О дыхании
Документы для скачивания
4822825- 18288000 Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормаль ной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием об щей ослабленности, аденоидных разращений, различных сер дечно- сосудистых заболеваний и т. д. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби рать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укорочен ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице( в теплое время года) . Вдох надо делать через нос, плечи не под нимать. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. ( Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами. ) Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой( а не просто выдыхал) . Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеян ная и слышится звук, похожий на[ X] , значит, ребёнок дует неправильно. Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Мно гократное выполнение дыхательных упражнений может при вести к головокружению. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть. Регулярное выполнение дыхательных упражений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний! 2292351663700044392852413000 Дудочка Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы. 26676353238500016065527559000 Загони мяч Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный ша рик на столе, стараясь за гнать его в «ворота»( между двумя карандашами) . 34607511239500428434514097000 Фокус 1. Сделай «чашку»( боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок) . 2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. 3. Сделай вдох через нос. 4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх. 35115511938000381010414000 Одуванчик Ветер дул на одуванчик — Разлетелся сарафанчик. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке. 476250137160004986020- 15176500 Сдуй снежинку Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись как снежок. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю гу бу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф- Ф- Ф, сдуй ват ный шарик — «снежинку» с ладо ни. Повтори три- четыре раза, сле дя, чтобы не надувались щёки. ( Главное, чтобы ребёнок произно сил звук, похожий на[ Ф] , а не на[ X] , т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная) . 295910952500038104508500 Вертушка Дуют дети на вертушку Очень славная игрушка! Крутится, вращается, Детишкам очень нравится! Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ». 32321511303000334708517462500 Кораблик По волнам корабль плывёт. Ты вдохни, надуй живот. А теперь ты выдыхай И кораблик опускай. Руки положить на область диафрагмы. Плавно и нето ропливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш. . . » или «ффф. . . ». 276860- 17399000 Мыльные пузыри Взял соломку Игорёк, 4439920- 1524000 Надул мыльный пузырёк. Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно наду вать мыльные пузыри. 339725145415004254518542000 Бабочка Бабочка- коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке! Вырежьте из бумаги не сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. 4669155128460500 В данном комплексе использует ся сочетание дыхательных и фи зических упражнений, при выпол нении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и вынос ливость дыхательных мышц, ко ординируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функцио нальная деятельность всех орга нов и систем организма. 37465013779500 Надуй шарик Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем: Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Выбрать удобную позу( сидя, стоя) , положить одну руку на жи вот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глу бокий вдох через нос( живот при этом немного выпячивается впе ред, а нижняя часть грудной клет ки расширяется, что контролиру ется одной или другой рукой) . Пос ле вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох( живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение) . 3333758763000486791010160000 Наклоны Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки впе ред вверх — глубокий вдох( надуть живот) , опустить руки вниз и, отве дя их назад, наклониться вперед — полный выдох( живот втягивается) . Долго дятел дуб долбит( руки вперед вверх) . Клювом дятел дуб долбит( руки вниз назад) : Тук, тук, тук, тук, тук, тук( руки вперед, вверх) . Пауков найдет он тут( руки вниз назад) . 33337511366500 Повороты Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в сто роны, влево поворот — вдох, вправо — выдох. 474091027178000 Боком- боком, боком- боком Ходит галка мимо окон. Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена. 3333758382000 Ветер дует Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот. Я подую высоко( руки поднять вверх, встать на носки, подуть) , Я подую низко( руки перед собой, присесть и подуть) , Я подую далеко( руки перед собой, наклон вперед, подуть) , Я подую близко( руки положить на грудь и подуть на них) .