a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Модель методического сопровождения педагогов

Автор: Ягупова Наталья Викторовна Опубликовано: 2019-01-31 04:44:04

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Одуванчик» г. Назарово Красноярского края Модель методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДО. Автор: Ягупова Наталья Викторовна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 «Одуванчик» Реформирование Российского образования, обновление всех компонентов образовательной деятельности повысили планку требований к педагогическим работникам. Требования к современному педагогу отражены в Профессиональном стандарте, вступающем в действие в 2017 году. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. В условиях реформирования системы образования методическая работа имеет особую ценность. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолог о- педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, его установки. На развитие всего перечисленного выше направлена методическая деятельность в ДОО. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования. Уже одно это требует не эпизодического, а комплексного подхода к многогранной научн о- методической работе. Методическая готовность- это сложное, целостное интегративное явление, состоящее из трех взаимосвязанных друг с другом компонентов и характеризующее вооруженность работников образования необходимыми для успешной реализации ФГОС ДО методическими знаниями и компетентностями. Познавательный компонент( что я, педагог, знаю и умею по ФГОС) : наличие знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение; наличие умений, навыков и способность применять их в условиях реализации ФГОС; способность классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровождающие введение ФГОС; способность выделять методические проблемы, связанные с реализацией ФГОС, анализировать и решать их; владение активными методами и формами деятельности по реализации ФГОС. Эмоциональный компонент( характеризуется степенью внутреннего принятия деятельности по реализации ФГОС- согласен так работать) : осознание ценности знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение; удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС; признание приоритетности субъектных отношений в процессе реализации ФГОС. Мотивационный компонент( хочу научиться работать по- новому) : интерес к методической работе, посвященной реализации ФГОС; постановка и осознание целей методической деятельности, посвященной реализации ФГОС; наличие мотива достижения цели реализации ФГОС; наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе реализации ФГОС. Прежде чем анализировать проблемы методического сопровождения педагогов и выстраивать модель методической работы в ДОУ, н еобходимо раскрыть значение понятий «сопровождать», «сопровождение», «методическое сопровождение». В толковом словаре Ожегова" сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем- то, а" сопровождение" - явление, действие вместе с чем- то. Методическое сопровождение – взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана. Методическое сопровождение включает в себя необходимое информационное обеспечение, наличие учебно- методических комплексов, т. е. разнообразных методических средств, оснащающих и способствующих более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности. Это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместная продуктивная работа методиста и педагога; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров. В научной литературе по- разному определяют понятие «методическая работа», но все они, так или иначе, выделяют один объект методической работы- это профессиональное мастерство педагогов. При рассмотрении субъекта методической работы выступает целый ряд действующих лиц: - сам педагог( самообразование) ; - администрация ДОУ; - специальные функциональные органы( методический совет, методические объединения и пр. ) ; - передовые педагоги; Именно взаимодействие объекта и субъекта является фундаментом методической работы. Обобщая исследования ученых по изучаемой проблеме, мы можем выделить следующие основные задачи методического сопровождения педагогов: информирование педагогов об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России; содействие осмыслению происходящих изменений и выработке собственного отношения к ним; систематизация представлений об условиях и способах повышения качества образования, реализации компетентностного подхода, развития личности воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, развития способностей. ознакомление с современными технологиями и методиками обучения, в том числе и с информационными; формирование умений проектирования и конструирования образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями; содействие развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально- значимых личностных качеств, их культурной толерантности; формирование мотивации к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению общекультурного уровня, психолого- педагогической и методической компетентности педагогов. Содержание педагогических компетентностей педагогов ДОУ Компетентность Содержание компетентности Методологическая компетентность Реализация системно- деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребёнка в дошкольном учреждении с трех позиций( ДО, группа, каждый ребёнок) совместная( партнёрская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач Психолого- педагогическая компетентность Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательной деятельности. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательной деятельности( педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательной деятельности) Коммуникативная компетентность Заключается в практическом владении приёмами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений( дети, родители, члены семьи, педагоги) . Исследовательская компетентность Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно- экспериментальные методы организации образовательной деятельности: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми на основе которых они сами устанавливают причинно- следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять её в условиях своего образовательного учреждения, группы Презентационная компетентность Умение презентовать положительный своей профессиональной деятельности в написании статей в журналах, на образовательных сайтах, выступления на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д Акмеологическая компетентность Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. Информационно- коммуникационная компетентность Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете Все эти позиции мы постарались максимально учесть при разработке модели методического сопровождения педагогов. Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие объективно необходимых профессиональных педагогических знаний и педагогической позиции, управление профессиональными компетентностями педагогов 1972310111760 Методические часы Педагогические чтения 00 Методические часы Педагогические чтения 133350159385 Педагогический коллектив Педагогический коллектив 4448175102235 Педагог Педагог 2197100105410 Мотивационный этап 00 Мотивационный этап 15843255715008343901574800031737307239003475355237778 Индивидуальная программа проф. р азвития 00 Индивидуальная программа проф. развития 1160145250825 Этап анализа и коррекции 00 Этап анализа и коррекции 2995164194829 Практический этап 00 Практический этап 502285153037 Педагогический совет Методический совет 00 Педагогический совет Методический совет 237553586995 Творческие группы Творческие группы 3822065247650001344930247650003056255514350436245068580 « Вершины творчества » Педагоги со стажем работы 00 « Вершины творчества » Педагоги со стажем работы 234315068580 «Ступеньки успеха » Педагоги, имеющие небольшой стаж работы 00 «Ступеньки успеха » Педагоги, имеющие небольшой стаж работы 33337568580 « Первые шаги» Педагоги, которые только пришли в ДОУ 00 « Первые шаги» Педагоги, которые только пришли в ДОУ 5276850180975315277518097510953751333504427855264160 проектная, апробационная и экспертная деятельность. 00 проектная, апробационная и экспертная деятельность. 0290830 изучает нормативную базу, знакомится с О О ОП и особенностями рабочих программ, анализирует образовательные ресурсы, осваивает терминологию и виды детской деятельности и т. д 00 изучает нормативную базу, знакомится с О О ОП и особенностями рабочих программ, анализирует образовательные ресурсы, осваивает терминологию и виды детской деятельности и т. д 2287270271780 на практике осваивает образовательные технологии, проектирует деятельность детей в соответствии с заданной структурой, осуществляет анализ и самоанализ НОД 00 на практике осваивает образовательные технологии, проектирует деятельность детей в соответствии с заданной структурой, осуществляет анализ и самоанализ НОД 32956502546350552450021653500109537525463504562475164465 Наставничество, конкурсы проф. мастерства, открытые занятия, руководство школой молодого педагога, публикации 00 Наставничество, конкурсы проф. мастерства, открытые занятия, руководство школой молодого педагога, публикации 228600183515 Консультационный семинары, тренинги, семинары- практикумы и т. д 00 Консультационный семинары, тренинги, семинары- практикумы и т. д 2343150135255 Практикумы, мастер- классы, взаимопосещения, «Школа молодого педагога» 00 Практикумы, мастер- классы, взаимопосещения, «Школа молодого педагога» 3295650229235001200150248285004133850248285002219325102870 Семинары- практикумы, круглые столы, педагогические конференции, мастер- классы 00 Семинары- практикумы, круглые столы, педагогические конференции, мастер- классы Разработанная нами модель методического сопровождения педагогов базируется на трех субъектах методической деятельности: весь педагогический коллектив, отдельный педагог и группа педагогов- единомышленников. Логика такого определения субъектов возникла по аналогии с привычными в педагогике формами работы: фронтальной, групповой и индивидуальной. Каждому субъекту отведена определенная методическая роль. Основной формой работы со всем коллективом остается Педагогический совет, призванный нести ответственность за общие ориентиры развития ДОО, обеспечивающий нормативн о- правовое сопровождение образовательной деятельности ДОУ, регламентирующий общие направления методической работы. В условиях введения инноваций именно Педагогическому совету в нашей модели отведена ведущая роль по формированию положительной мотивации педагогического коллектива. В целях повышения информационной, мотивационной и личностной готовности педагогов к введению инноваций на этапе мотивации эффективной формой работы стали Педагогические чтения, посвященные наиболее важным теоретическим аспектам вводимых инноваций и сопровождаемые активным обсуждением. На смену мотивационному этапу приходит практический, где активным субъектом методической деятельности становится педагог, которому предстоит определиться с дальнейшими целями своего профессионального развития, сопоставив их с общими целями развития Д ОО. Ведущую роль на данном этапе мы отводим составлению индивидуальной программы профессионального совершенствования для каждого педагога, частью которой обязательно станет повышение квалификации в ходе курсовой подготовки или стажировки. Дальнейшее выстраивание методической деятельности педагогов немыслимо без взаимодействия с коллегами. Педагогу предстоит выбрать группу единомышленников, наиболее близких по уровню теоретической и практической подготовки, по степени мотивации и готовности к творчеству. Анкетирование позволяет нам определить затруднения педагогов в организации современного качественного образования, а так же выяв ить способности педагогов к саморазвитию( П риложение 1) . В ходе творческой деятельности проявляется гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Поэтому именно работа в составе творческих групп – самый эффективный путь повышения педагогической компетентности педагога. Учитывая особенности педагогического коллектива нашего детского сада, мы сочли возможным выделить в нашей модели три разновидности творческих групп: Педагоги, которые только пришли в дошкольное учреждение; Педагоги, имеющие небольшой стаж работы в дошкольном учреждении Педагоги со стажем работы в ДОУ Отметим особенности методического сопровождения творческих групп. Деятельность творческих групп регламентируется утвержденным в ДОО положением, согласно которому каждая группа функционирует в одном составе в течение одного учебного года, после чего состав может обновляться и корректироваться. Заседания групп проводятся не реже 1 раза в квартал. Тематика заседаний планируется в начале года. В конце года группа отчитывается на итоговом педсовете о своей деятельности. Для каждой группы определены целевые ориентиры и круг задач, направленных на достижение поставленных целей. Первая группа, изучает нормативную базу, знакомится с ООП дошкольного образования и особенностями рабочих программ, осваивает образовательные ресурсы, материально- техническую базу, работает с целевыми ориентирами, осваивает терминологию и структуру НОД по ФГОС. Основные формы работы этой группы- практикумы по работе с документацией, вебинары, тренинги, просмотр НОД. В качестве одной и з форм деятельности этой группы выступает постоянный консультационный семинар, преследующий цель систематизации знаний слушателей, участников о ФГОС ДО, формирования мотивационной готовности участников к педагогической деятельности по реализации стандарта и включение участников в наработку практических навыков его реализации. Семинар построен как система модулей. Каждый модуль имеет свое содержание, которое выстраивается в соответствии с запросами педагогов. 1 модуль раскрывает концептуальные основы, структуру и содержание ФГОС ДО. 2 модуль рассчитан на информационно- методическое и нормативно- правовое сопровождение введения ФГОС ДО, характеристику новых требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3 модуль раскрыва ет проблемы проектирования ООП на основе требований ФГОС ДО; мониторинга образовательных результатов в соответствии целевыми ориентирами дошкольного образования. 4 модуль нацелен на раскрытие содержания программы по образовательным областям и систем у оценки освоения Программы. Вторая творческая группа педагогов на практике осваивает образовательные технологии, проектирует НОД в соответствии с заданной структурой, осуществляет анализ и самоанализ НОД. Основная цель для педагогов этой группы – научиться на практике применять все то, над чем работали в предыдущий год, и, в первую очередь, научиться организовывать совместную деятельность с детьми в соответствии с ФГОС ДО в системе, а не от случая к случаю. Основные формы работы для этой группы- практикумы по проектированию детской деятельности, взаимопосещение занятий с по следующим анализом. Именно в ходе такого взаимодействия можно обеспечить создание единого образовательного пространства, обеспечить комплексный подход к организации образовательной деятельности и единые требования к оценке еѐ результатов. В рамках работы этой творческой группы о рганизована деятельность" Школы молодого педагога" , целью которой является помощь педагогам в становлении и совершенствовании профессиональной компетентности. Задачами данной школы является содействие профессиональному росту педагогов, оказание практической помощи педагогам в образовательном учреждении, выявление проблем у начинающих педагогов и пути их разрешения. Реализации программы «Школа молодого педагога» позвол яет педагогам: адаптироваться в новых условиях практической деятельности; пополнять и конкретизировать свои знания; совершенствовать профессиональные умения, компетенции; осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе ситуаций, находить ответы на сложные вопросы; постоянно пополнять педагогическую копилку; формировать гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно- образовательный процесс;   раскрывать свой творческий потенциал и иметь возможность демонстриро вать профессиональные достижения. В ходе работы «ШМП» используются практические и теоретические формы и методы организации работы. ( Приложение 2) Для третьей группы педагогов на первый план выходит проектная, познавательно- исследовательская, апробационная и экспертная деятельность. Члены этой группы –п едагоги, освоившие ФГОС ДО как в теории, так и на практике. Они уже готовы транслировать свой опыт коллегам. Основные формы работы: участие в деятельности различных педагогических сообществ, публикации, конкурсы педагогического мастерства, открытые занятия, мастер- классы, наставничество, руководство проблемными и творческими группами. Наставничество. Процесс наставничества затрагивает интер есы  трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации- работодателя. Наставник Молодой специалист Руководитель Д ОУ 1002030330200098361542545009537705207000 Развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе с опровождения и обучения молодых специалистов, развивать и продвигать собственную профессиональную карьеру. Получает знания, развивает компетенции, повышает свой профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, Повышает профессиональный уровень подготовки кадров, выстраивает конструктивные взаимоотношения с кадрами, между сотрудниками Высокий потенциал наставничества и его эффективность объясняются тем, что: • этот метод адаптации специалиста предполагает гибкость в организации: нет набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами; • в основе наставничества – взаимодействие, ценностно- ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес; • этот метод адаптации к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры; • наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности; • это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»; • наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения. Перечисленные признаки подтверждают значимость этого метода профессионального становления личности, его действенность и образовательную ценность. Оптимальным приемом формирования пары «педагог- наставник – молодой педагог » для нас стало анкетировани е и психологический тест( приложение 3) . Анкета для педагога- наставника поможет определить готовность педагога к выполнению должности наставника, навыки межличностного общения, уровень профессиональной компетентности. Анкета для молодого специалиста выявит пробелы в педагогической подготовке выпускника вуза, поможет определить, насколько он готов повышать свой профессиональный уровень. Тест на выявление психологической совместимости определит степень их психологической совместимости в профессиональной педагогической деятельности. В зависимости от того, проблемы какого свойства сопутствуют педагогической деятельности молодого специалиста, осуществляется подбор опытного педагога на роль наставника. Ошибка в выборе роли может привести к тому, что цель наставнической помощи не будет достигнута. С учетом профессиональных потребностей молод ых педагогов мы выдели ли следующие роли педагогов- наставников. «ПРОВОДНИК». Обеспечит подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения «изнутри». «ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ». Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого специалиста атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет педагога от возможных проблем межличностного характера. «КОНСУЛЬТАНТ». За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. «КОНТРОЛЕР». В организованной таким образом наставнической поддержке молодой педагог самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих задан ий, проблемных ситуаций и т. п. Работа педагогов в составе разных творческих групп ни в коем случае не исключает их взаимодействия между собой. В своей модели мы обозначили возможные формы такого взаимодействия: семинары, круглые столы, педагогические конференции, открытые уроки, мастер- классы, практикумы. Практический этап сменяется этапом анализа и коррекции. Полученные в ходе методической деятельности результаты обобщаются, анализируются. Выявляются достижения и нерешенные проблемы, намечаются пути коррекции. Наиболее значимые достижения и наиболее актуальные проблемы выносятся на Методический совет и Педагогический совет, после чего начинается новый этап мотивации на пути достижения новых целей и решения новых задач Методический совет является главным связующим звеном всех подструктур, звеньев. В состав методического совета входят старший воспитатель, руководители творческих, экспертных групп. Функции методического совета ДОУ: Диагностическая( монитори нг педагогической деятельности, анализ, аттестация педагогических кадров) ; Информационная( информационная поддержка педагогов, формирование банка данных) ; Научно- исследовательская( координация научно- исследовательской деятельности, презентация инновационного профессионального опыта) ; Организационная( подготовка к участию в конкурсах педагогического мастерства, распространение передового опыта, с тимулирование труда педагогов) ; Образовательная( внедрение и апробация современных технологий, экспертиза и утверждение программ) . М ониторин г профессиональной деятельности. Разработанная система оценки профессионального развития педагога и его профессионального роста включает( Приложение 4) : Самопрезентация педагогов( присущие качества личности, как положительные, так и отрицательные) ; Затруднения в организации образовательного процесса( самодиагностика) ; Характеристика профессионально- педагогической компетентности: - педагогические умения( организаторские, коммуникативные, проектировочные, дидактические, методические, аналитические) ; - профессионально- педагогические( мышление, наблюдательность, интуиция, рефлексия, оптимизм, такт, эрудиция, импровизация) ; - личность педагога( гуманистическая направленность, позитивная Я- Концепция, креативность, работоспособность) . Характеристика деятельности и общения педагога; Показатели сформированности умений, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности На каждого педагога создан банк профессиональных достижений, позволяющий осуществлять мониторинг личных и профессиональных достижений педагога. Данный банк даёт возможность увидеть потребности педагога, динамику профессионального роста, скорректировать дальнейшую стратегию сопровождения, определить перспективы профессионального развития, и создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности. Одним из результатов реализации модели может служить проектирование методического абонемента образовательной организации( Приложение 5) . Методический абонемент – общий образовательный марш рут профессионального развития. Ведение этого документа позволит более качественно отслеживать и анализировать результаты профессионального роста педагогов, более точно корректировать их индивидуальные образовательные маршруты. Методический абонемент образовательной организации содержит сведения обо всех педагогах – кто, где и когда повышал свою профессиональную компетентность, на каком уровне и какую роль при этом выполнял. В методическом абонементе можно распределить педагогов на обучающие мероприятия на весь учебный год в зависимости от той целевой группы, в которую они входят и с учетом своей роли: слушатель или участник. Каждый будет заранее знать, что ему предстоит изучить в этом учебном году, на каких мероприятиях побывать, где представить свой опыт, где помочь коллегам и т. д. Таким образом, документ поможет выявить педагогов, занимающих более активную либо, наоборот самую пассивную позицию в коллективе. Это, в свою очередь, позволит выстроить методическое сопровождение профессионального роста педагогов на следующий учебный год более конструктивно и продуктивно для всех участников образовательных отношений. Заключение Приступая в разработке модели методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО, мы планировали получить продукт, удовлетворяющий следующим требованиям: - универсальность( методическое сопровождение педагогов с разным уровнем мотивационной, информационной и технологической готовности) ; - гибкость( возможность быть в короткие сроки адаптированной к изменениям в сфере образования, к возможным инновациям) ; - продуктивность( возможность для создания инновационных методических продуктов, способствующих успешной реализации ФГОС ДО) На наш взгляд, разработанная нами модель в достаточной степени соответствует заданным критериям. Мы уже начали апробацию этой модели в сво ем ДОУ. Анализируя полученный в ходе внедрения опыт, мы убедились, что из всех возможных подходов к созданию творческих групп подход, предполагаемый нашей моделью наиболее адекватен к нашим условиям. Он позволяет обеспечить и индивидуальный подход к организации методического сопровождения педагогов с разным уровнем готовности к введению инноваций, и, главное, дает возможности для гибкого реагирования на происходящие в сфере образования изменения. Слабым звеном в ходе внедрения нашей модели на данный момент пока является разработка индивидуальной программы самосовершенствования педагогов, с трудом удается преодолеть формальный подход к этой форме методической работы. Но модель работает, творческая мысль не стоит на месте, а значит, в скором времени и эта проблема будет решена.

Оставить комментарий: