подгруппе. Вчера я услышала, как папа ругал своего сына. Послушайте: « Сын, ты меня сегодня очень расстроил! Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до «зебры», посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом , не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».
Итак, вопросы:
- Какие неправильные действия совершил мальчик?
- К чему приводит такое поведение на дороге?
- Как нужно было перейти дорогу?
- Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги. (Ответы, правило: «Переходи дорогу в положенном месте или по светофору за руку со взрослыми)
2-ой подгруппе. Мама ругала девочку на улице: « Ты умная девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей стороны! Ты могла бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»
Итак, вопросы вам.
- Какие неправильные действия совершила девочка?
- К чему приводят игры рядом с дорогой?
- Как нужно было поступить девочке?
- Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть опасно. (Ответы, правило: «Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно на специальной площадке для игр, которая будет далеко от дороги»)
Слайд № 11. Следующее задание это - «Кейс – драматизация». Каждой подгруппе предлагается набор: дорожные знаки, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения.
Подгруппы по очереди обыгрывают ситуации.
Слайд №12 .«Кейс на основе мультфильмов или литературных произведений».
- Предлагаю посмотреть мультфильм. Пауза при возникновении опасной ситуации. – Какая опасная ситуация может произойти с мальчиком, который отстегнул свой ремень безопасности? (варианты ответов) Давайте посмотрим продолжение и сравним ваши варианты развития события с продолжением в мультфильме. (Просмотр мультфильма до момента вывода по сюжету.) – Молодцы! Варианты были правильные! А какое правило можно сформулировать, чтобы избежать такой травмоопасной ситуации? (Варианты ответов, показ вывода в мультфильме)
Подведение итогов.
Уважаемые коллеги, позвольте подвести итоги мастер-класса. Сегодня мы с вами познакомились с кейс-технологией, которая способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника будет вырабатываться устойчивый навык решения практических задач.
И еще, при решении кейсов с детьми поощряйте и стимулируйте их. Слайд № 13. За активную работу, правильные решения можно вручить детям сертификат, диплом, грамоту. Такой «документ» будет стимулировать детей узнавать новое и запоминать ранее изученные правила дорожного движения. Поэтому, за активную, сплоченную и дружную работу хочу наградить участников мастер - класса дипломами. А членам жюри разрешите вручить сувениры, которые будут напоминать о правилах дорожного движения.
Слайд № 14.И в заключении, как гласит современная народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а очень умный – на кейсах!». Спасибо за внимание!»